"Понятие о сечениях" для учащихся 9-х классов

Разделы: Технология


Цель: Овладение проектной технологией учащимися, на уроках черчения.

Тема урока: «Понятие о сечениях» для учащихся 9 классов

Частные дидактические цели урока:

  1. Дать понятие о сечении, как изображении.
  2. Формирование интереса к учению и  усвоение навыков коллективной работы

            через проблемную ситуацию.

  1. Развитие технического и образного мышления.

Этапы урока:

  1. Проблемная ситуация.
  2. Поисковая деятельность учащихся, (работа в группах)
  3. Создание гипотезы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Доказательство и проверка гипотезы.
  6. Решение учащимися творческого задания, проблемного характера.
  7. Итог урока.

Оснащение урока: динамическая модель, позволяющая проанализировать получение сечений; карточки- задания, модель копья.

1 этап. Учитель начинает урок с рассказа:
«Однажды при археологических раскопках было найдено древнейшее оружие человека — копье. Художнику экспедиции, в обязанности которого входило изображение всех найденных объектов, предстояло дать такие изображения копья, по которым бы четко воспринимались его форма и конструкция. Художник сделал рисунок (рис.1), но остался им, недоволен, так как по этому изображению определить форму копья было невозможно. «Как же передать форму копья,— задумался художник,— чтобы на каждом характерном участке четко воспринималась его форма?» давайте, и мы с вами попробуем решить эту задачу. Подумайте, с помощью, каких изображений можно уточнить форму наконечника копья и сократить объём графической работы?

Рис.1

Рис.1

2 этап. Учащиеся по группам, на основании имеющихся знаний по черчению (виды чертежа) и изобразительному искусству (умение анализировать форму и конструкцию изображаемого предмета), строят виды слева и справа.
Обсуждают полученные изображения.
Приходят к выводу, что эти изображения увеличивают объём работы и не выявляют формы копья.

3 этап. Учащиеся предполагают существование специальных изображений, помогающих дать более полное представление о форме предмета.

4 этап. Учитель рассказывает, что к таким изображениям относятся сечения.
Сущность образования сечения можно рассмотреть на динамическом, наглядном пособии.
Пособие состоит из разборной модели и двух секущих плоскостей из оргстекла с выполненными на них изображениями фигур сечений, обведённых сплошной линией. Продемонстрировав на модели её расчленение плоскостью, учитель поворачивает секущую плоскость так, чтобы она расположилась параллельно фронтальной плоскости проекции, переносит её на свободное поле чертежа.
Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать понятие «сечение». Ответы групп учащихся обобщаются, и даётся полное определение.

5 этап. В результате графического решения задачи, учащиеся приходят к выводу, что для выявления формы копья можно ограничится главным видом и сечениями (рис 2).

Рис. 2

Рис. 2

6 этап. Учитель выдаёт задания группам:

Нанести необходимые обозначения и соответственно им найти нужные сечения. (Найти наибольшее количество решений по рисунку 3.)

Рис.3

Рис.3

Группы выдвигают свои решения. И в ходе обсуждения приходят к выводу, что все пять решений, данных в условии, будут возможны.

7 этап. Учитель хвалит учащихся за активную работу в группах, оценивает результаты работ.

Домашнее задание: §20, 21.

Планируемый результат.

Данную технологию можно применять на уроках черчения по темам: «Стандарты и линии чертежа», «Построение третей проекции по двум данным», «Эскиз», «Виды соединений». 

Используемая литература:

  1. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Графические задачи на уроках черчения / под ред. проф. Виноградова. – Минск: Народная Асвета, 1987.
  3. Преображенская Н.Г. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе. – М.: Просвещение, 1986.