План-конспект урока физики с компьютерной поддержкой в 9-м классе (лабораторная работа)

Разделы: Физика


Тип урока: Лабораторная работа.

Цель работы: Вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.

Задачи урока:

  • закрепить ранее изученный материал по теме «Равноускоренное движение»;
  • ознакомить учащихся с методом измерения физической величины- времени;
  • продолжить формировать экспериментальные знания и умения учащихся;
  • закрепить умение работать на ПК;
  • воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, цели урока.
  3. Повторение необходимых терминов, понятий по теме (без конспектов).
  4. Предположения о результатах лабораторной работы.
  5. Напоминание о технике безопасности при выполнении работы.
  6. Организация рабочих групп.
  7. Выполнение лабораторной работы, результаты измерений учащиеся заносят в таблицу (значение времени).
  8. На компьютере в таблицу (среда MS Excel) «Вычисление ускорения» учащиеся заносят значения времени, автоматически получают значения ускорений, значение среднего ускорения. (Приложение1)
  9. Полученные вычисления заносятся учениками в таблицу тетради лабораторной работы.
  10. Ученики записывают вывод по лабораторной работе.
  11. Результаты всех групп записываем на доске (первые справившиеся с работой убирают оборудование).
  12. Вопрос: Почему результаты у всех групп разные? Обсуждение.
  13. Вопрос: Можно ли, учитывая результаты эксперимента, подсчитать скорость шарика в конце пути? Обсуждение.
  14. Решение задачи на доске (каждый ученик на месте решает задачу для «своих» данных).
  15. Проверка работы, подведение итогов лабораторной работы.
  16. Продолжение работы по плану учителя.

Пояснительная записка.

Для повышения эффективности проведения лабораторной работы, научила учеников 9 класса работать на ПК в среде Excel (создавать расчетную таблицу). Это позволило автоматизировать вычисления физической величины - ускорения. Ребята за один урок провели 6 экспериментов, выполнили расчетные задания, ответили на вопросы и решили задачи по полученным в ходе выполнения работы, значениям. Использование ПК позволило более полно использовать рабочее время на уроке, а ученики научились работать в среде Excel: создавать расчетную таблицу, вводить в нее формулу, копировать эту формулу формальным образом. Эти, несомненно, полезные навыки работы на ПК пригодятся детям и в дальнейшем. Экономия времени на уроке, за счет автоматизации вычислений, 17 минут.

Буду благодарна за отзывы коллег по e-mail: y4ulka06@mail.ru

Лабораторная работа №1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Цель работы: Вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.

Средства измерения:

  1. Измерительная лента.
  2. Секундомер.

Материалы:

  1. Желоб.
  2. Шарик.
  3. Штатив с муфтами и лапкой.
  4. Металлический цилиндр.

Ход работы

1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика, равную 1 метр, и у нижнего конца желоба положите металлический цилиндр.

2. Пустив шарик, одновременно включите секундомер, как только шарик ударится о металлический цилиндр, выключите секундомер.

3. Повторите опыт 6 раз, записывая каждый раз время движения шарика.

4. Результаты измерений занесите в рабочую таблицу:

№ опыта S, м t, с а, м/с2
1 1,0    
2 1,0    
3 1,0    
4 1,0    
5 1,0    
6 1,0    
  aср=

5. По формуле: а = 2*s/t2 - найдите значение модуля ускорения, а затем рассчитайте среднее значение модуля ускорения:

аср =(а123456)/6

Вывод:

6. Объясните (устно), почему получались разные значения времени.

7. Задание: по данным первого опыта вычислите максимальное значение скорости шарика.

8. Почему в предыдущей задаче мы не воспользовались значением aср, а взяли значение а1?