Открытый урок "Великие русские полководцы. Генерал Жуков"

Разделы: Начальная школа


Технология: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством Г.К.Жукова;
  • развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • совершенствовать навыки ролевого чтения, обогащать словарный запас;
  • в процессе беседы развивать русскую речь, на образах героев произведений осуществлять нравственное воспитание учащихся.

Оборудование:

1. Портреты Г.К.Жукова и полководцев разных времён.
2. Плакат « Ордена и медали»
3. Книги для выставки
4. Проигрыватель и грампластинки
5. Мультимедийный проектор
6. Слайды
7. Пословицы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит песня « По долинам и по взгорьям» (мелодия Атурова, слова С.Алымова, обработка А.Александрова). Дети внимательно слушают.

Учитель: Ребята, какая эта песня? О чем она? (Дети отвечают)

Учитель: Эта песня военных лет. Её пели русские солдаты во время войны. И она придавала им силу. Нелёгок был путь к победе. 1418 дней и ночей длилась битва нашего народа с ненавистным врагом. И всё-таки мы победили. Немаловажную роль в ней сыграли русские полководцы.

II. Сообщение темы и целей урока

Цель: Сегодня, мы поговорим о полководцах, узнаем много интересного о великом русском полководце Г.К.Жукове. Кто же они полководцы? (Дети отвечают)

На экране: Полководец – военачальник, военный вождь.

– Они руководили различными войсками. Это великие люди, имена которых вошли в историю на века. Они обладали многими талантами. Они обучались военному искусству, шли в бой и одерживали важнейшие победы.

Учитель: Кого из полководцев вы знаете? (Дети отвечают)

Учитель: Полководцы были в разные времена. Есть полководцы античности, средневековья и современности. Вот они.

На экране: портреты полководцев разных времён

– Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Чингисхан, Александр Невский, Тамерлан, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Г.К.Жуков. Более подробно об этих полководцах вы будете изучать на уроках истории, а также можете прочитать в учебниках и энциклопедиях.

III. Изучение новой темы (Приложение)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о великом русском полководце Георгии Константиновиче Жукове.

На экране: портрет Г.К.Жукова

– Г.К.Жуков родился 19 ноября 1896г. в деревне Стрелковка в Калужской области.

На экране: деревня Стрелковка.

– Семья, где он вырос, была небогатой, поэтому мальчику пришлось рано работать. Отец сапожничал в городе, а мать занималась тяжёлой работой. В 11 лет, окончив начальные классы церковно–приходской школы на «отлично», он отправился в Москву учиться ремеслу. Родители определили его в скорняжную мастерскую (мастерская по выделению меха)

На экране – Скорняжная мастерская.

Став мастером, он ушёл оттуда в армию. В 1915 году попал служить в кавалерию (род сухопутных войск, которые передвигаются в бою на лошадях)

На экране: 1915 год – служба в кавалерии.

– Спустя год армейской службы его отобрали для учёбы на унтер – офицера (военнослужащий младшего командного состава)

На экране: портрет Жукова в унтер-офицерском звании.

– После окончания учебы был направлен на фронт в 10-ую  кавалерийскую дивизию. В это время шла первая мировая война. Попал он на фронт молодым солдатом, а вернулся с унтер – офицерскими лычками, фронтовым опытом и звания Георгиевскими крестами на груди, которыми его наградили за захват в плен немецкого офицера и за тяжёлое ранение.

На экране: Георгиевский крест.

– В 1941 году Жукова назначают начальником Генерального штаба.

На экране: 1941 год – начальник Генерального штаба.

– К этому времени шла Великая Отечественная война. В эту войну генерал Жуков проявил себя как талантливый полководец, сыгравший решающую роль в разгроме немецко – фашистских войск в битве под Москвой, при прорыве Ленинградской блокады.

На экране: битва под Москвой.

– 18 января 1943 года в день завершении прорыва блокады, Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

На экране: 18 январь 1943 г. – Маршал Советского Союза.

– А впереди его ждали новые победы и новые награждения. Он был  первым награждён орденом «Победы» и также медалью «Золотая Звезда Героя Советского Союза» четырежды.

1-я медаль «Золотая Звезда», звание Героя Советского Союза – за умелое руководство с войсками в районе р. Холхин – Гол, 1939 г.
2-я медаль «Золотая Звезда», звание дважды Героя Советского Союза – за Белорусскую наступательную операцию и изгнание врага с Украины, 1941 г.
3-я медаль «Золотая Звезда», звание трижды Героя – за образцовое выполнение боевых заданий по руководству операциями в районе Берлина, 1945 г.
4-я медаль «Золотая Звезда», звание четырежды Героя – за заслуги перед советским народом и в связи с 60-летием со дня рождения, 1956 г.

