Технология деятельности — залог развития личности

Разделы: Математика


“Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.

Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…”

А. Дистервег

Актуальность применения в практике работы учителя математики технологии деятельностного метода обучения определена современным состоянием школьного образования вообще и математического образования в частности.

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В современном обществе сформировались определенные объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации, самоопределению на основе сохранения целостности социальной структуры. Обеспечение развития этих деятельностных способностей и создание условий их реализации приобретают приоритетную значимость, составляют главную цель образования, достижение которой требует от учителя:

  • новых подходов к организации процесса обучения;
  • новой системы взаимодействия учителя и ученика;
  • новых методов работы, способствующих реализации поставленных целей.

Именно поэтому я считаю, что для учителя важными аспектами деятельности на современном этапе становятся:

  • создание психологического комфорта для занятий;
  • преодоление общего негативного отношения к математике;
  • эффективность и обоснованность применяемых УМК, программ, приемов и методов обучения;
  • соблюдение преемственности обучения;
  • обновление технологий в обучении математике.

Целесообразность определения данных направлений работы учителя математики связана с объективными трудностями самого предмета. Их преодоление требует высокого интеллектуального развития обучаемых. С другой стороны учителю приходиться решать проблему преодоления общего негативного отношения к математике. Не секрет, что часто ученики относятся к математике как к ненужной совокупности утверждений, формул и приемов, которые надо запомнить до прохождения итоговой аттестации, до экзаменов и потом благополучно забыть. Причем у многих из них интересы не связаны с математикой.

Кроме того, в последние годы в математическом образовании школьников произошли существенные изменения. Широкое распространение получили школы и классы различных типов и профилей, учебники, отражающие разнообразные подходы авторов к обучению математике.

В рамках самообразования, повышения профессионализма, педагогической компетентности, а также с целью повышения уровня обученности и воспитанности учеников я постоянно знакомлюсь с новыми образовательными технологиями, изучаю и анализирую научно-педагогическую литературу по новым технологиям, провожу поисковые эксперименты. Все педагогические и методические наработки, которые положительно влияют на процесс обучения, повышают его успешность, результативность и эффективность, применяю в своей работе.

Опыт многолетней работы убеждает, что наибольшей эффективности обучения можно достигнуть, применяя не взятые отдельно инновационные технологии, а их сочетание и интеграция. Подобный подход к обучению стал для меня возможным в рамках применения личностно ориентированного обучения и, что было новым для меня, технологии деятельностного подхода.

Исторический опыт развития педагогики показывает и доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Вовлечь его в деятельность на уроке, активизировать его мышление, заинтересовать его происходящим на уроке – важная и неотъемлемая задача учителя в процессе обучения.

Сегодня создана целостная система организации учебной деятельности вообще, в том числе и учебной деятельности на уроках математики.

Современный урок должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование деятельностных способностей, личных качеств обучающихся.

Целям формирования деятельностных способностей были посвящены методологические исследования В.В. Давыдова, Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова, в результате чего была построена дидактическая система деятельностного метода. В дальнейшем на этой основе в программе “Школа-2000” (Л.Г. Петерсон, М.А. Куйбышева) удалось построить структуру урока, реализующую технологию деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.

Для успешной реализации данной технологии, для того, чтобы процесс формирования деятельностных способностей был целостным, необходимы:

  • систематичность тренинга деятельных способностей;
  • сохранение созданной системы ценностей (сочетание новых концепций образования с аспектом преемственности с традиционной школой).

На сегодняшний момент определены и выделены педагогические особенности использования разработанной дидактической системы на всех ступенях обучения, включая дошкольные образовательные учреждения, школу, вуз.

Соответственно разработанная технология соотнесена с различными возрастными ступенями и включает:

1) структуру современного урока;

2) системную типологию уроков.

Одной из основных причин возникновения и практического применения технологии деятельностного метода является потребность мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьника.

По данным психологов, ученик усваивает не более 36% информации “со слов”. Задача учителя отойти от малоэффективного вербального способа передачи знаний и воспитания.

Сущность данной технологии и заключается в том, что она позволяет заменить методы “объяснения” нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного “открытия” новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов. Таким образом, на уроке ребенок постоянно вовлечен в деятельность. Задача учителя – организовать и обеспечить условия для выполнения этой деятельности.

Начиная урок с проверки домашнего задания по эталону, я активизирую мыслительную деятельность учеников посредством логически связной системы вопросов. Отвечая, им приходиться анализировать решение, сравнить с эталоном, находить возможные ошибки и причины возникших затруднений, синтезировать применяемый теоретический материал, делать умозаключения.

