Технология: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством Г.К.Жукова;
- развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
- совершенствовать навыки ролевого чтения, обогащать словарный запас;
- в процессе беседы развивать русскую речь, на образах героев произведений осуществлять нравственное воспитание учащихся.
Оборудование:
1. Портреты Г.К.Жукова и полководцев разных времён.
2. Плакат « Ордена и медали»
3. Книги для выставки
4. Проигрыватель и грампластинки
5. Мультимедийный проектор
6. Слайды
7. Пословицы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит песня « По долинам и по взгорьям» (мелодия Атурова, слова С.Алымова, обработка А.Александрова). Дети внимательно слушают.
Учитель: Ребята, какая эта песня? О чем она? (Дети отвечают)
Учитель: Эта песня военных лет. Её пели русские солдаты во время войны. И она придавала им силу. Нелёгок был путь к победе. 1418 дней и ночей длилась битва нашего народа с ненавистным врагом. И всё-таки мы победили. Немаловажную роль в ней сыграли русские полководцы.
II. Сообщение темы и целей урока
Цель: Сегодня, мы поговорим о полководцах, узнаем много интересного о великом русском полководце Г.К.Жукове. Кто же они полководцы? (Дети отвечают)
На экране: Полководец – военачальник, военный вождь.
– Они руководили различными войсками. Это великие люди, имена которых вошли в историю на века. Они обладали многими талантами. Они обучались военному искусству, шли в бой и одерживали важнейшие победы.
Учитель: Кого из полководцев вы знаете? (Дети отвечают)
Учитель: Полководцы были в разные времена. Есть полководцы античности, средневековья и современности. Вот они.
На экране: портреты полководцев разных времён
– Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Чингисхан, Александр Невский, Тамерлан, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Г.К.Жуков. Более подробно об этих полководцах вы будете изучать на уроках истории, а также можете прочитать в учебниках и энциклопедиях.
III. Изучение новой темы (Приложение)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о великом русском полководце Георгии Константиновиче Жукове.
На экране: портрет Г.К.Жукова
– Г.К.Жуков родился 19 ноября 1896г. в деревне Стрелковка в Калужской области.
На экране: деревня Стрелковка.
– Семья, где он вырос, была небогатой, поэтому мальчику пришлось рано работать. Отец сапожничал в городе, а мать занималась тяжёлой работой. В 11 лет, окончив начальные классы церковно–приходской школы на «отлично», он отправился в Москву учиться ремеслу. Родители определили его в скорняжную мастерскую (мастерская по выделению меха)
На экране – Скорняжная мастерская.
Став мастером, он ушёл оттуда в армию. В 1915 году попал служить в кавалерию (род сухопутных войск, которые передвигаются в бою на лошадях)
На экране: 1915 год – служба в кавалерии.
– Спустя год армейской службы его отобрали для учёбы на унтер – офицера (военнослужащий младшего командного состава)
На экране: портрет Жукова в унтер-офицерском звании.
– После окончания учебы был направлен на фронт в 10-ую кавалерийскую дивизию. В это время шла первая мировая война. Попал он на фронт молодым солдатом, а вернулся с унтер – офицерскими лычками, фронтовым опытом и звания Георгиевскими крестами на груди, которыми его наградили за захват в плен немецкого офицера и за тяжёлое ранение.
На экране: Георгиевский крест.
– В 1941 году Жукова назначают начальником Генерального штаба.
На экране: 1941 год – начальник Генерального штаба.
– К этому времени шла Великая Отечественная война. В эту войну генерал Жуков проявил себя как талантливый полководец, сыгравший решающую роль в разгроме немецко – фашистских войск в битве под Москвой, при прорыве Ленинградской блокады.
На экране: битва под Москвой.
– 18 января 1943 года в день завершении прорыва блокады, Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза.
На экране: 18 январь 1943 г. – Маршал Советского Союза.
– А впереди его ждали новые победы и новые награждения. Он был первым награждён орденом «Победы» и также медалью «Золотая Звезда Героя Советского Союза» четырежды.
1-я медаль «Золотая Звезда», звание Героя
Советского Союза – за умелое руководство с
войсками в районе р. Холхин – Гол, 1939 г.
2-я медаль «Золотая Звезда», звание дважды Героя
Советского Союза – за Белорусскую
наступательную операцию и изгнание врага с
Украины, 1941 г.
3-я медаль «Золотая Звезда», звание трижды Героя
– за образцовое выполнение боевых заданий по
руководству операциями в районе Берлина, 1945 г.
