Тип урока: Лабораторная работа.
Цель работы: Вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.
Задачи урока:
- закрепить ранее изученный материал по теме «Равноускоренное движение»;
- ознакомить учащихся с методом измерения физической величины- времени;
- продолжить формировать экспериментальные знания и умения учащихся;
- закрепить умение работать на ПК;
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы, цели урока.
- Повторение необходимых терминов, понятий по теме (без конспектов).
- Предположения о результатах лабораторной работы.
- Напоминание о технике безопасности при выполнении работы.
- Организация рабочих групп.
- Выполнение лабораторной работы, результаты измерений учащиеся заносят в таблицу (значение времени).
- На компьютере в таблицу (среда MS Excel) «Вычисление ускорения» учащиеся заносят значения времени, автоматически получают значения ускорений, значение среднего ускорения. (Приложение1)
- Полученные вычисления заносятся учениками в таблицу тетради лабораторной работы.
- Ученики записывают вывод по лабораторной работе.
- Результаты всех групп записываем на доске (первые справившиеся с работой убирают оборудование).
- Вопрос: Почему результаты у всех групп разные? Обсуждение.
- Вопрос: Можно ли, учитывая результаты эксперимента, подсчитать скорость шарика в конце пути? Обсуждение.
- Решение задачи на доске (каждый ученик на месте решает задачу для «своих» данных).
- Проверка работы, подведение итогов лабораторной работы.
- Продолжение работы по плану учителя.
Пояснительная записка.
Для повышения эффективности проведения лабораторной работы, научила учеников 9 класса работать на ПК в среде Excel (создавать расчетную таблицу). Это позволило автоматизировать вычисления физической величины - ускорения. Ребята за один урок провели 6 экспериментов, выполнили расчетные задания, ответили на вопросы и решили задачи по полученным в ходе выполнения работы, значениям. Использование ПК позволило более полно использовать рабочее время на уроке, а ученики научились работать в среде Excel: создавать расчетную таблицу, вводить в нее формулу, копировать эту формулу формальным образом. Эти, несомненно, полезные навыки работы на ПК пригодятся детям и в дальнейшем. Экономия времени на уроке, за счет автоматизации вычислений, 17 минут.
Буду благодарна за отзывы коллег по e-mail: y4ulka06@mail.ru
Лабораторная работа №1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении
Цель работы: Вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.
Средства измерения:
- Измерительная лента.
- Секундомер.
Материалы:
- Желоб.
- Шарик.
- Штатив с муфтами и лапкой.
- Металлический цилиндр.
Ход работы
1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика, равную 1 метр, и у нижнего конца желоба положите металлический цилиндр.
2. Пустив шарик, одновременно включите секундомер, как только шарик ударится о металлический цилиндр, выключите секундомер.
3. Повторите опыт 6 раз, записывая каждый раз время движения шарика.
4. Результаты измерений занесите в рабочую таблицу:
№ опыта | S, м | t, с | а, м/с2 |
1 | 1,0 | ||
2 | 1,0 | ||
3 | 1,0 | ||
4 | 1,0 | ||
5 | 1,0 | ||
6 | 1,0 | ||
aср= |
5. По формуле: а = 2*s/t2 - найдите значение модуля ускорения, а затем рассчитайте среднее значение модуля ускорения:
аср =(а1+а2+а3+а4+а5+а6)/6
Вывод:
6. Объясните (устно), почему получались разные значения времени.
7. Задание: по данным первого опыта вычислите максимальное значение скорости шарика.
8. Почему в предыдущей задаче мы не воспользовались значением aср, а взяли значение а1?