Внеклассная работа по математике

Разделы: Математика


Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.

Б. Паскаль

Цели:  

  • Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и  творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое и творческое мышление.
  • Расширять математический кругозор учащихся.
  • Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
  • Содействовать развитию культуры коллективного труда,  формированию доброжелательных и дружеских отношений.

Оборудование: математические высказывания великих учёных их портреты, набор цифр, барабан, музыкальное сопровождение, призы.

Предварительная работа:

  • Определяется время и дата игры и сообщается учащимся (красочное объявление).
  • Подготавливаются задания, для игры предварительно сообщив учащимся, примерные темы и исторический материал, который будет использован в игре.
  • Определяется жюри.
  • В игре участвуют две команды по 5 человек, которые готовят название команды, эмблему и обговаривается домашнее задание.

ХОД ИГРЫ

Учитель представляет команды  участников. Учащимся предлагается для выбора следующие конкурсы:

  • «Весёлый урок» (домашнее задание)
  • «Синема»;
  • «Звездный час»;
  • «Счастливый случай»;
  • «Поле чудес»;
  • «Брейн-ринг»;
  • «Кто во что горазд»;
  • «Музыкальная пауза».

Представители от команд, поочередно делают свой выбор (на табло помещены карточки с цифрами, где с обратной стороны указан конкурс).

Задания для конкурсов

1. «Весёлый урок» – к участию в этом конкурсе учащиеся готовились заранее (домашнее задание.

2. «Звездный час» – каждая команда получает набор цифр (от 1 до 10).

На доске написаны имена ученых математиков под номерами:

1 – Пифагор;
2 – Эйлер;
3 – Ада Байрон;
4 – Герон;
5 – Виет;
6 – Гипатия;
7 – Лепот;
8 – Галуа;
9 – Евклид;
10 – Декарт.

Вопросы

– Современный вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Был известен еще и тем, что написал более 800 работ по математике, физике, астрономии. Последние 17 лет ученый был слепым, но работу не бросал: диктовал свои мысли ученикам, они же вели вычисления. Кто этот ученый? (№ 2 – Леонард Эйлер);

– От трудов этого ученого шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии. Ему принадлежат слова: «В математике нет царской дороги». Назовите имя учёного. (№ 9 – Евклид);

– Этот гениальный математик, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению,  был убит на дуэли в21 год. Кто это? (№ 8 – Эварист Галуа);

– По дошедшим до нас сведениям первая женщина – математик была гречанка,  жившая в Александрии от 370 до 415 года. Назовите её имя? (№ 6 – Гипатия).

– Если повторять древние легенды, то этот ученый в честь своего открытия принес в жертву быка, а может 100 быков. Его именем названо величайшее открытие. Его имя? (№ 1 – Пифагор).

Требует вечной истины, как скоро
Ее познает слабый человек
И ныне Теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век

– Единственная дочь английского поэта, творчество которого любили Пушкин, Лермонтов, Белинский, тоже занималась математикой. Кто эта женщина? (№ 3 – Ада Байрон); 

– Ее именем назван цветок, привезенный из Индии. Это великая французская вычислительница. Ёе имя. (№ 7 – Гортензия  Лепот).

3. «Брейн-ринг»

– Прибор для измерения углов на местности. (Астролябия)
– Что означает в переводе с греческого «октаэдр»? (Восьмиугольник)
– От греческого слова «матема» произошло слово математика. Что это означает? (Наука)
– В каком городе есть улицы Пифагора, Ньютона, Архимеда? (Амстердам)
– В 1685 г. в Париже было введено математическое обозначение благодаря типографской опечатки. Какое это обозначение? (Знак «%»)
– По арабскому приданию формулу Герона открыл не сам Герон. А кто? (Архимед)
– Новая построенная геометрия была названа «воображаемой». Гаусс назвал ее «неевклидовой». Как мы ее называем сейчас? (Геометрия Лобачевского)
– «Не знающий геометрии да не войдет в Академию». Кто автор этих слов? (Философ идеалист античного мира – Платон)
– Что означает слово тригонометрия? (Измерение углов)
– С именем, какого ученого связано привычная для нас прямоугольная система координат? (Рене Декарт)
– В какой стране впервые появились отрицательные числа? (Древний Китай)
– Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою? (Пифагор)
– Кто из ученых – математиков  впервые установил существование односторонних поверхностей? (Мёбиус)
– Немецкий ученый, которого называют «королем математики»? (Гаусс)

4. «Поле чудес»

Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями?

М У З Ы К А

Какой крупный ученый математик был поэтом в XIX веке?

Б У Н Я К О В С К И Й

Великий математик, который в 1700 году Петром I, был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным
способом…» Назовите фамилию этого математика.

М А Г Н И Ц К И Й

Для болельщиков:

Нас трое в треугольнике любом, предпочитая золотые середины.
Мы центр тяжести встречаем
На пути, ведущем из вершины.
Как называют нас, скажи?

М Е Д И А Н А

5. «Кто во что горазд»

Командам предлагается список математических терминов, без слов попытаться передать их смысл. Команда должна угадать. В конкурсе участвует один учащийся.

Задания I команде Задания II команде
Треугольник Круг
Эллипс Вычитание
Квадрат Уравнение
Доска График
Угол Парта
Фигура Скобки
Отрезок Луч
Мел Вектор
Периметр Учитель
Ученик Градус
Диагональ | |  прямые
| прямые Циркуль
Неравенство Тетрадь
Сложение Центр окружности
Линейка Многоугольник

6. «Синема»

В рамку олицетворяющую кадр, за 1 минуту показать как можно больше веселых, смешных, разных школьных мордашек.

7. «Счастливый случай»

Вопросы для I команды:

Чему равна 1/4 часа? (15 минут)
1% метра? (1 см)
Наибольшее натуральное число? (Нет)
Масса 1 м3 воды? (Тонна)
Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
Чему равна длина окружности радиуса 5? (10)
В каком Европейском городе есть улица Коперника? (Амстердам)
Что такое абак? (Счеты)
Что представляет график функции y = r/x? (Гипербола)
Как называется вторая координата точка? (Ордината)
Отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)
Прибор для построения окружности. (Циркуль)
Чему равен 1 фунт? (400 гр)
Единица массы драгоценных камней? (Карат)
Может ли при умножении быть 0? (Да)

Вопросы для II команды:

Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)
Что такое астролябия? (Прибор для измерения углов)
Наименьшее натуральное число? (1)
Что такое 1%? (1/100 часть)
Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида? (Нет)
Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли? (Равны)
Отрезок, соединяющий две  не соседние вершины четырехугольника? (Диагональ);
Третья буква греческого алфавита? ()
Что представляет график функции y = x2? (Парабола)
Как называется первая координата точки? (Абсцисса)
Прибор для измерения и построения углов? (Транспортир)
Чему равен угол в квадрате? (90o)
Может ли при делении получиться 0? (Да)
Чьи штаны во все стороны равны? (Пифагора)
Чему равен объем 1 кг воды? (1 литр)

Музыкальная пауза

Все участники игры поют песни, где встречаются числа, цифры.

Игра оканчивается, подводятся итоги, награждаются победители.