Система оценки знаний и индивидуальных достижений учащихся в условиях профильного обучения

Разделы: Математика


На протяжении уже почти 20 лет, практически со дня открытия, в нашей школе на третьей ступени обучения осуществляется работа с профильными группами. Ежегодно формируются классы с углубленным изучением математики, химии. Кроме того, периодически, в зависимости от пожеланий родителей и учащихся, открываются экономические и гуманитарные группы. В связи с этим, накоплен определенный опыт диагностики качества подготовки учащихся.

Зададимся вопросом: чем определяются уровень знаний,  умений и навыков учащегося по той или иной дисциплине? Естественно, перечень программ, элективных курсов, кружков, составленных как сопровождение изучению данного предмета, уровень не определяют. Для его определения, как правило, используются контролирующие материалы. В нашей школе по всем профильным предметам в каждом классе в течение года проводятся следующие работы:

  • срезовые работы по определению уровня владения базовыми задачами в основных темах курсов;
  • тематические зачеты, которые проводятся в форме собеседования (вопросы выдаются в начале изучения темы, причем часть из них планируется для самостоятельного изучения учащимися), включают практическую и теоретическую части и служат для обобщения и систематизации ЗУН;
  • специально разработанные контролирующие материалы, дающие представление о том, что остается, “когда все выученное забыто”. К  таким видам контролирующих материалов относятся контрольные работы “по требованиям к входу для изучения новой темы (или дисциплины) и контрольные работы “по проверке остаточных знаний по материалам нескольких тем или всего курса.

Первые содержат вопросы и задания всех пройденных тем (дисциплин) по учебному плану, предшествующих изучаемым и необходимых для успешного их понимания, усвоения и овладения (некоторые работы носят межпредметный характер).

Вторые состоят из вопросов и заданий по материалам пройденной темы, отвечающих требованиям к школьникам, которые в рабочих программах выражены фразами “учащийся должен знать то-то и то-то” и “учащийся должен уметь то-то и то-то”.

  • итоговая диагностика, которая включает в себя выпускные (11 классы) и переводные (10 классы) экзамены.

Систематическое использование таких контролирующих материалов и знание учащимся заранее критериев оценок своей деятельности организует и дисциплинирует его. При этом они не только играют контролирующую роль, но и выполняют обучающую функцию,  приучают ребят к самооценке и самоконтролю, являясь составляющей частью системы работы нашей школы по формированию оценочной деятельности учащихся.

Другой частью этой системы является  освоение педагогическим коллективом технологии “Accountability Portfolio”. На сегодняшний день, пожалуй, это единственная образовательная технология, обеспечивающая аутентичное оценивание учащимися своей деятельности, и дополняющая “классические” формы учета индивидуальных достижений школьника: классный  журнал, дневник, личное дело.

Для нашей школы эта деятельность (использование данной технологии) является новой, цели и структура портфолио, изложенные в различной литературе, в настоящее время адаптируются преподавателями к возрастным и индивидуальным особенностям наших учеников, учитывая программное содержание различных учебных курсов.

На данный момент можно сказать, что составляемые нашими учащимися портфолио структурно представляют собой комбинацию двух типов: портфолио документов и портфолио работ.

Используется нами данная технология для решения следующих задач:

1. Анализ процесса учебной деятельности. Поскольку учебная деятельность представлена в портфолио  в документированном виде, то это делает ее прозрачной и доступной для постоянного анализа как с позиции учителя, так и с позиции учащегося.
2. Мотивация учащихся. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, т.к. он нацеливает учащихся на демонстрацию прогресса.
3. Развитие рефлексии, осознания и оценки учащимся результатов своей деятельности.
4. Формирование профильных групп 10–11 классов.

Данная задача решается в ходе предпрофильной подготовки учащихся 8–9 классов. Портфолио используется в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников девятых классов, наряду с результатами итоговой аттестации, и учитывается при комплектовании десятых классов. При этом возникла проблема оценки портфолио. Для себя мы ее решили следующим образом: используем четырехуровневую систему, принятую в образовательной практике американских школ:

А. Самый высокий уровень. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в развитии его математического мышления, умения решать задачи, о прикладных и коммуникативных умениях, о наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

В. Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные математические знания и умения учащегося, но в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, творческий элемент в оформлении портфолио и оригинальность в его содержании.

С. Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого математического мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке математики (как устном, так и письменном).

D. Низкий уровень. Достаточно неинформативный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях учащегося. Как правило, здесь представлены отрывочные знания из разных категорий, отдельные листы с неполностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.

Уже сейчас можно  сказать, что применение технологии “Portfolio” помогает добиться большей эффективности преподавания, усилить направленность процесса обучения на решение проблем каждого ученика.

В заключение отметим, что роль и значение диагностики качества подготовки учащихся, мониторинга индивидуальных достижений в педагогическом процессе весьма велики. Основываясь на полученных результатах, мы осуществляем коррекцию учебного процесса, оцениваем эффективность деятельности участников учебно-воспитательного процесса, прогнозируем результативность педагогического поиска.