Из опыта работы по безотметочной системе оценивания

Разделы: Администрирование школы


I. Актуальность безотметочного обучения

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимися суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей”. Стратегическая задача модернизации образования- выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Это означает, что направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребёнка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная школа. Начальная школа рассматривается не изолированно, а как элемент целостной системы в рамках непрерывного образования.

Человек, умеющий учиться, соизмеряет свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не ждёт, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, он ищет способы её решения.

Центром развития учебной самостоятельности ребёнка в начальной школе, её ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Для её выращивания совершенно необходим радикальный пересмотр системы оценивания.

Сложившаяся практика контроля и оценивания зачастую не учитывает личностные особенности учеников и создает стрессовые ситуации. Педагог высказывает свое личное мнение о ценности ученических усилий и достижений с помощью отметки, что приводит к повышению тревожности детей, искажению учебной мотивации, возникновению страха перед школой. Более того, в отметке сосредотачивается вся власть взрослого над ребенком, что способствует воспитанию человека – исполнителя и подавляет индивидуальное “Я” школьника.

По отметке нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно. Учителю трудно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Учитель ломает голову над тем, как поступить с учеником, который делал в диктанте 20 ошибок, теперь делает в 2 раза меньше, но в обоих случаях “ он всё равно заслуживает отметку “два”.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Для нашей начальной школы №28, расположенной в п.Чунском, переход к новой системе оценивания явился естественным продолжением направления работы. С 1998г. наша школа носит статус инновационного учреждения. Стратегия развития школы направлена на создание образовательной среды на методологических принципах образования: гуманизации, гуматаризации и личностно-ориентированного подхода. В 2003г. ИПКРО был обобщен и опубликован опыт работы школы по созданию образовательной программы школы – индивидуального образовательного маршрута (см Приложение. “Начальная школа: опыт инновационного развития”, под редакцией к.п.н. Л.А.Чистяковой, Иркутск, 2003 г. 74 стр.). Со дня открытия школы дети могут выбрать систему обучения – или традиционную, или систему Л.В. Занкова, или систему В.В. Давыдова, разработать и пройти свой индивидуальный образовательный маршрут, освоив не только знания, но и сформировав в соответствии с возрастом опыт творчества и эмоционально-ценностного отношения к действительности и к самому себе.

Предмет наших размышлений и поисков сегодня – это системные преобразования урока,одним из изменяемых компонентов которого является оценка и результат. В процессе инновационного развития педагогический коллектив школы пришел к пониманию того, что результаты должны быть множественны. Кроме знаний и умений к результатам следует отнести:

  • осознание самим учащимся личностной динамики ( внутреннее движение в противовес приросту знаний );
  • опыт эмоционально-ценностного отношения (к миру, к себе, к окружающим и т.д.);
  • опыт творческой деятельности.

Оценить эти результаты традиционной отметкой невозможно.

Поэтому наши основные направления изменений в сфере оценивания учебных и образовательных достижений учащихся – это переход к личностно-ориентированной ежедневной качественной оценке педагогом деятельности детей, обеспечение становления рефлексивной самооценки учебной деятельности у каждого учащегося. Переход к новой форме оценивания рождает множество проблем. “Как отслеживать продвижение ребенка? Как осуществлять оценивание? Как вести учет достижений по классу, по школе? Как работать с родителями?” - это малая толика волнующих нас вопросов. Мы изучаем педагогическую литературу по данной проблеме, следим за публикациями в периодической печати и Интернете, учимся на курсах.

Опыт нашей работы по безотметочной системе оценивания был представлен на курсах повышения квалификации учителей начальных классов и замедиректоров школ г. Иркутска в январе 2007 года.

II. Создание нормативно-правовой базы.

Взяв за основу принципы безотметочного обучения Г.А. Цукерман, руководствуясь ст. 15 п. 3 “Закона РФ “Об образовании”, “Положением о безотметочной системе оценивания” Московского центра РО, опубликованного в книге А.Б. Воронцова “Педагогическая технология контроля и оценки”, а также письмом Министерства образования РФ “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в образовательных учреждениях”. №13-51-120/13 от 03.06.2003г., мы разработали свое “Положение о безотметочной системе…”

В “Положении…” были прописаны: цель безотметочного обучения, виды и формы контроля, средства и методы оценивания, ведение документации, права, обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса.

