Тип урока: урок повторения и закрепления знаний по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Цели:
- Образовательная: проверить знания учащихся по теме, формировать способность к фиксированию собственных затруднений по данной теме, выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений.
- Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий.
- Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютерный класс (7 -10 компьютеров), проектор.
Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек, презентация PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова Д. Пойа: “Умение решать… – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игра на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образом и постоянно тренируясь”. Слайд 1.
Мы будем заниматься практическим искусством – учиться выполнять действия сложения и вычитания десятичных дробей.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Проверим готовность к выполнению математических действий. Выполним графический диктант. В случае согласия с утверждением проведите горизонтальную черту “-“ , в противном случае знак “+”.
1. Графический диктант: Слайд 2
1. Ученики 5 класса могут записать любое смешанное число или любую обыкновенную дробь в виде десятичной..
(Пояснение при проверке: смешанные числа и обыкновенные дроби, в знаменателе которых разрядная единица 10, 100, 1000 и т.д.)
2. В десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра.
(Пояснение при проверке: числитель дробной части должен иметь столько цифр, сколько нулей в знаменателе).
3. Прежде, чем сравнивать десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой.
(Пояснение при проверке: при этом десятичные дроби сравнивают как натуральные числа; второй способ – сравнение по разрядам.)
4. Чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно выполнить алгоритм, в котором 4 шага.
(Пояснение при проверке:
1. Уравнять количество знаков после запятой,
2. записать в столбик запятая-под запятой.
3. Сложить/вычесть как натуральные числа.
4. Поставить запятую под запятой..
5. При округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1.
(Пояснение при проверке: увеличиваем на 1 при отбрасывании цифр 5-9.)
Проверка:
Оценивание работы на полях: “5” – 5 верных знаков, “4” – 4- знакf, “3” – 3 знака. Слайд 3
2. Учитель: Все вместе выполняем задание.
Ученик придумал несколько примеров и забыл поставить запятые. Расставьте их. Слайд 4.
А) 42+17 =212; | в) 3+108=408; |
Б)736 -336=4; | г) 63 -27=603. |
При выполнении задания учащиеся при ответе проговаривают применяемое правило.
Учитель: подводит итог, ребята готовы к применению на практике полученных знаний . И предлагает выполнить тест № 1. (приложение1).
III. Проверка навыков выполнения действий с десятичными дробями.
Ученики выполняют самостоятельно тестовую работу, используя компьютер.
Верность решения проверяют словом “транспортир”. Слайд
На специальном бланке фиксируют верность выполнения задания: знаком “+” - верно и знаком “?” задания, в котором допущены ошибки.
Поясняют значения данного слова.
Учащимся необходимо назвать номера заданий в которых допущена ошибка. Определить правила на которое допущена ошибка.
Учитель: подводит итоги выполненной работы. Ребятам, допустившим ошибки предлагается повторить правила выполнения действие на которое допущена ошибка и перейти к выполнению повторного теста на данное правило.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Тестовая работа №2 (карточка)
1 7,21 +3,72
10,93 1093 109,3 1,093 2 2,251+47,74
7,025 70,25 49,991 49991 3 2.1+1,36
1,57 3,46 15,7 0,346 4 13+19,3
2,06 3,23 20,6 32,3 5 63,5+0,635
6,985 12,7 64,135 69,85 Ответы
Тестовая работа №3 (карточка)
1 453,78 – 135,35
318,43 31843 31,843 3184,3 2 34,7 – 8,73
5,26 52,6 25,97 2,597 3 54 – 3,21
21,9 50,79 2,19 21,1 4 1,1 – 0,474
0,626 0,463 6,626 10,626 5 68,32 – 6,832
61,478 0 6,1478 61,472 Ответы
Те учащиеся, которые выполнили работу без ошибок, работают со следующими заданиями:
|
V. Эмоциональная пауза. (физкультминутка)
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся. Потянулся. (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьется (покружиться.)
И садится на листок. (сесть за парты)
(Звучит легкая музыка)
VI . Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: В заключение урока решаем в тетрадях задачи. (слайд)
1. В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га, что на 5,7 га больше, чем во второй день , и на 2,21 га больше, чем в третий день. С какой площади был скошен клевер за эти три дня?
2. Составь выражение для решения задачи по рисунку и найдите его значение.
3. Туристы вышли из лагеря и прошли на юг 7, 9 км. Затем изменили направление и прошли на север на 12, 3 км, далее их маршрут менялся так: на восток 6,4км, на юг -4, 4 км, на запад 2, 7 км. В каком направлении, и на каком расстоянии от лагеря оказались туристы в конце маршрута?
VII. Подведение итогов урока:
Учитель:
Какие действия с десятичными дробями повторили мы на уроке?
Сформулируйте правила в которых вы допустили ошибки.
В течение урока вы оценивали свои знания по теме “Действия сложения и вычитания с десятичными дробями”. Сейчас поставьте себе оценку за урок.
Дома повторите, пожалуйста, темы, которые вызвали у вас затруднение.
IХ . Домашнее задание. П.32 ; № 1236 (а,в); №12304 дополнительно № 1277