Правописание безударных гласных в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • совершенствовать  навык  правописания  безударной  гласной  в  корне  слова;
  • стимулировать  процесс  интереса  к  предмету , расширение  кругозора  учащихся;
  • воспитывать  уважение  друг  к  другу ,  чувство  взаимовыручки.

Тип  урока:  урок  применения  знаний  и совершенствования  умений.

Оборудование: учебник. рабочая тетрадь  словарь, принадлежности детей, индивидуальные  карточки, наглядность.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

2. Введение  в  тему

На  небо  однажды  смотрел  астроном,
И  что  ж  увидал  он  на  небе,  на  том.
Средь  звёзд  появилась  планета  одна,
Но  что-то  скучает,  похоже,  она.
Давайте,  ребята,  отправимся  к  ней
И  станет  немножечко  ей  веселей.
Мы  Альфой  планету  свою  назовем
И  много  друзей  для  неё  соберём.
Ракета  готова.
На  старте  нас  ждет.
И  мы  отправляемся с вами
В  полёт!

3.  Словарная  работа

– Сегодня  на  уроке  мы  отправляемся с вами в космическое  путешествие к планете  Альфа. Жители  этой   планеты  не  знают  правило,   которое  нам  хорошо  знакомо.  Что это  за  правило,  вы  мне скажете после  того, как  назовете  буквы,  которые  закрыты.  (Дети называют  буквы,  подбирают  проверочные  слова,  делают  вывод  о том,  на какое  правило орфограммы).
Правильно.  Мы  познакомим  жителей  Альфы  с   правописанием    безударной  гласной  в  корне  слова.  Ракета  готова, но нам  необходимо  продовольствие.  Продукты  заготовили, но  вот  беда –  гласные  из  слов исчезли.  Вставьте  гласные  и  погрузите  продукты:  млн (малина), блк (яблоко), грц (огурец),  млк (молоко),  ягд (ягода) –  один  ученик  комментирует.
Хорошо.  Все эти  слова  словарные.  Сегодня    мы   знакомимся    с   новым   словарным   словом: картофель. Запись  слова в  словари.

Один  ученик рассказывает  о  картофеле.

Задание: составить  словосочетание  и  разобрать  его.

– Продукты  доставить  на  борт.  А  мы  повторили  словарные  слова.  Взлёт!

4.  Проверка  домашнего  задания

– Первые минуты полёта  проходят удовлетворительно. Сядьте  удобнее. Давайте вспомним правило  правописания безударной  гласной  в корне  слова. Но  мы  почти  в  открытом  космосе,  поэтому  нести  вахту  (следить  за  происходящим и  строго  выполнять  инструкции)  будут  три  человека.

5. Работа  с  веером  букв

– Все  остальные  повторили  правило,  привели  примеры.
– А  сейчас я  называю  слова,  а  вы  показываете  безударную  гласную:  кр…кливый, в…твистый,  б…льшой,  с…лёный,  пл…хой.
– Молодцы! Карточки  сдали.

6.  – Внимание!  Опасность!  По  курсу   астероид.  Астероид  – осколок   некогда   существовавшей  планеты.  Чтобы  избежать  столкновения,  нужно  отгадать  загадки  и  написать  отгадки:

Летом  бежит,  а  зимой  стоит. (Река – реки).
По  морю  идет,  идет,  а  до  берега  дойдёт – тут  и  пропадёт. (Волна – волны).
Пушистая  вата  плывет  куда-то, чем  вата  ниже,  тем  дождик  ближе. (Облака – облако).
Старик  у  ворот  тепло  уволок,  сам  не  бежит,  а  стоять  не велит. (Мороз – морозы).

– Какое  слово  лишнее?  (Мороз,  т.  к.  орфограмма  в   этом  слове  –  парный  согласный  на  конце  слова,  а  все  остальные  слова  на  правописание  безударной  гласной  в  корне  слова).

– Хорошо. Столкновения  избежали и потренировались в проверке написания безударной  гласной  в  корне  слова.

7.  – Первая планета по  курсу – планета  Железяка. Население – роботы. Живут в группах.  Каждый  занимает   определенное   место.    Кто-то   внес   вирус,   произошел   сбой   программы.   Нужна  помощь!  Задание – составить  предложение.

звезд          группы         созвездия         образуют (Группы звезд образуют созвездия.)

– Разобрать  предложение  по  членам  предложения. (Разбор).
– Найти  слово,  на  правописание  безударной  гласной  в  корне  слова. (Образуют – образ).
– Молодцы.  Оказали  помощь.  Вспомним  главные  и  второстепенные  члены  предложения.

8. Физминутка

Не  зевай  по  сторонам.
Ты  сегодня  космонавт.
Начинаем  тренировки,
Чтобы  сильным  быть  и  ловким.
Раз  – и  к  звёздам  полетели,
Два  –  мы  на  Луну  присели,
Три  –  отправились  на  Марс,
На  четыре  –  снова  в  класс.

9. – Пока   мы   отдыхали,   наш   корабль  достиг  цели  нашего  полёта.  Мы  на  планете  Альфа.  Я подготовила несколько отрывков  из сообщений, которые  они  присылали на Землю. Посмотрите  что  не так.  Где  допущены  ошибки?

Мальчик  полоскал  собаку.  (В  слове  поласкалласка).
Все  спустились  сгоры, а  Вова  всё  слизал. (В  слове  слизалполез).

(К предложениям  прилагаются  иллюстрации,  если  дети  затрудняются, то  можно  поработать  с  ними).

10.  Самостоятельная  работа

– Выбрать  слова  с  проверяемой  гласной:

1-й  вариант – е;
2-й  вариант – и.

Ул…ца,   б…рёза,  л…нивый,   высл…дил,  л…пить,   стр…жи,   уд…вительно,   скр…пучий.  ( два  ученика  у  доски  проверяют).

– Какие  слова  не  выписали? (Улицаберёза – т. к. словарные  слова).
– Наше  путешествие  подошло  к  концу.  Пора  возвращаться  домой,  на   Землю.

11.  Работа  по  учебнику

– Путь   долгий,   поэтому,   чтобы   время   прошло   быстрее,   предлагаю  выполнить   упр. 275 (с  комментированием).

12.  Подведение  итогов

– Чем  мы  сегодня  занимались  на  уроке?

13.  Домашнее  задание