В этом же учебном году методическим советом школы был разработан еще один локальный документ “Положение об оформлении письменных работ учащихся школы”, в котором кроме количества и назначения тетрадей, оформления работ уделено внимание и их проверке в режиме безотметочного обучения.

Ни один из разработанных документов не является статичным. В ходе работы могут появиться корректировки, дополнения. Так через 2 года работы мы внесли некоторые изменения в наше первое “Положение о безотметочном обучении”. Был внесен новый раздел “Контроль и оценка общих учебных умений и способов деятельности”, изменены критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками, внесены частичные изменения и дополнения в ведение документации. В приложении кроме правил оценочной безопасности появились образцы оценочных листов по развитию речи, орфографической грамотности, критерии оценивания монологической речи учащихся, решения задачи, особенности организации контроля по окружающему миру.

Появился новый документ на уровне школы “Положение о ведении классного журнала в системе безотметочного обучения”, для составления которого мы использовали работу И.А. Моисеева “Ведение классного журнала” и локальный документ школы “Положение о безотметочной системе оценивания”.

III. Содержание безотметочного обучения в начальной школе

С первых дней школьной жизни наши учащиеся учатся действию контроля и оценки. В течение трех последних лет мы решили изменить форму адаптационного периода первоклассников и ввели курс Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой “Введение в школьную жизнь”, который ориентирован на личность каждого ребенка, ее свободное развитие. В течение десяти дней дети учатся быть школьниками, анализируют свои поступки и поступки одноклассников с позиции “школьник-дошкольник”, учатся принимать чужое мнение, даже если оно не совпадает с собственным, и, конечно, учатся оценивать свою работу, что способствует формированию у учеников механизмов самооценки и самоконтроля. Уже на 2-ой день школьной жизни первоклассники знакомятся с “волшебными линеечками”, которыми можно оценить свою работу.

Подробно об оценивании с помощью “линеечек” можно ознакомиться в книге Г.А. Цукерман “Оценка без отметки”. Наши учителя кроме подобных оценочных шкал используют и другие средства оценивания такие как “+” за верно выполненное задание или баллированную оценку, которая:

  • не привязана к пятибалльной системе оценивания и всегда изменяется в зависимости от работы;
  • разрабатывается совместно учениками с учителем;
  • учитывает объем и сложность предлагаемого материала.

Действующая в массовой школе система контроля, учета и оценки успешности обучения ориентирована исключительно на конечный результат и не связана с отслеживанием динамики учащихся в процессе их работы с учебным материалом.

Работая в режиме безотметочного обучения, мы стремимся не констатировать тот или иной уровень усвоения, фиксируя его соответствующей отметкой, а ставить … диагноз. При этом для нас важно оценивать не конечный результат, а процесс его динамики, достижения. Основным местом контроля и оценки является этап конкретизации и решения частных задач, т.е. пооперационный контроль освоения учащимися общего способа действия. Для этого учитель обеспечивает учащихся оценочными листами или же они составляются совместно с учащимися на уроке.

Для формирования умения грамотно писать под диктовку наши учителя ввели оценочные листы по орфографии, в которых учащиеся после проверки диктанта отмечают специальными значками свои достижения в усвоении той или иной орфограммы.Такая работа позволяет увидеть ребенку свои приращения знаний и умений, а учителю вносить корректировку в индивидуальную работу с учащимися. Оценочный лист может составляться на тему или отдельно на каждый вид проверочной работы.

Другим видом отслеживания усвоения знаний и умений учащихся является лист индивидуальных достижений по учебным предметам. (см. Приложение). Составляются они на основе программных требований. Заполнение происходит после выполнения проверочных и контрольных работ. Работа с листами достижений необходима, т.к. позволяет ребенку видеть все необходимые знания и умения для усвоения данного предмета, вовремя определить, что он умеет, а чему еще надо научиться. А также информирует родителей о достижениях их детей.

Документация.

В соответствии с “Положением о безотметочной системе оценивания определено ведение документации всеми субъектами образовательного процесса.

