Урок русского языка по теме "Предлоги"

Разделы: Начальная школа


Цель: отрабатывать навыки правописания предлогов со словами, учить работать в парах, обеспечить усвоение учащимися учебного материала.

1. Введение в урок.

Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока…
Но совершенно точно знаем:

(“Миром управляет грамота” - слова зашифрованы в “волшебном” круге)

Рисунок 1

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем выполнять интересные задания, которые помогут в изучении темы урока, которую чуть позже вы сами сможете сформулировать.

- Обратите внимание на то, что у каждого из вас есть цветной жетон. У кого самый большой, тот является капитаном. Пока я считаю до 10, найдите своих капитанов и объединитесь в группы.

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями – много.

- Слова из этой песни будут девизом для каждой команды. Помогая друг другу, вы поможете и себе узнать тайны русского языка.

3. Минутка чистописания.

- Перед началом работы нам необходима разминка, но не простая, а звукобуквенная от Деда Слоговика (развитие слогового анализа и синтеза).

Задание: посмотри, прочитай и запиши наоборот – за, на, из, над, в, из-за, у, с, около, перед, ая.

Вопросы:

- Какие из этих буквосочетаний записать наоборот невозможно? Почему?
- На что похожи эти буквосочетания?
- Какое из этих буквосочетаний лишнее? Почему?

Задание: данные предлоги я вам предлагаю разместить на “Дереве знаний” (дети должны разместить предлоги в зависимости от их значения).

на ветке, под деревом, за деревом, над деревом, с ветки (упал) и т.д.

4. Актуализация знаний.

- Предлоги являются очень интересными словами. Что вы знаете о предлогах? Для того, чтобы вы смогли дать правильный и полный ответ, у вас на парте есть карточка-помогалочка. С ее помощью через 3 мин. вы будете готовы отвечать.

У каждого ученика на парте карточка следующего содержания:

Предлоги это - часть слова
- часть алфавита
- часть речи
Предлоги пишутся - слитно с другими словами
- раздельно с другими словами
- по-разному
Предлоги служат - для связи слов в предложении
- не нужны совсем
- для красоты речи
Я знаю предлоги, которые состоят - из одной буквы: …
- из двух-трех букв: …
- сложные в написании: …

- Итак, я вижу, что вы уже готовы назвать тему нашего урока.
- Какую часть речи мы сегодня будем продолжать изучать?

5. Работа по теме урока.

- На доске вы видите названия заданий:

- Капитаны, подойдите и возьмите любое из этих заданий.
- У вас будет 5 мин. для того, чтобы посоветоваться с товарищами и правильно выполнить выбранное вами задание.

Задание 1. Вспомни правило и раскрой скобки:

- (по)дороге домой
- (на)бабушкином огороде
- сидел (за)изгородью

Задание 2. Вставь пропущенные предлоги:

- сидел … крыше
- написал … тетради
- выписал … учебника

Задание 3. Исправь ошибки:

- влетел вокно
- дотянулся дозвезды
- скатился сгоры

(После выполнения заданий предлагаются карточки-ответы, с помощью которых ребята себя проверяют.)

- Хорошо поработали, хорошо и отдохнем.

Физминутка

-Капитаны могут подойти и выбрать еще по донному заданию. Схема работы та же:

1. Прочитать задание.
2. Вспомнить правило.
3. Посовещаться с товарищами, выслушать мнение каждого.
4. Выполнить задание и поднять руку.

Задание 1. Составь словосочетания:

вышел за домом
стоял по угла
взял из-за дороге
ехал перед руку

Задание 2. Найди несовпадения, обозначь предлоги:

Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису,
И волк за охотником крался…

Задание 3. Собери по пазлам предложение, найди предлоги:

маленький, в, корзинку, котенок, залез.

(После выполнения заданий детям предлагаются карточки-ответы, с помощью которых они себя проверяют).

- Следующее задание, которое мы будем выполнять, я вам раздам сама. Перед вами полоска, на которой что-то написано. Посовещайтесь, и через 1 мин. ответьте на вопрос “Что это?”

ПОДОРОГЕКОБЛАКАМКАПЕЛЬКАРАСТВОРИЛАСЬВВОЗДУХЕ

- Вспомните правила написания предложения. С помощью ручки, обрывания или каким-то другим способом, сделайте из этого набора грамотное предложение. (После того, как дети решили грамматическую задачу, правильное предложение появляется на доске, дальнейшая работа по предложению проходит с помощью индивидуального опроса: найти и подчеркнуть грамматическую основу.)

6. Словарная работа.

- В русском языке есть много тайн, загадок и просто неизвестного для нас с вами. Но те задания, которые мы с вами выполняли, неслучайно назывались “Для умных”, “Для сообразительных”, “Для очень любознательных”.

Кто из вас любит решать загадки? А необычные загадки, которые называются ребусами? Один из них я вам сейчас предлагаю разгадать:

А ну, скажите-ка, друзья,
Решив наш ребус в книжке:
За что так любят букву “Я”
Зайчишки-хвастунишки?

- Работа со словом:

1. Записать.
2. Проверить по словарю.
3. Разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную
4. Найти буквосочетание, которое встречалось в начале урока (АЯ).

- На что похож первый слог? (еще раз повторить отличия предлогов от частей слова)

Задание на развитие речи:

- Поиграем в “Лесенку”. Что это значит? Это значит, что каждый раз, наступая на виртуальную ступеньку, мы должны к нашему исходному слову добавлять по одному слову так, чтобы получались предложения. Начнем это задание выполнять вместе со мной, а потом вы его продолжите самостоятельно в группах.

Выберем исходное слово “заяц”, с которым мы сегодня познакомились на уроке. Начинаем добавлять:

Заяц.
Заяц прибежал.
Заяц прибежал в лес.

(По окончанию работы проверяется количество составленных предложений.)

Перед самостоятельной работой можно провести физпаузу.

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем,
Мы капусту трем-трем.

7. Итог урока.

- О какой части речи мы сегодня с вами говорили?
- С помощью карточек, которые вы уже заполняли, ответьте, что вы знаете о предлогах.