Тема урока: "Изобразительные возможности натюрморта"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта.

Задачи:

  1. Дать понятие монокомпозиции как одной из составляющих декоративного натюрморта.
  2. При передаче единства образа-цвета-формы, развить творческую фантазию и авторскую активность.
  3. Воспитать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта.

Оборудование.

Для учителя: Репродукции: Динамическая таблица. Словарь терминов.

Для учащихся: Цветные карандаши, пастель, фломастеры, бумага, клей, шаблоны с силуэтами предметов быта.

I. Слово учителя. “…Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.

Мурильо (Испания). Натюрморт

Если мы обратимся к истории, что и во времена глубокой древности египетские и греческие художники при создании полных движения и жизни сцен любили изображать плоды земли, предметы жертвоприношения, домашнюю утварь, оставив нам ценнейшие свидетельства об образе жизни и костюмах своей эпохи. Эту традицию продолжили римляне, которые в декоративных целях расписывали фресками стены вилл и усыпальниц, проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми. Даже в мозаичных напольных украшениях римские художники часто изображали корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря. овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров. Примером тому служат фрагменты мозаичных украшений, выполненные в первые века нашей эры, которые хранятся в Латеранском музее и музее Ватикана.

Поль Сезанн. Натюрморт.

В эпоху средневековья интерес художников был сосредоточен на сюжетах религиозного характера, и поэтому натюрморту уделялось меньше внимания…

В эпоху Возрождения изображение неодушевленных предметов в живописи всегда увязывалось с изображением человека, который продолжал быть для художников главным источником вдохновения. Но позднее натюрморт приобретает самостоятельное значение, благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане. С этой картины начинается развитие натюрморта как самостоятельного жанра живописи, достигшего подлинного расцвета во Фландрии и Голландии, в неаполитанской школе живописи XVII века и в Испании, особенно в творчестве такого своеобразного художника, каким был Франсиско Сурбаран. С этой поры и поныне каждый живописец видит в натюрморте средство для выражения собственного поэтического мира…” (*М.К. Претто, А. Капальдо (перевод А.Б. Махова) “Творчество и выражение”, М.: “Советский художник”, 1985г.)

II. Опрос (закрепление полученного материала).

  1. Что входит в понятие натюрморт?
  2. Что побуждает художника писать картину?
  3. Чем привлекает художника жанр “натюрморт”?
  4. Что общего в восприятии художественного образа таких жанров живописи как “портрет” и “натюрморт”?
  5. Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?
  6. Где был рожден жанр “натюрморт”?

За наиболее подробные и интересные ответы учащимся выставляются оценки.

III. Практическая часть.

Перед вами лежат шаблоны предметов быта. Ваша задача – за 2 минуты, используя эти шаблоны, составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.

Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов.

Также вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства, например – нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.

Эмитация постановки натюрморта готова, ваша задача перенести задуманную композицию на ранее приготовленный формат.

Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным.

Для работы необходимо взять белую или цветную бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша.

Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы?

Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы.

Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.

Можно приступать к работе, сегодня вы можете самостоятельно решить в какой технике и какими художественными материалами будет выполнен ваша композиция.

Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения,а так же формы и цвета.

IV. Заключение

Выставка работ учащихся. Обсуждение и подведение итогов.

Приложение 1

Приложение 2