А. Учитель:

  1. По каждому предмету составляет календарно – тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности. В календарно – тематическом планировании указываются все виды контрольных, проверочных, тестово – диагностических работ, видео – уроки и уроки с применением электронных учебников.
  2. Главным документом учителя является классный журнал, который заполняется в соответствии с программой и календарно – тематическим планированием. Оценочная деятельность учителя строится в соответствии с “Положением о безотметочной системе оценивания” и “Положения о ведении классного журнала”.
  3. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
    • самый высокий уровень – 85-100%
    • высокий уровень – 70-84%
    • средний уровень – 50-69%
    • ниже среднего – 30-49%
    • низкий уровень – менее 30%
  4. Количественная и качественная характеристика знаний, умений и навыков за прошедший учебный год отражается в итоговом оценочном листе (аттестационном) см. Приложение, который заполняется в 2-х экземплярах (1 экземпляр – личное дело ученика, 2-й экземпляр – на руки родителям).
  5. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности (и т.д. см. “Положение о безотметочном обучении” пункт 5.1.4.).

Журнал по новой форме мы заполняем второй год. В первый учебный год в журнале мы заполняли темы и даты, а всё отслеживание результативности обучения учителя вели в своих личных журналах. В текущем учебном году форма заполнения классного журнала находится на внутришкольном эксперименте методического совета.

Б. Учащиеся:

  1. Для отслеживания динамики продвижения в овладении учебными знаниями и умениями должны иметь специальные тетради – для контрольных работ (или “Мои достижения по...), в которых выполняют все тестовые диагностические, проверочные, самостоятельные работы.
  2. Стартовые и итоговые работы выполняются на специальных бланках и хранятся в специальной папке.
  3. Для тренировочных работ используется рабочая тетрадь. Учитель осуществляет её проверку с использованием различных средств оценивания, принятых в школе. Оценка учащихся предшествует оценке учителя.
  4. Для фиксации “открытий” новых способов действия и правил ученик использует специальную “Тетрадь открытий по... (предмет), которая служит справочником, “помощником” в учении.

В.Администрация школы:

  1. Системные изменения, происходящие в уроке повлияли на изменения в работе учителя и соответственно в работе завуча. Мы пытаемся выстраивать технологию отслеживания результатов обучения. Ищем публикации в периодической печати и через Интернет, активно сотрудничаем с кафедрой начального обучения ИПКРО.
  2. При подведении итогов учебной работы педагогического коллектива мы используем данные достигнутых успехов наших учащихся через виды контроля, которые перечислены в “ Положении о безотметочной системе..”
  3. По окончанию учебного периода (четверть, год), классные руководители и учителя-предметники предоставляют администрации отчёт по установленной форме.
  4. Используются результаты проведённых административных проверок в ходе ВШК, по результатам которых учитель заполняет соответствующую таблицу и делает краткий анализ состояния учебных достижений класса по теме контроля.

Основная цель мониторинга – определить уровень достижения учащихся и выявить причины, которые позитивно или негативно влияют на результаты обучения.В связи с изменением оценочной системы выходим на новый содержательный анализ учебных достижений.

Что показал опыт работы по внедрению безотметочной системы обучения?

Прежде всего то, что:

  1. Детям стало интереснее учиться;
  2. Отпали неуверенность и боязнь получить плохую отметку;
  3. Каждый ребенок продвигается в развитии в своем индивидуальном темпе;
  4. Улучшилось общение учащихся;
  5. Дети стали объективнее себя оценивать.

Список литературы:

  1. Бакурадзе А.Б. отв. ред. “Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников” по материалам проектов “Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся” М:АПК и ППРО, 2005
  2. Бельтюкова Г.В. “Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников”, ж - л “Начальная школа” № 8 - 1990
  3. Воронцов А.Б. “Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности” М: “Рассказов” 2002г
  4. Воронцов А.Б. “Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе”, ж – л “Начальное образование” № 1 – 2003г
  5. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. “Учебная деятельность” М: Рассказов, 2004г
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г № 1756 – Р
  7. “Компетентностно направленное обновление образовательного процесса (начальная школа)”, программа “Модернизация содержания образования – перспективные разработки” подготовлено Улановской И.М., Цукерман Г.А., Юдиной Е.Г.
  8. Цукерман Г.А. “Введение в школьную жизнь” М: Генезис, 2003
  9. Цукерман Г.А. “Оценка без отметки” М: Рига, 1999
  10. Шамова Т.И. “Современные средства оценивания результатов обучения в школе” учебное пособие, М: Педагогическое общество России, 2007г