4-я медаль «Золотая Звезда», звание четырежды
Героя – за заслуги перед советским народом и в
связи с 60-летием со дня рождения, 1956 г.
На экране: орден «Победы» и медаль.
– 8 мая 1945 г. Г.К.Жуков принял капитуляцию Германии (прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств)
На экране: 8 май 1945 г – принятие капитуляции.
– А в июле 1945 г. принимал Парад Победы на Красной площади. В 1955 г. маршал Жуков был назначен министром обороны.
На экране: 1956 г. – министр обороны СССР.
– В октябре 1957 г. освобождён от обязанностей министра по распоряжению Н.С.Хрущёва. С 1958г. вышел в отставку и написал мемуары «Воспоминания и размышления», где написал о своей жизни, военной карьеры, о нашей стране, о людях, с которыми бок о бок служил, воевал и побеждал в ВОВ.
На экране: мемуары «Воспоминания и размышления» – 1958 г.
– Прожил он долгую жизнь, а умер в 1974г. Вот такую жизнь прожил великий русский полководец, маршал Советского Союза Г.К.Жуков .Имя величайшего военачальника Г.К.Жукова золотыми буквами вписано в историю нашей Родины.
IV.Физкульминутка
Исполнение хором песни «Дороги».
– Жуков очень любил песню «Дороги». Секрет успеха этой песни он объяснил очень тонко. «Это бессмертные песни, – говорил он. А почему? Потому, что в них отражается душа народа».
V. Работа по учебнику
Учитель: Ребята, теперь прочитаем текст С.Алексеева «Генерал Жуков» («Горизонт», стр.93-94.)
1) Дети читают про себя самостоятельно.
Учитель: Вам понравился текст? Чем он вам понравился? (Дети отвечают)
2) Чтение по очереди.
3) Словарная работа.
4) Беседа.
– Что хотели фашисты осенью 1941 года?
– Кто прибыл в эти дни на западный фронт?
– О чём докладывают офицеры новому командующему?
– Что говорит им генерал Жуков?
– Как он узнал о том, что противник передвинул
танковые части на новое место?
5) Выборочное чтение
– Найдите и прочитайте место, где описывается
Жуков.
– Прочитайте место, где говорится, что под
руководством Жукова были разбиты фашистские
войска в Великой Московской битве.
6) Чтение по ролям.
7) Чтение вслух в 1 мин., глазами в 1 мин. (Сравнивают результаты и делают вывод).
Учитель: Мы говорили о полководцах, прочитали текст. Скажите, чему они нас учат? (Дети отвечают)
Учитель: Правильно, они учат нас быть смелыми, сильными, мужественными, никогда ничего не бояться, тогда Победа всегда будет за нами. О смелости есть много пословиц. Давайте прочитаем некоторые из них.
На экране пословицы:
- Смелый боец – в бою молодец.
- Смелость города берёт.
- Где смелость – там и победа.
VI. Просмотр видеофрагмента о Г.К.Жукове (фрагмент принятии капитуляции)
VII. Беседа после чтения текста и просмотра видеофрагмента
Учитель: Мы говорили, что полководцы
руководили различными войнами. На войне
участвовало много людей. Все они сражались за
освобождение нашей страны от
немецко-фашистского захвата. Многие не вернулись
домой. А из тех, кто вернулся, многих уже нет в
живых.
В прошлом году отмечали 60-летие Победы нашей
страны в ВОВ. В честь этого было проведено много
мероприятий, и мы тоже приглашали ветеранов в
школу. Были на войне и уроженцы нашего района,
нашей деревни. Кого-нибудь вы знаете из
участников ВОА? (Дети отвечают)
Учитель: Из деревни Тоскаево и Н–Тойдеряково были на войне несколько десятков человек. Но сейчас осталось их очень мало. Вот некоторые из них.
На экране:
– Степанова Зинаида Ивановна
– Краснов Аркадий Иванович
– Мальцев Николай Тихонович
– Ефимов Владимир Терентьевич
– Они уже пожилые. Мы, молодые, должны помогать им, заботиться о них, потому что именно они подарили нам счастливую жизнь.
VIII. Обобщение.
Учитель: О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали и запомнили? (Дети отвечают)
Учитель: Вы все сегодня хорошо поработали, внимательно слушали и достойны только хороших оценок.
IX. Знакомство с выставкой книг
X. Задание на дом
– Прочитать несколько раз текст по ролям вместе с родителями и подготовить исследовательскую работу о Жукове.
XI. Итог
Прослушивание песни «По долинам и по взгорьям» до конца.