При целеполагании урока я отказалась от традиционных формулировок: “научить”, “показать”, “ввести”, “познакомить” и т.д., описывающих деятельность учителя на уроке. Поскольку “деятелем” на уроке должен быть ученик, я вовлекаю каждого из них в коллективную деятельность для обсуждения, определения и формулировки цели самого урока и его конкретного этапа. При выполнении системы устных заданий, поиске ответов на вопросы: “Что мы изучали на прошлом уроке?”, “Что мы уже умеем делать с данными объектами изучения?”, “Чего мы не умеем выполнять по отношению данным объектам?”, “Какова же цель урока (ближайшего этапа урока)?”, ученики сами определяют для себя цель урока, самостоятельно планируют этапы урока, осознают потребность к построению нового способа действий.

Возникшая перед учениками проблема должна быть в первую очередь значима, интересна, доступна для них. В этом заключается эффективность процесса ее решения. Открытие нового знания на уроке происходит по методу проекта, творческих мастерских. Ученики объединяются в пары или группы, вспоминают ранее изученный материал, высказывают свои предложения, выдвигают предположения, которые не всегда и не сразу могут быть верными, разрабатывают и защищают проект выхода из затруднения. Учитель консультирует учеников и корректирует их выводы и формулировки.

Далее ученики самоопределяются для выполнения закрепления и проверки правильности овладения новым материалом по эталону, находят причины затруднений и устраняют их при тьюторской помощи учителя, планируют свою деятельность на следующие уроки.

Такая технология результативна. Она обеспечивает высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся. Кроме того, способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации. Это позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.

Подтверждением результативности применения технологии является наличие позитивной динамики процесса обучения:

  • сохранение 100%-й обученности в течении 4 лет обучения;
  • повышение успешности обучения с 90-91 % в начальной школе до 95-100% в основной (5,6,7 классы);

Положительным результатом внедрения технологии деятельностного метода в процесс обучения является создание психологического комфорта на уроке. Об этом свидетельствует анализ результатов обучения и комплексного мониторинга обучающихся. На вопрос: “Какое эмоциональное состояние преобладает у тебя на уроке математики?” чувства радости и удовлетворения выделили:

- ученики, обучающиеся по традиционной системе – 31%;

-те же ученики, обучающиеся в 7 и 8 классах с применением деятельностного метода, соответственно – 51% и 53%.

Об эффективности применения данного подхода к обучению говорит и то, что у учащихся не падает, а становится осознанным интерес к математике. Например, количество участников международной математической игры “Кенгуру” из числа моих учеников: 2005г. – 13 чел., 2006г. – 23 чел., 2007г. – 33 чел. В текущем учебном году 14 моих учеников изъявили желание, успешно выдержали конкурсные испытания и были зачислены на I курс областной очно-заочной школы дополнительного образования “Шаг в будущее” на математическое отделение.

Мои ученики постоянно участвуют в различных математических турнирах, конкурсах, олимпиадах школьного, муниципального, регионального, федерального уровней, где становятся лауреатами и призерами, показывают высокий уровень обученности.

Преимущества технологии деятельностного метода заключаются в том, что она имеет теоретически обоснованный выход за пределы определенного учебно-методического комплекта, что является еще одним важным ее преимуществом и позволяет расширить границы образовательного пространства и систематизировать работу педагогов в условиях вариативности образования.

При этом организация поисковой деятельности учеников в процессе обучения остается важной ролью учителя, меняются лишь его функции в зависимости от цели определенного этапа урока: организатор, тьютор, фасилитатор, режиссер.

Проведение уроков по данной технологии требует от учителя большой и тщательной подготовки. Основная трудность состоит в том, что урок должен быть логически правильно построенным. Необходимо подобрать систему вопросов, задач, в ходе решения которых ученики вовлекаются в деятельность:

  • анализируют ситуацию;
  • вспоминают ранее изученный материал;
  • высказывают свои предложения и предположения;
  • выслушивают других;
  • преодолевают возникшие трудности;
  • находят верный ответ;
  • планируют свою дальнейшую деятельность.

Успех подобных уроков заключается в том, что в деятельность включены все ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к математике и способностей к учению. Удовлетворение от урока получают все. Настрой на подобную деятельность сохраняется у учащихся до следующего урока.

С помощью данной технологии реализуются такие важные и необходимые принципы обучения как: принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, принцип минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Ценность применяемой технологии заключается в том, что каждый ученик на уроке является активным участником познавательной деятельности и может проявлять свои творческие способности, постепенно усваивает материал, испытывает интерес к происходящему на каждом уроке.