Цели урока:
-
познакомить учащихся с устным народным творчеством народов Таймыра;
-
продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров;
-
учить видеть сходства и различия в одном жанре;
-
развивать познавательный интерес учащихся к своей «малой» родине;
-
воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям Таймыра, их творчеству и образу жизни;
-
совершенствовать навыки чтения учащихся, умение работать в группах.
Оборудование: Карточки со словами, карточки с заданиями, фишки красного, оранжевого и синего цвета, выставка книг с русскими народными сказками, сборники сказок народов Таймыра «Легенды и сказки полярной ночи», напечатанные таблицы успехов для каждой группы.
Работа с учащимися. Работа в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Распределение по группам. В ходе обсуждения учащимися назначается старший группы, который на уроке является помощником учителя, следит за дисциплиной и за тем, чтобы каждый имел возможность ответить.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы будем работать в творческих группах, и заниматься научной исследовательской работой, поиском необычного и особенного в сказках. В ходе нашей работы мы сможем определить, какая из групп работает наиболее слаженно и творчески, выполняет основной принцип групповой работы – умение выслушать товарища и помочь ему, когда это необходимо.
3. Активизация учебной деятельности учащихся.
-
Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадки, былины, потешки, сказки, песни и др.)
-
Какие виды сказок вы можете выделить? (Волшебные, о животных, бытовые …)
-
Почему мы говорим устное народное творчество? Расшифруйте. (Устное - передавалось из уст в уста; народное - сочинил не один человек, поэтому, автора установить нельзя и творчество - от слова «творить», «создавать»)
-
Каким ещё, словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)
-
Какие русские народные сказки вы помните из курса чтения 2 класса? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Учитель подводит итог устным ответам, определяет, в какой группе работали активнее. На доску выставляются фишки. Красная – отлично, оранжевая – хорошо, синяя – надо постараться.
4. Работа с карточками.
1. – Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Каждой группе я раздам карточки с отрывками из сказок. Вы должны вспомнить название сказки, к какому виду относится, и прочитать эти отрывки, соблюдая орфоэпические нормы.
Группа 1.
Карточка №1.
- Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
(Гуси – лебеди.)
Карточка №2.
- Кузнец – кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу ….
(Петушок и бобовое зёрнышко.)
Карточка №3.
- Обрадованный надеждой, Хильчи приказал развязать охотника и занести его в чум. А по весне, незадолго до ледохода, выздоровевший Холю нагрузил нарты дорогими дарами и отправился в дальнюю дорогу на Ямал.
Группа 2.
Карточка №1.
Испугались они, вёдра побросали, и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»
Внучка плачет: «Бабушка, волк – то какой страшный на меня наскочил!»
Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»
(У страха глаза велики.)
Карточка №2.
Варил, варил, солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
- Бери ложку, хозяюшка.
Стал кашу есть да похваливать.
(Каша из топора.)
Карточка №3.
Когда-то давным-давно в стойбище у озера Туручедо жил молодой шаман Пянтуку Лодоседо. И хотя был он молод, однако в искусстве камлания и колдовства сравняться с ним не мог ни один шаман…
Группа 3.
Карточка №1.
- Какое там, - отвечал Мороз – Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его еще по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит. Топором машет – только щепки в меня летят.
(Два Мороза.)
Карточка №2.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше потчевать нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
(Лиса и журавль.)
Карточка №3.
И хотя было нелегко, маленький пастух, чем мог, благодарил свою спасительницу Огдо. По весне он приносил ей первые подснежники и яркие жарки, летом собирал для девочки морошку и голубику.
Учитель выслушивает представителей каждой группы, даёт оценку чтению, принимает предположения по карточке №3. Идёт подведение итогов работы в каждой группе на этом этапе, на доску выставляются фишки. Учитель обращает внимание на умение слушать членов каждой из групп, рабочую обстановку, ход обсуждения.
2. – Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете русские народные сказки, умеете их красиво и выразительно читать.
– Ребята, а сейчас я хочу остановиться на отрывках из карточек №3.
-
Как вы думаете, можно их отнести к русским народным сказкам?
-
Какой народ может быть автором этих сказок? (Народы Севера.)
-
Какие слова помогли вам понять это? (Чум, нарты, Ямал, стойбище, шаман, жарки, морошка, голубика, имена героев)
На доску вывешиваются карточки с этими и другими словами, встречающимися в северных сказках.
Проводится словарная работа с объяснением значения каждого слова в тандеме с учениками.
-
ШАМАН – колдун, знахарь у народов, верящих в духов. К ним относятся и северные народы.
