Изонить — нитяное кружево

Разделы: Технология, Начальная школа


Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно – ориентированный подход, объединяющий разные педагогические технологии, – обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. В их основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить задачу.

Эта работа является обучающим пособием, в котором подробнейшим образом объяснены основы «Изонити». Информация подаётся ёмко и компактно. Не даром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Увидеть весь процесс помогает компьютер.

За несколько минут ребята знакомятся и с историей появления этой техники и учатся выполнять простейшие элементы. В зависимости от скорости работы сменяются слайды. Всегда есть возможность вернуться назад и уточнить непонятное.

Быстро, красиво, с минимальными затратами, а самое главное: получается сразу и у всех! Заинтриговала? Все очень просто – это нитяное кружево или изонить.

Я думаю, что многие учителя со мной согласятся; дети любят, чтобы результат его работы был как можно скорее виден и осязаем.

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.

Работая с детьми, часто убеждаешься, что многие из них плохо владеют иглой. Используя технику « изонить», можно быстро добиться хороших результатов.

Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити.

В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров

Изонить называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Этой основой может служить картон, наждачная бумага или бархатная. Мы выбрали бархатную бумагу за её глубокий цвет и довольно плотную основу. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине. А на Новогодних сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.

ИЗОНИТЬ – это очень увлекательное занятие, доступное людям любого возраста. Выполняется быстро и аккуратно с первого раза, есть, где разгуляться фантазии.

Человек, увидевший изонить впервые, сразу же задаётся вопросом – как это делается? И сначала кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приёмов. Однако в изонити всего три приёма: заполнение угла, дуги и окружности.

ВОТ ТРИ КИТА НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЯ ИЗОНИТЬ

А теперь поподробнее: заполнение угла (см. Приложение 1). На изнаночной стороне начертите угол. Он может быть прямым, тупым или острым, длина сторон тоже может быть различной. Единственное условие – количество отверстий на сторонах угла должно быть одинаковым. Вершину угла не прокалывайте. Вденьте нить в иглу и заполните угол по схеме.

С изнаночной стороны в т.1 закрепите нитку с помощью узелка. Выведите её на лицевую сторону и протяните её до т.4 на противоположной стороне. Проколите иглу на изнанку и из соседней т.3 выведите на лицевую сторону и возвращайтесь в т.2. Уходим на изнаночную сторону и из т.3 протягиваем нить в т.2, далее соединяем т.2 – т.1 и т.1 – т.4.

По левой стороне угла опускаемся вниз, а по правой – поднимаемся вверх. На лицевой стороне получаются длинные пересекающиеся нити, а на изнаночной – пунктирные стежки. Каждая последующая нить может быть другого цвета или оттенка. При этом получается интересный цветовой эффект.

Теперь научимся заполнять окружность (см. Приложение 2). Для этого с изнаночной стороны начертите окружность и разделите её на равные части. В каждой точке проколите отверстие. Теперь приступаем к натяжению нитей или проведению хорд. Чем длиннее хорда, тем меньше центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на одинаковых окружностях можно получить разнообразные узоры. Вышивать лучше по часовой стрелке. Закрепляем нить узелком. Выбираем длину хорды – натягиваем нить (т.1 – т.5), прокалываем бумагу и выходим на лицевую сторону из соседнего отверстия по ходу часовой стрелки (т.6). Затем возвращаемся назад, перекрывая предыдущую нить и не доходя до первого отверстия (т.2), уходим на изнаночную сторону, делаем маленький стежок (т.2 – т.3) и далее большой, но уже по лицевой стороне, перекрывая предыдущую нить (т.3 – т.7) и т.д. Через т.т. 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11 проходит по одной нити, а через 5, 6, 7 уже по две нити. Если продолжать заполнение, то окружность превратиться в звёздочку.

Окружность можно заполнять полностью или частично, использовать различную длину нитей (хорд) и их количество, а также менять цвета нитей или их оттенки.

Используя сочетание углов и окружностей, можно составлять красивые узоры.

Продолжателем традиций народных мастеров Англии является доктор химических наук, профессор, декан химического факультета Белорусского государственного университета –   ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРАНИЦКИЙ

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, он называет живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны (именно сделаны) из декоративных гвоздей, переплетенных яркими цветными шелковыми нитками.

При внимательном рассмотрении таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по – разному из-за изменяющихся условий отражения света от шляпок гвоздей и ниток. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой.

У Геннадия Алексеевича есть замечательные картины «Солнечный ангел», « Парус любви», «Белорусский мотив» и многие другие.

Об этом интересном человеке я прочитала в журнале «Наука и жизнь» №12 за 2004 год.

Сначала мы вышивали уголки и окружности, составляли из них различные узоры и орнаменты. Затем научились делать «Сердечки – валентинки» и одариваем ими всех хороших людей. А теперь мы занялись игрушками. Рисунки берём из детских книг и Раскрасок, упрощаем их и вышиваем. Чем меньше линий, тем проще вышивать, но качество работы от этого не страдает.

Используя эту технологию, можно создавать великолепные поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, закладки, поздравительные адреса, декоративные панно и много всего интересного. (см. Приложение 3)

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ.
СОЕДИНЯЙТЕ НЕ СОЕДИНЯЕМОЕ.
ТВОРИТЕ И ПОЛУЧАЙТЕ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВАШЕЙ РАБОТЫ.

Литература:

  1. Гильман Р.А. – Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат.1993
  2. Журналы «Школа и производство».