Патриотическое воспитание на уроках по курсу "Мир вокруг нас" (по учебнику А.А. Плешакова)

Разделы: Начальная школа


Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому.

Нравственность - это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс “Мир вокруг нас” в начальных классах предоставляет большие возможности.

Рассматривая тему “Растениеводство в нашем крае” сообщаю ребятам, что у нас в стране под руководством академика Н.И. Вавилова был создан Всесоюзный институт растениеводства (Вир). Здесь хранится мировая коллекция семян сельскохозяйственных культур. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВиРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВиРа: Д.С. Иванов - хранитель риса, Л.Л. Розина – хранитель пшеницы.

Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде - это подвиг не только ученых ВиРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране нужны будут эти семена - хлеб будущего. Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удастся почувствовать никогда. И счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который поднимается на полях нашей Родины, ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет. Изучая тему “Разнообразие растений”, ребята знакомятся с особенностями злаков на примере пшеницы. На уроке мы заслушиваем заранее подготовленное выступление ученика о создании новых сортов пшеницы П.П. Лукьяненко. Знаменитый селекционер создал около 50 новых высокоурожайных сортов пшеницы. Четверть каравая хлеба нашей страны -из его пшеницы. Это достойный памятник знаменитому селекционеру. Он однажды признался: “Я 24 часа в сутки занят пшеницей. Я даже во сне ее вижу”. Жизнь П.П.Лукьяненко - подвиг во имя Родины, во имя нас, живущих ныне.

При изучении темы “Значение растений в жизни человека” я рассказываю ребятам следующую историю.

Шел 1919-й год. На севере нашей страны наступали белогвардейцы. Много было раненых красноармейцев, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох. Он вспомнил, что сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу.

Врач решил, что мох с таким же успехом может впитать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, санитары отправились за мхом.

Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за 3 часа собрали 300 килограммов. Когда мох оттаял, его отжали, разложили на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты.

При изучении темы “Значение природы для людей” я рассказываю

ребятам о норвежском ученом Туре Хейердале. В 1947 году он вместе с пятью спутниками совершил морское путешествие по Тихому океану. В течение 100 дней исследователи плыли на плотике из 9 бревен, изучая растительный и животный мир Тихого океана.

А в 1969 году он совершил путешествие на парусных лодках от Африки до островов Центральной Америки. Т. Хейердал засвидетельствовал

загрязнение мазутом вод Атлантического океана на протяжении 6000 километров. Вернувшись из путешествия, он заявил журналистам, что океан умирает, и он будет работать над тем, чтобы его спасти.

Вместе с учащимися мы выясняем, почему Хейердал заявил, что океан умирает и как спасти жизнь в океане.

Тема “Разнообразие природы” богата познавательными и воспитательными возможностями. Учащиеся знают, что бактерии - огромный мир разнообразных по форме и биологическим особенностям мельчайших организмов, имеющих большое значение в природе и жизни человека. При изучении темы они узнают много интересного и поучительного о жизни ученых, которые занимались изучением бактерий, особенно болезнетворных.

Ни сил, ни труда, ни даже жизни не жалели русские ученые для установления причины заболевания чумой и путей установления инфекции. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Заболотный, И.В. Мамонов. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манжурии, самый молодой врач И.В. Мамонов написал матери: “Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить ее я не мог бежать от опасности, которой подвержены все. И, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы путем многих страданий, настоящего человеческого счастья на Земле, такого прекрасного, что за представление о нем можно отдать все, что есть личного, и самую жизнь”.

Вместе с учащимися мы выяснили: какую цель преследовали ученые, отправляясь туда, где вспыхивали эпидемии чумы? О чем свидетельствуют их письма?

При изучении темы “Размножение и развитие растений” я рассказываю ребятам об известном ученом-астрономе Н.А. Морозове. Он был на многие годы заточен царским правительством в Шлиссельбургскую крепость.Лишенный самого необходимого, отрезанный от мира, он собирал гербарий маленьких хилых растений, которые находил в крошечном, окруженном огромными каменными стенами, тюремном дворике, куда узников крепости выводили на прогулку. За короткие минуты прогулок (семь лет тюремного заключения) он собрал 300 видов растений, и среди них были смородина и рябина. Вопрос, на который должны ответить учащиеся: “Как попали смородина и рябина на тюремный двор?”

Тема “Организм человека”. Рассказывая о достижениях медицины, я обращаю внимание учащихся на работы Н.М. Амосова. Подсчитано, что он сам сделал 7 000 операций. Можно считать, что он спас целый небольшой городок. Люди, которого живут и работают, радуются жизни.

Школьное патриотическое воспитание – это закалка души и тела. И наша высокая миссия – воспитание сильных духом, мужественных людей.