Цель: отрабатывать навыки правописания предлогов со словами, учить работать в парах, обеспечить усвоение учащимися учебного материала.
1. Введение в урок.
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока…
Но совершенно точно знаем:
(“Миром управляет грамота” - слова зашифрованы в “волшебном” круге)
Рисунок 1
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем выполнять интересные задания, которые помогут в изучении темы урока, которую чуть позже вы сами сможете сформулировать.
- Обратите внимание на то, что у каждого из вас есть цветной жетон. У кого самый большой, тот является капитаном. Пока я считаю до 10, найдите своих капитанов и объединитесь в группы.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями – много.
- Слова из этой песни будут девизом для каждой команды. Помогая друг другу, вы поможете и себе узнать тайны русского языка.
3. Минутка чистописания.
- Перед началом работы нам необходима разминка, но не простая, а звукобуквенная от Деда Слоговика (развитие слогового анализа и синтеза).
Задание: посмотри, прочитай и запиши наоборот – за, на, из, над, в, из-за, у, с, около, перед, ая.
Вопросы:
- Какие из этих буквосочетаний записать
наоборот невозможно? Почему?
- На что похожи эти буквосочетания?
- Какое из этих буквосочетаний лишнее? Почему?
Задание: данные предлоги я вам предлагаю разместить на “Дереве знаний” (дети должны разместить предлоги в зависимости от их значения).
на ветке, под деревом, за деревом, над деревом, с ветки (упал) и т.д.
4. Актуализация знаний.
- Предлоги являются очень интересными словами. Что вы знаете о предлогах? Для того, чтобы вы смогли дать правильный и полный ответ, у вас на парте есть карточка-помогалочка. С ее помощью через 3 мин. вы будете готовы отвечать.
У каждого ученика на парте карточка следующего содержания:
Предлоги это | - часть слова - часть алфавита - часть речи |
Предлоги пишутся | - слитно с другими словами - раздельно с другими словами - по-разному |
Предлоги служат | - для связи слов в предложении - не нужны совсем - для красоты речи |
Я знаю предлоги, которые состоят | - из одной буквы: … - из двух-трех букв: … - сложные в написании: … |
- Итак, я вижу, что вы уже готовы назвать тему
нашего урока.
- Какую часть речи мы сегодня будем продолжать
изучать?
5. Работа по теме урока.
- На доске вы видите названия заданий:
- Капитаны, подойдите и возьмите любое из этих
заданий.
- У вас будет 5 мин. для того, чтобы посоветоваться
с товарищами и правильно выполнить выбранное
вами задание.
Задание 1. Вспомни правило и раскрой скобки:
- (по)дороге домой
- (на)бабушкином огороде
- сидел (за)изгородью
Задание 2. Вставь пропущенные предлоги:
- сидел … крыше
- написал … тетради
- выписал … учебника
Задание 3. Исправь ошибки:
- влетел вокно
- дотянулся дозвезды
- скатился сгоры
(После выполнения заданий предлагаются карточки-ответы, с помощью которых ребята себя проверяют.)
- Хорошо поработали, хорошо и отдохнем.
Физминутка
-Капитаны могут подойти и выбрать еще по донному заданию. Схема работы та же:
1. Прочитать задание.
2. Вспомнить правило.
3. Посовещаться с товарищами, выслушать мнение
каждого.
4. Выполнить задание и поднять руку.
Задание 1. Составь словосочетания:
вышел | за | домом |
стоял | по | угла |
взял | из-за | дороге |
ехал | перед | руку |
Задание 2. Найди несовпадения, обозначь предлоги:
Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису,
И волк за охотником крался…
Задание 3. Собери по пазлам предложение, найди предлоги:
маленький, в, корзинку, котенок, залез.
(После выполнения заданий детям предлагаются карточки-ответы, с помощью которых они себя проверяют).
- Следующее задание, которое мы будем выполнять, я вам раздам сама. Перед вами полоска, на которой что-то написано. Посовещайтесь, и через 1 мин. ответьте на вопрос “Что это?”
ПОДОРОГЕКОБЛАКАМКАПЕЛЬКАРАСТВОРИЛАСЬВВОЗДУХЕ
- Вспомните правила написания предложения. С помощью ручки, обрывания или каким-то другим способом, сделайте из этого набора грамотное предложение. (После того, как дети решили грамматическую задачу, правильное предложение появляется на доске, дальнейшая работа по предложению проходит с помощью индивидуального опроса: найти и подчеркнуть грамматическую основу.)
6. Словарная работа.
- В русском языке есть много тайн, загадок и просто неизвестного для нас с вами. Но те задания, которые мы с вами выполняли, неслучайно назывались “Для умных”, “Для сообразительных”, “Для очень любознательных”.
Кто из вас любит решать загадки? А необычные загадки, которые называются ребусами? Один из них я вам сейчас предлагаю разгадать:
А ну, скажите-ка, друзья,
Решив наш ребус в книжке:
За что так любят букву “Я”
Зайчишки-хвастунишки?
- Работа со словом:
1. Записать.
2. Проверить по словарю.
3. Разделить на слоги, поставить ударение,
подчеркнуть безударную гласную
4. Найти буквосочетание, которое встречалось в
начале урока (АЯ).
- На что похож первый слог? (еще раз повторить отличия предлогов от частей слова)
Задание на развитие речи:
- Поиграем в “Лесенку”. Что это значит? Это значит, что каждый раз, наступая на виртуальную ступеньку, мы должны к нашему исходному слову добавлять по одному слову так, чтобы получались предложения. Начнем это задание выполнять вместе со мной, а потом вы его продолжите самостоятельно в группах.
Выберем исходное слово “заяц”, с которым мы сегодня познакомились на уроке. Начинаем добавлять:
Заяц.
Заяц прибежал.
Заяц прибежал в лес.
(По окончанию работы проверяется количество составленных предложений.)
Перед самостоятельной работой можно провести физпаузу.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем,
Мы капусту трем-трем.
7. Итог урока.
- О какой части речи мы сегодня с вами говорили?
- С помощью карточек, которые вы уже заполняли,
ответьте, что вы знаете о предлогах.