Рассказывание по сюжетным картинкам. Аривина В.П. г. Астрахань

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Рассказывание по сюжетным картинкам (в средней группе для детей с ОНР).

Цели:

  • Образовательные:
    • учить детей составлять сюжетный рассказ по картине;
    • закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни;
  • Развивающие:
    • развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание;
    • развивать координацию речи с движением;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к животным, прививать любовь к природе;
    • формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: cюжетные картинки о диких животных, картинки с изображением животных и их детенышей, наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире животных», мешочек с фигурками диких животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

– Создание эмоционально положительного фона;
– Развитие тактильной чувствительности.

Воспитатель встречает детей с мешочком в руках, организует приветствие, а затем предлагает детям по очереди нащупать в мешочке фигурку животного и определить, кто это. Дети выполняют задание и занимают свои места за столами.

2. Составление рассказов о диких животных

Воспитатель: Ребята, давайте составим загадки-описания о тех животных, фигурки которых вы достали из мешочка. Сначала вы скажите, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

1-й ребенок. Это лиса, дикое животное. Она живет в лесу. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышей, зайцев, ест жуков, лягушек, разоряет гнезда птиц. Её детёныши- лисята. Лиса – проворный и осторожный зверь.

2-й  ребёнок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши – медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мёд, малину, питается корешками, разоряет муравейники.
Аналогично составляют рассказы остальные дети.
На столе появляются фигурки медведя, лисы, волка, белки, зайца.

3. Игра «Кого не стало?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько животных стоит на столе? Назовите их. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?». Посмотрите внимательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажите, кого не стало.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает фигурку волка.

1-й ребёнок.  Не стало волка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребёнок.

4. Физкультминутка-логоритмика

«Мишка»

(импровизация движений в такт стихотворению)

Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.

5. Игра «Кто у кого?»

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого надо вспомнить, как зовут детёнышей животных. Я вам назову животное, а тот, на кого я укажу, назовёт его детёныша или детёнышей, если я скажу слово МНОГО или НЕСКОЛЬКО, или ДВОЕ-ТРОЕ.

Воспитатель: Лиса.
1-й ребёнок: Лисёнок.
Воспитатель: У лисы много….
2-й ребёнок: У лисы много лисят.
Воспитатель: У лисы несколько…
3-й ребёнок: У лисы несколько лисят.
Воспитатель: Медведь.
4-й ребёнок: Медвежонок.
Воспитатель: У медведицы двое…
5-й ребёнок: У медведицы двое медвежат.

6. Рассказывание по сюжетным картинкам

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.

1-й ребёнок: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это зайчик. Посмотрите на картинку. Кого вы видите?
2-й ребёнок: Два зайчика прибежали к маме зайчихе.
Воспитатель: Один зайчонок погулял в лесу и поскакал к маме весёлый. Настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчонка сказать?
3-й ребёнок: Этот зайчонок весёлый.
Воспитатель: К слову «весёлый» подберите слова, близкие по значению, по  смыслу.
4-й ребёнок: Этот зайчонок довольный, бодрый, шустренький, радостный.
Воспитатель: А если он был радостный, то он не просто скакал, а …мчался, летел.
А второй зайчонок – братец первого – прискакал домой невесёлый, его обидели. Расскажите про этого зайчонка. Какой он?
К слову «весёлый» подберите слова, противоположные по значению, по смыслу.
5-й ребёнок: Этот зайчик был грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный.
Воспитатель: А если зайчонок был грустный, то он домой не скакал, а … плелся, брёл. А сейчас посмотрите на свои открытки(разложены на каждом столе по одной).
Придумайте вдвоем рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Придумайте рассказ. Договоритесь, кто из вас двоих начнёт рассказ.
Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным.

Дети составляют свои рассказы. После каждого рассказа воспитатель спрашивает детей, чем понравился рассказ, как его можно назвать?

7. Организация окончания занятия (Оценка работы детей).

Воспитатель: Ребята, вспомните, о ком мы говорили на занятии? В какие игры играли? Какая игра показалась вам самой интересной? Чему научились вы на занятии?

Приложение