Предмет: окружающий мир – вводный
курс истории и обществознания «Моё Отечество»
Тема: «Петр Великий».
Продолжительность урока: 40 минут.
Класс: 3.
СD: K&M «Детская энциклопедия», 1999;
ресурсы Интернет.
Тема: Петр Великий.
Цель: показать учащимся в результате чего произошла смена эпох; сформировать у учащихся образ преобразований (реформ) Петра Великого как решительное изменение всех форм общественной и государственной жизни; дать основные понятия по уроку: Времена Российской империи, Империя, Академия наук.
Средства обучения:
- учебник «Мое Отечество» автор: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
- учебник – тетрадь для 3 класса, часть 2– урок №14;
- презентации в программе PowerPoint;
- компьютер,
- CD компании K&M «Детская энциклопедия»,
- Презентация урока.
(7) Доклады-презентации учащихся.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Повторение событий предыдущего урока для восстановления в памяти событий прошлых лет. Школьники отвечают на вопросы. Слайд-повторение.
- Почему события начала ХVII века называют Смутным временем?
- Почему Минин и Пожарский стали народными героями?
- В 1613 году руководители народного ополчения собрали в Москве Земский собор. Какой вопрос решался на соборе?
Учитель: Мы вспомнили события предшествующие правлению Петра Великого. Ребята, наши помощники Анюта и Илюша приглашают нас на прогулку по Санкт-Петербургу. Слайд – экскурсия.
– Какое впечатление произвела на вас прогулка
по Санкт-Петербургу?
– Да, действительно красиво, но давайте
посмотрим на течение «реки времени», что с ним
произошло? (стр.26 учебника слайд). («Река
времени» ударилась о скалу и изменила свое
направление.) Над скалой надпись
«Преобразования Петра I (1682 – 1725 годы).
II. Постановка проблемной ситуации
Учитель: Как называется, следующий прямой участок «реки времени»? (Российская империя.)
Учитель ставит перед учащимися проблему: «Почему «река времени» сделала поворот, какие события определили начало нового времени в истории нашей страны».
III. Объяснение нового материала
Учитель: Давайте вспомним, какую прогулку мы только что совершили? (По городу Санкт-Петербургу)
Учитель: Что же было на месте города
много лет назад? (Болота, дремучие леса и т.д.)
Слайд (строительство
Санкт-Петербурга).
Учитель: Ещё 300 лет назад здесь были
дремучие леса и непроходимые болота. Всё
изменилось в начале XVIII века, когда царь Петр I
решил построить здесь город.
Пушкин А.С. писал:
Природой здесь нам суждено,
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Учитель: Ребята, почему возникла необходимость у Петр I строить город Санкт-Петербург?
– Нет выхода к морю
– Нет флота
– Трудно торговать с другими странами
– Мало знакома с научными открытиями и
изобретениями.
Учитель: Скажите, как вы думаете, какой должна быть новая столица? Строительство Санкт-Петербурга было делом весьма непростым. Новая столица должна была быть каменной. Москва в начале XVIII в. оставалась еще деревянным городом. Для того, чтобы Петербург мог застроиться, на ряд лет прекратилось каменное строительство во всем государстве — мера небывалая.
Учитель: Ребята, какими качествами
характера должен был обладать Петр Великий? (Cильная
воля, выносливый, храбрый и т.д.)
– Ребята, как вы думаете в каком возрасте
формируются данные качества? (В юности) –––
Да , действительно в юности, послушаем доклад о
юности Петра1».
Доклад «Юность Петра».
Учитель: Давайте попробуем сделать вывод, каким был царем Петр I?
Слайды: «Каким был Петр I?»
Вывод:
- Правителем государства
- Солдатом
- Моряком
- Строителем
– Он не жалел ни себя, ни своих подданных.
IV. Работа по учебнику стр. 28.
Учитель: Начало Петровских реформ. Найдем в энциклопедическом словаре значение слова «реформа».
Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь, преобразование в какой-нибудь области государственной и политической жизни, не касающиеся основ существующего социального строя.
Слайды «Петровские реформы».
Вывод:
– Создал новую армию и флот.
– Строили заводы и мастерские.
– Открывали школы.
– Печатали книги и газеты.
– Благодаря преобразованиям Петра I Россия
превратилась в одно из сильнейших государств
Европы.
Учитель: Почему Петр не жалел ни себя, ни своих подданных?
Слайды (Выход к морю, сражение у мыса Гангут)
Вывод преобразований Петра.
– В устье реки Невы, Петр основал
Санкт-Петербург.
– Город стал новой столицей России и её морскими
воротами.
– Сюда прибывали торговые корабли под флагами
разных стран.
– В 1721 году Петр стал императором.
– Россию стали называть империей. Наступили
новые времена в истории нашей страны – времена
Российской империи.
Учитель: Мы совершили путешествие в
прошлое нашей Российской империи.
Мы с Анютой и Илюшей снова вернулись на гранитную
набережную Санкт-Петербурга XXI века. Но, что мы
видим вдали памятник – «Медный всадник». У этого
памятника очень интересна история. Я предлагаю
вам ее послушать.
Доклад «Медный всадник».
V. Первичное закрепление
– Каким же был Петр Великий? (Царь-работник. Всю жизнь учился и заставлял учиться своих подданных. Знал множество ремесел. Говорил на нескольких иностранных языках. Мог управлять кораблем. Был великим полководцем). Слайды – выводы.
– О чем мечтал Петр I? (Чтобы в России развивались наука и искусство; приглашал из –за границы ученых, художников, инженеров).
– Главные события в проводимых преобразованиях Петра Великого? (Образование Империи, строительство города Санкт-Петербурга,основание Академии наук).
VI. Рефлексия
– Что узнал нового на уроке?
– Что запомнилось больше всего?
– Как работалось сегодня каждому из вас? Что
мешало? Что помогало?
– С каким настроением заканчиваете урок?
VII. Домашнее задание
– Страницы 27-31 учебника.
– Подумай и ответь, почему Петр I провел в России
преобразования.
– С помощью книг узнай больше о характере,
привычках и делах императора Петр I (реферат,
доклад).
– Анюта и Илюша благодарят вас за внимание.