На экране: орден «Победы» и медаль.

– 8 мая 1945 г. Г.К.Жуков принял капитуляцию Германии (прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств)

На экране: 8 май 1945 г – принятие капитуляции.

– А в июле 1945 г. принимал Парад Победы на Красной площади. В 1955 г. маршал Жуков был назначен министром обороны.

На экране: 1956 г. – министр обороны СССР.

– В октябре 1957 г. освобождён от обязанностей министра по распоряжению Н.С.Хрущёва. С 1958г. вышел в отставку и написал мемуары «Воспоминания и размышления», где написал о своей жизни, военной карьеры, о нашей стране, о людях, с которыми бок о бок служил, воевал и побеждал в ВОВ.

На экране: мемуары «Воспоминания и размышления» – 1958 г.

– Прожил он долгую жизнь, а умер в 1974г. Вот такую жизнь прожил великий русский полководец, маршал Советского Союза Г.К.Жуков .Имя величайшего военачальника Г.К.Жукова золотыми буквами вписано в историю нашей Родины.

IV.Физкульминутка

Исполнение хором песни «Дороги».

– Жуков очень любил песню «Дороги». Секрет успеха этой песни он объяснил очень тонко. «Это бессмертные песни, – говорил он. А почему? Потому, что в них отражается душа народа».

V. Работа по учебнику

Учитель: Ребята, теперь прочитаем текст С.Алексеева «Генерал Жуков» («Горизонт», стр.93-94.)

1) Дети читают про себя самостоятельно.

Учитель: Вам понравился текст? Чем он вам понравился? (Дети отвечают)

2) Чтение по очереди.

3) Словарная работа.

4) Беседа.

– Что хотели фашисты осенью 1941 года?
– Кто прибыл в эти дни на западный фронт?
– О чём докладывают офицеры новому командующему?
– Что говорит им генерал Жуков?
– Как он узнал о том, что противник передвинул танковые части на новое место?

5) Выборочное чтение

– Найдите и прочитайте место, где описывается Жуков.
– Прочитайте место, где говорится, что под руководством Жукова были разбиты фашистские войска в Великой Московской битве.

6) Чтение по ролям.

7) Чтение вслух в 1 мин., глазами в 1 мин. (Сравнивают результаты и делают вывод).

Учитель:  Мы говорили о полководцах, прочитали текст. Скажите, чему они нас учат? (Дети отвечают)

Учитель: Правильно, они учат нас быть смелыми, сильными, мужественными, никогда ничего не бояться, тогда Победа всегда будет за нами. О смелости есть много пословиц. Давайте прочитаем некоторые из них.

На экране пословицы:

  • Смелый боец – в бою молодец.
  • Смелость города берёт.
  • Где смелость – там и победа.

VI. Просмотр видеофрагмента о Г.К.Жукове (фрагмент принятии капитуляции)

VII. Беседа после чтения текста и просмотра видеофрагмента

Учитель: Мы говорили, что полководцы руководили различными войнами. На войне участвовало много людей. Все они сражались за освобождение нашей страны от немецко-фашистского захвата. Многие не вернулись домой. А из тех, кто вернулся, многих уже нет в живых.
В прошлом году отмечали 60-летие Победы нашей страны в ВОВ. В честь этого было проведено много мероприятий, и мы тоже приглашали ветеранов в школу. Были на войне и уроженцы нашего района, нашей деревни. Кого-нибудь вы знаете из участников ВОА? (Дети отвечают)

Учитель: Из деревни Тоскаево и Н–Тойдеряково были на войне несколько десятков человек. Но сейчас осталось их очень мало. Вот некоторые из них.

На экране:

– Степанова Зинаида Ивановна
– Краснов Аркадий Иванович
– Мальцев Николай Тихонович
– Ефимов Владимир Терентьевич

– Они уже пожилые. Мы, молодые, должны помогать им, заботиться о них, потому что именно они подарили нам счастливую жизнь.

VIII. Обобщение.

Учитель: О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали и запомнили? (Дети отвечают)

Учитель: Вы все сегодня хорошо поработали, внимательно слушали и достойны только хороших оценок.

IX. Знакомство с выставкой книг

X. Задание на дом

– Прочитать несколько раз текст по ролям вместе с родителями и подготовить исследовательскую работу о Жукове.

XI. Итог

Прослушивание песни «По долинам и по взгорьям» до конца.