Обобщение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Синтаксис и пунктуация”.
  2. Выявить пробелы в знаниях учащихся.
  3. Создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося.

Форма урока: путешествие по стране Синтаксис. (Приложение 1.Слайд 1).

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

- Ребята, мы завершаем изучение раздела “Синтаксис и пунктуация”. Сегодня у нас урок-обобщение.

Урок-обобщение даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать.
Он нас отправит в далёкий путь.
Чтобы в дороге нам не всплакнуть,
Надо все знания показать
И домой успешно вернуться опять.

- Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране Синтаксис. Давайте познакомимся с маршрутом путешествия. (Приложение 1 Слайд 2)

Маршрут путешествия:

  1. Станция отправления “Знаете ли вы?”
  2. Остановка “Пограничники”.
  3. Перевал “Следопыты”.
  4. Хребет “Аналитики”.
  5. Последний привал “Проверь себя”.

2. Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис и пунктуация”.

- Ребята, вы готовы к путешествию? (Да.)

Итак, станция нашего отправления “Знаете ли вы?”

- Как вы думаете, что нужно сделать перед тем как отправиться в путь? (Предположения детей.)

- Правильно, нужно проверить багаж знаний, с которым мы отправимся в трудное, но увлекательное путешествие. (Приложение 1 Слайд 3).

Детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Что такое предложение?
  2. Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.
  3. Какие бывают предложения по интонации? Приведите примеры.
  4. Что такое грамматическая основа предложения?
  5. Чем может быть выражено подлежащее?
  6. Чем может быть выражено сказуемое?
  7. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
  8. Какие второстепенные члены предложения вы знаете? На какие вопросы они отвечают?

- Молодцы. Теперь можно смело отправляться в путь. (Приложение 1 Слайд 4).

- А вот на нашем пути первая остановка “Пограничники”. Нам нужно расшифровать один текст. (Приложение 1 Слайд 5).

Задание: определи границы предложений в тексте.

Наступила ночь в кустах заливается соловей беззвучно носятся летучие мыши чуть слышно журчат скрытые лесные ручейки как пахнут душистые фиалки

Ребята выполняют задание.

- А теперь проверим, такой ли текст у вас получился. (Приложение 1 Слайд 6).

Чтобы продолжить путешествие, необходимо выполнить задания.

1. Выпишите восклицательное предложение и подчеркните грамматическую основу.

2. Найдите нераспространённое предложение. Какими частями речи выражена грамматическая основа?

- Молодцы, ребята. Можем отправляться дальше. (Приложение 1 Слайд 7).

- Вот мы приблизились к перевалу “Следопыты”. (Приложение 1 Слайд 8). Какое задание вам предлагают выполнить? (Дети читают задание).

Задание:

1. Из слов составьте предложения.

2. Запишите предложения и сделайте синтаксический разбор предложения.

(Задание дети выполняют по группам. 1 группа - ребята с низким уровнем подготовки, 2 группа – средний уровень подготовки, 3 группа – высокий уровень подготовки.)

- пчёлы, мёд, собирают;

- работают, труженицы, маленькие, без устали;

- хоботки, нектар, тянет, длинный, пчела, из цветов.

От каждой группе по одному человеку работают у доски.

- Хорошо. (Приложение 1 Слайд 9).

- Двигаемся дальше. На нашем пути встретился хребет “Аналитики”. (Приложение 1 Слайд 10).

Дети читают задание.

Задание: У автора все предложения в рассказе перепутались. Помоги восстановить текст по схемам предложений.

(Приложение 1 Слайд 11).

Футбольный матч.

Что? Что сделала? Следует ловкий удар.
Что? Что делает? Где? Игра началась.
Что делает? Какой? Что? Мяч стремительно летит в ворота.
Что? Как? Что делает? Куда? Мяч носится по полю.

(Идёт фронтальная работа.)

- А теперь проверим. (Слайд 12).

- Вот мы и добрались до последнего пункта нашего путешествия - привал “Проверь себя”. (Приложение 1 Слайд 13, 14).

- Какое задание нужно выполнить? (Дети читают.)

- Нужно выполнить тестовые задания.

1. Какое это предложение по цели высказывания?

Не смейте вырубать леса!

А) повествовательное; невосклицательное;

Б) побудительное; невосклицательное;

В) побудительное; восклицательное.

2. Найдите грамматическую основу предложения.

На полянке течёт шумный ручеёк.

А) шумный ручеёк;

Б) на полянке течёт;

В) ручеёк течёт.

3. Найдите предложение, соответствующее схеме:

Кто? Что делали? Какому? Где?

А) Журавли тянулись по незримому канату.

Б) Звонкий месяц выйдет скоро погулять.

В) Рощи вспыхнули вдали.

4. Найдите схему, соответствующую предложению:

Солнце льёт на землю яркие лучи.

А) Что? Что делает? Куда? Какие?______

Б) _____ Что делает? Куда? Какие? Что?

В) _____ Что делает? Что? Какие? Куда?

5. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражены существительными.

А) Летят на юг стаи птиц.

Б) Книга – наш лучший друг.

В) Он остался на месте.

- А теперь проверим свою работу. (Приложение 1 Слайд 15).

1В; 2В; 3А; 4Б; 5Б.

3. Подведение итогов урока.

- Ребята, что вам понравилось больше всего на уроке?

- Что было труднее всего?

- Оценим нашу работу на уроке. (Приложение 1 Слайд 16).

- Всем спасибо за работу. (Приложение 1 Слайд 17).

Список литературы:

  1. Л.Зеленина, Т.Хохлова “Русский язык”, ч.1., М. “Просвещение”, 2004.
  2. Ш.Журжина, Н.Костромина. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. М. “Просвещение”, 1990.
  3. А.Ундзенкова, О.Сагирова. Русский язык с увлечением. Екатеринбург “АРД ЛТД”, 1997.