-
ЧУМ – разборное, конической формы жилище из жердей.
-
НАРТА – лёгкие сани для езды на собаках и оленях.
-
СТОЙБИЩЕ – поселение кочевых народов Севера.
-
МОРОШКА, ГОЛУБИКА – северная ягода.
-
ЖАРКИ- ярко-желтые цветы, растущие в тундре.
-
ЯМАЛ – название местности на Севере.
-
ОГДО, ТУРУЧЕДО, ПЯНТУКУ ЛОДОСЕДО, ХОЛЮ, ХИЛЬЧИ – имена, которыми называют своих детей коренные жители Севера. Эти имена обязательно что-то обозначают. Например, самый меткий, бледная, как луна или непомерно болтливый.
3. Объяснение учителя.
Эти отрывки из сказок народов Севера я взяла из сборника сказок, который называется «Сказки полярной ночи». В нём собраны сказки коренных жителей Таймыра: нганасанские, долганские, эвенкийские и нэнецкие (по ходу рассказа на доску вывешиваются карточки с названиями северных народов). Часть сказок из этого сборника были рассказаны в семидесятых годах уже прошлого столетия ненкой Еленой Хатыевной Неркоги и ненцем Олегом Николаевичем Окотетто.
Нелёгкой была судьба коренных обитателях Севера. Суровый климат, зависимость от природы, незащищённость от болезней, безграничная любовь к своей земле – всё это формировало особый характер таймырцев.
Письменности у народов Севера не было, но желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня и металла. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни.
Учитель раздаёт каждой группе по сборнику сказок. Предлагает рассмотреть книгу.
- Как вы думаете, почему именно так назвали этот сборник?
Выслушиваются варианты ответов учащихся. Учитель обращает внимание на то, что во время полярной ночи жизнь в стойбищах замирает, поэтому, часто вечерами в чумах перед очагом старики рассказывали молодым сказки и предания, услышанные ими много лет назад.
5. Работа с текстом с элементами исследования.
-
Ребята, давайте вспомним элементы, присущие только сказочному жанру. (Троекратный повтор, волшебство и превращения, нереальные герои, умение разговаривать животных и неодушевлённых предметов, поучение, всегда добро побеждает зло.)
-
А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жили-были, в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве и др.)
-
Давайте сейчас проследим по этому сборнику, как начинаются северные сказки. (На берегу небольшой реки в енисейской тундре жили… На берегу Авама может сто, а может двести лет назад жил…Давным-давно на берегу Котуя жил старый шаман… Когда-то давным-давно в стойбище у озера Туручедо жил молодой шаман…)
-
В отличие от русских народных сказок в северных сказках точно указывается местность, где происходят события.
-
А чтобы проследить другие сходства и различия, мы прочитаем с вами одну из сказок. (Учитель начинает читать вслух, продолжают читать сказку «Легенда о мудром шамане», сильные учащиеся из каждой группы, следя за текстом и, передавая, друг другу книгу, читают, как в старину, один говорит, остальные – слушают.)
По ходу чтения идёт словарная работа с использованием словарика из этого сборника.
-
Можем ли мы найти жанровое сходство в русских народных и северных сказках? (Есть троекратный повтор, волшебство и превращения, добро побеждает зло, сказка содержит поучение, животные и птицы могут разговаривать.)
-
Что особенного мы можем выделить в северных сказках? (Волшебная сила свойственна только шаманам, превращения происходят только людей в животных или птиц, идёт деление мира на Верхний и Нижний мир, задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками. Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы.)
Учитель подводит итог этому этапу деятельности, отмечает активность каждой группы в работе, количество правильных и полных ответов, выставляет фишки.
6. Подведение итогов и релаксация.
- Молодцы, ребята, сегодня вы потрудились как настоящие учёные-исследователи.
- Кто в ваших группах работал сегодня лучше, и вы это отметили для себя и порадовались?
- По количеству красных фишек мы можем определить, какая группа работала сегодня отлично, по оранжевым – хорошо, а по синим – кому надо в следующий раз постараться и, возможно, пересмотреть свою работу и построить её по-новому.
Учитель предлагает заполнить старшего группы таблицу успехов каждой группы и выставить в процессе обсуждения оценки.
-
Что нового для себя узнали на сегодняшнем уроке?
-
Какой вид работы наиболее понравился?
7. Домашнее задание.
Дома вы продолжите исследование, прочитав другие сказки из этого сборника, который можете взять в школьной библиотеке. Завтра мы начнём изучение новой русской народной сказки с ваших наблюдений над сказкой северных народов, чтобы в дальнейшем вести сопоставительную работу.