Тема: «Производная
тригонометрических функций».
Тип урока – урок закрепления знаний.
Форма урока – интегрированный урок.
Место урока в системе уроков по данному
разделу – обобщающий урок.
Цели поставлены комплексно:
- обучающие: знать правила дифференцирования, уметь применять правила вычисления производных при решении уравнений и неравенств; совершенствовать предметные, в том числе вычислительные, умения и навыки; навыки работы с компьютером;
- развивающие: развитие интеллектуально-логических умений и познавательных интересов;
- воспитательные: воспитывать адаптивность к современным условиям обучения.
Методы:
- репродуктивные и продуктивные;
- практические и словесные;
- самостоятельные работы;
- программированное обучение, Т.С.О.;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- дифференцированного обучения;
- индуктивно-дедуктивный.
Формы контроля:
- устный опрос,
- программированный контроль,
- самостоятельная работа,
- индивидуальные задания на компьютере,
- взаимопроверка с применением диагностической карты учащегося.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
а) Сообщение целей и задач:
- знать правила дифференцирования, уметь применять правила вычисления производных при решении задач, уравнений и неравенств;
- совершенствовать предметные, в том числе вычислительные, умения и навыки; навыки работы с компьютером;
- развивать интеллектуально-логические умения и познавательные интересы;
- воспитывать адаптивность к современным условиям обучения.
б) Повторение учебного материала
Правила вычисления производных (повторение формул по компьютеру со звуковым сопровождением). док.7.
- Чему равна производная синуса?
- Чему равна производная косинуса?
- Чему равна производная тангенса?
- Чему равна производная котангенса?
III. Устная работа
Найти производную. |
|||
Вариант 1. |
Вариант 2. |
||
у = 2х + 5. |
у = 2х – 5. |
||
у = 4cos х. |
у = 3sin х. |
||
у = tg х + ctg х. |
у = tg х – ctg х. |
||
у = sin 3х. |
у = cos 4х. |
||
Варианты ответов. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
–2 |
5 |
–5 |
4sin х |
– 4sin х |
3cos х |
– 3cos х |
1/cos2х + 1/sin2х |
1/cos2х–1/sin2х |
1/sin2х –1/cos2х |
1 |
4sin4х |
– 4sin4х |
3cos3х |
– 3cos3х |
Обменяйтесь тетрадями. Отметьте в диагностических картах верно выполненные задания знаком +, а неверно выполненные задания знаком –.
IV. Решение уравнений с помощью производной
– Как найти точки, в которых производная равна нулю?
Чтобы найти точки, в которых производная данной функции равна нулю, нужно:
– определить характер функции,
– найти область определения функции,
– найти производную данной функции,
– решить уравнение f '(x) = 0,
– выбрать верный ответ.
Задача 1.
Дано: у
= х – sin x.
Найти: точки, в которых
производная равна нулю.
Решение. Функция определена и
дифференцируема на множестве всех
действительных чисел, так как на множестве всех
действительных чисел определены и
дифференцируемы функции g(x) = x
и t(x) = – sin x.
Используя правила дифференцирования, получим f
'(x) = (x – sin x)' = (x)' – ( sin x)' = 1 – cos x.
Если f '(x) = 0, то 1 – cos x = 0.
cos x = 1/; избавимся
от иррациональности в знаменателе, получим cos x
= /2.
По формуле t = ± arccos a + 2n, n Z, получим: х =
± arccos /2 + 2n, n Z.
Ответ: х = ± /4 + 2n,
n Z.
V. Решение уравнений по алгоритму
Найти, в каких точках обращается в нуль производная.
f(x) = sin x + cos x |
f(x) = sin 2x – x |
f(x) = 2x + cos(4x – ) |
Ученик может выбрать любой из трёх примеров. Первый пример оценивается оценкой «3», второй – «4», третий – «5». Решение в тетрадях с последующей взаимопроверкой. Один ученик решает у доски. Если решение оказывается неверным, то нужно ученику вернуться к алгоритму и попытаться решить снова.
Программированный контроль.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||
y = 2х3 |
y = 3х2 |
|||
y = 1/4 х4 + 2х2 – 7 |
y = 1/2 х4 + 4х + 5 |
|||
y = х3 + 4х2
– 3х. |
y = 2х3 – 9х2
+ 12х + 7. |
|||
y = sin 2х – cos 3х. |
y = cos 2х – sin 3х. |
|||
y = tg х – ctg(х + /4). |
y = ctg х + tg(х – /4). |
|||
y = sin2х. |
y = cos2х. |
|||
Варианты ответов. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
6х2 |
6х |
6 |
6х3 |
|
2х3 + 4 |
х3 + 4х |
2х3 + 4 |
2х3 + 4х |
|
–3; 1/3 |
–1/3; 3 |
1; 2 |
–1; 2 |
|
сos 2х – sin 3х |
2sin 3х – 3cos 3х |
–2sin 2х – 3cos 3х |
2cos 2х + 3sin 3х |
|
1/cos2(х – /4) + 1/sin2х |
1/cos2х + 1/sin2(х + /4) |
1/cos2х – 1/sin2(х – /4) |
1/cos2(х – /4)–1/sin2х |
|
2sin х cos х |
– sin 2х |
sin 2х |
2cos х |
VI. Самостоятельная письменная работа по вариантам
На отдельных листах с последующей сдачей учителю вместе с диагностическими листами. С 28. (дидактические материалы по алгебре и началам анализа).
Вариант 1. |
Вариант 2. |
Найдите производную функции. |
|
f(x) = sin 5x + cos 3x |
f(x) = cos 5x + sin 3x |
f(x) = tg x + ctg (x + /6) |
f(x) = ctg x + tg (x + /6) |
Работы сдаются учителю.
VII. Итог урока
- Дать определение производной функции.
- Назовите правила вычисления производной
- Назовите формулы производной тригонометрической функции.
- Как найти точки, в которых производная данной функции равна нулю?
VIII. Задание на дом
§4, п.п.12–17. Выполняя домашнее задание, закрепляете знание правил дифференцирования.
- y = 2x + 3.6 sin5 ( – x);
- y = sin (2x2 – 3).
- y = (1 + sin 3x) cos 3x;
- y = tg x (tg x – 1).
На дискете выбрать и решить два задания.