Комплексный подход к изучению основ работы в Интернете

Разделы: Информатика


Комплексный поход к изучению основ работы в сети Интернет.

Британский Университет Саутгемтона и американский Массачусетский технологический институт объявили о начале долгосрочного сотрудничества в области создания науки об Интернете.

Специально созданная для этого структура под названием «Инициатива по исследованию Сети»(Web Science Research Initiative) наметит план работ по исследованию научных, технических и социальных основ развития Интернета.

Предметом особого внимания исследователей станет растущий объем информации, свидетельствующей о все новых аспектах деятельности человека и знаний, накопленных людьми за свою историю.

Ученые постараются дать ответы на вопросы о том, как люди получают доступ к информации и как оценивают ее достоверность, как сделать так, чтобы использование Интернета согласовывалось с общественными и законодательными нормами, а также как защитить функционирование Сети.

В известном правиле Парета говорится, что 20% мотивированных и обученных педагогов обеспечат 80% внедрение образовательной технологии. А кто учит наших педагогов? Если и предлагают курсы по изучению основ работы в Интернете – то самые элементарные. Да и время и деньги, что греха таить, не всегда позволяют нам заняться необходимыми подготовками на профессиональном уровне. Что же можно предложить в этом случае? Стандартно поискать в сети учебники по интересующей нас теме – их существует приличное количество. Кроме этого можно воспользоваться обучающей системой «Фобус», которая позволяет в полной имитации среды многому научиться (Интернет есть, но его качество и скорость не всегда удовлетворяет).

Еще одним упущением как специалистов в информатизации, так и фирм, пропагандирующих подключение к Интернету, считаю малую информированность в возможностях подключения. Как было бы просто, если бы был создан сайт, который рассказывал, куда обратиться, какой номер набрать, чтобы получить нужный результат, что сделать, если что-то не так. Простые ответы на простые вопросы. Почему не выложить адреса проверенных образовательных сайтов, адреса интернет-клубов в регионе с перечнем их услуг и возможностей? Да еще сделать этому сайту профессиональную рекламу – пользы было бы гораздо больше, чем затрат.

Учиться профессионально общаться с Интернетом нужно не только самим, но и учить этому своих учеников.

Ведь это не просто темы, которые мы изучаем на нашем предмете, но и требования времени. Ведь кто владеет информацией, тот владеет миром, как говорили Натан и Якоб Ротшильды.

Рассматривая данный вопрос, у меня сложилась некоторая схема преподавания, которой и хочу с вами поделиться. Структуру, чтобы она не была формальной, я постаралась наполнить практическими заданиями, которые я использую на своих уроках. Задания базируются на материалах олимпиад по поиску в Интернете, на лекциях Дуванова А.А., на собственном опыте.

Итак, что же, на мой взгляд, обязательно необходимо изучить для эффективной работы в Интернете:

1. Основные понятия:

  • Что такое Интернет: история создания и настоящая действительность.
  • Как компьютер связан с Сетью.
  • Протоколы, IP-адреса, доменные имена, URL.

2. Работа с браузером:

  • Навигация по страницам.
  • Гиперссылки.
  • «Избранное» и управление им.
  • Панель ссылок и выбор начальной страницы.
  • Работа с файлами.
  • Поиск на текущей странице.
  • Ускорение загрузки страниц.

3. Электронная почта:

  • Электронная почта;
  • Адреса электронной почты;
  • Создание нового письма;
  • Ответ и пересылка;
  • Вложения;
  • Сохранение почты;
  • Работа с папками;
  • Работа с адресной книгой;
  • Подпись;
  • Сортировка входящих писем.

Не секрет, что дети умеют отправлять электронную почту, работать с ней, но вот культура оформления еще очень и очень хромает.

Задания:

  • Создать свой электронный ящик и прислать с него письмо на адрес учителя. Содержание не регламентировано. Оценка выставляется по факту получения письма.
  • Выслать письмо на адрес учителя с приложением, сделанным в текстовом редакторе и содержанием не менее 1 страницы текста на тему: «Что мне мешает лучше учиться?» В текст можно включать иллюстрации, подтверждающие ваши слова. Оценка выставляется по получению письма за сам факт получения и за оригинальность, обоснованность и продуманность изложенного материала.

4. Поиск информации в Интернет:

  • Проблема поиска информации;
  • Работа с поисковыми серверами;
  • Работа с каталогами ресурсов;
  • Правила поиска.

Чаще всего дети знают элементарные правила поиска в Интернете, но и только. От этого их работа не становится эффективнее и может даже вызывать раздражение.

Поиск на странице.

  1. Используя поисковые средства браузера, ответьте на вопросы по тексту повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Ответы вышлите учителю по электронной почте по приведенному образцу (образец выдается в виде карточки или файла). Страницу с текстом можно скопировать с адреса lib.ru/strugackie/ponedelx.txt:
  2. Как звали человека, который первым сделал отверстие в камне? Как звали его детей? Как он погиб?
  3. Какой инвентарный номер имел диван – транслятор по бумагам Модеста Матвеевича? (6-7 вопросов).

Поиск на сайте.

  1. На станицах сайта компании Nokia (http://www.nokia.ru) найдите ответы на поставленные вопросы:
  2. В каком году Nokia приобрела Oceanic – французского производителя бытовой техники?
  3. Сколько весит телефон «Nokia 6101»?

Поиск в индексе (Yandex, Google, Rambler, Aport, Yahoo):

  1. Кто изобрел солнечный велосипед?
  2. Назовите современного британского писателя, который в 25 лет написал нашумевший роман «Корабль дураков».
  3. Кто изготовил первую радиолампу?
  4. Какой подписной индекс у газеты «Информатика»?

Можно предложить провести поиск по конкретным запросам в нескольких индексах и сравнить полученные значения. Полученные результаты оформить в виде таблицы и сделать выводы по эффективности использования индексов для конкретного вида поиска.

Коррекция поиска:

(Оформляется в виде таблицы со столбцами: задание, запрос, какие средства используете для первоначального поиска, ответ, адрес источников в сети).

  • Найдите интерактивную карту России.
  • На каком кладбище похоронен М.В.Ломоносов?
  • В каком состоянии находится вода в облаке?

Итоговое (оформляется в виде таблицы: вопрос, ответ, полные URL-адреса источников в сети Интернет):

  • Этот человек «… в сфере программирования значит столько же, сколько Эдисон в отношении к электрической лампочке: отчасти инноватор, отчасти предприниматель, отчасти торговец, но неизменно гений». Так считает журнал «People», хотя в свое время этот человек так и не окончил среднюю школу, оставил учебу в университете на 3-м курсе.
  • Этот человек получил звание профессора Колумбийского университета, но сам называл себя первым инженером – статистиком. Его машины использовались в США, Австрии, Канаде, Норвегии, а так же в России в конце 19 века.

5. Основы языка НТМL.

Дав первоначальные сведения о работе в Интернете считаю целесообразным обратиться к изучению языка НТМL.