Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне, кассете или ДВД. Огромный информационный поток омывает пытливые головки детей: одни с этим справляются, у других этот непомерный груз тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8 – 9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для развития речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую ответственную задачу возложила на педагогов – дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.
Именно в дошкольном детстве необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать языковое чутье, научить связно и последовательно излагать мысли и выражать различное эмоциональные состояния .
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями во многом зависит от качества овладения лексической системой языка. Проблема изучения особенностей усвоения лексики у детей с речевыми расстройствами представляется очень важной, поскольку несформированность лексической стороны речи является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. Данные нарушения проявляются в количественной и качественной обедненности словарного запаса, неточном или неправильном употреблении слов, несформированности семантических полей.
Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действиями, обогащается, активизируется и совершенствуется его словарь.
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. Ребенок познает мир в ходе практической деятельности с ним, выполняя познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.
Таким образом, ребенку необходимо обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, его личности в целом. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
Проблема овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР рассматривалась на протяжении многих лет. В исследованиях, изучавших вопросы формирования и развития лексики у детей с нарушениями речи, отмечено, что не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов. Наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, своеобразие развития словарного запаса при ОНР, что отражено в исследованиях Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.
Объем словаря у дошкольников с речевыми нарушениями сужен, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием этого же возраста. Отмечена замена слов по звуковому сходству, либо по семантическому; некоторые замены отражают неумение детей выделять существенные признаки и качества предметов, оттенки значений.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к такому выводу: “Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи”.
Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребенка. Педагог должен не только поддерживает естественное возрастное любопытство “почемучек”, но и специальными педагогическими приемами стимулировать познавательную и речевую активность детей.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько).
Исследования последних лет (Т.И. Бабева, М.В. Крухлет, Г.И. Венгер, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том что, интенсивность развития ребенка в деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Субъектная позиция ребенка в речевой деятельности способствует единому процессу социализации, индивидуализации личности дошкольника через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.
Отечественные и зарубежные исследователи подтверждают, что ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности (Дж. Грузек, Х. Литтон; А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.В. Крухлет, В.А. Петровский и др.). Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый.
На наш взгляд необходимо использовать современные гуманистические технологии, позволяющие на практике применить принцип диалогизма, соразвития, креативности, открытости, актуальные для современной культурно-исторической ситуации.
Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, ориентированная на уникальных отношениях “ребенок – взрослый”, которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдения за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Используя проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, социально-значимой направленности, детям предоставляется возможность получать новые знания о разных сторонах окружающей действительности; при этом побуждает развитие интереса к разным видам детской деятельности. Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, искать ответ на сложные вопросы, критически мыслить, учатся связно излагать свои мысли и размышления. Переживая при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае успешного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в собственных силах, побуждают к активному поиску нового.
Основной целью нашей работы является всестороннее развитие речи детей, которое происходит на основе интеграции по единому проекту, в основе которого лежит определенная лексическая тема (проблема).
Проектная деятельность в нашей речевой группе имеет свои характерные особенности:
- доминирующий метод обучения
информационно-познавательный;
- содержание отдельно взятого проекта
соответствует программным требованиям и
отражает материал отдельно взятой лексической
темы.
- ребенок - участник проекта от зарождения идеи до
получения интеллектуального и продуктивного
результата;
- участники проекта - педагоги, воспитанники и
родители.
- продолжительность проекта зависит от темы:
глобальный проект длится полгода (долгосрочный),
монопроект (средней продолжительности) неделю.
В течение года мы работаем над двумя глобальными проектами “Мир человека”, “Мир природы”.
Глобальные проекты включают в себя монопроекты, отражающие лексические темы в соответствии с учебным планом совместным с учителем-логопедом,, воспитателем-экологом, воспитателем по ИЗО.
Например: в состав долгосрочного проекта “Человек. Люди” входят следующие монопроекты, которые касаются человека и окружающего его предметного мира:
- “Какой я внутри?”
- “Человек: часть и целое”
- “Приглашаем к столу”
- “Встречаем по одежке”
- “Обувь с древности до наших дней”
-“ Сижу верхом, не ведая на ком”
- “Дом – лицо человека” и т. д.
В работе над каждым проектом выделяются основные этапы:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать актуальную посильную для изучения тему;
Разработка проекта – план совместной деятельности по достижению цели:
- к кому обращаться за помощью (взрослому,
педагогу, сверстнику);
- в каких источниках можно найти информацию
(телевизор, компьютер, книги, и т.д.);
- какие предметы использовать;
- с какими предметами научиться работать для
достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть (макет, книга, альбомы, постройки, опыты диафильм и т.д.);
Подведение итогов – определение чему научились, что узнали, где использовать полученные знания.
Работа над монопроектом ведется в течении недели в тесной взаимосвязи с учителем логопедом.
В ходе работы над проектом воспитатель обеспечивает познавательную мотивационную базу, необходимую для формирования речевых умений и закрепления результатов.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей нашей речевой группы, мы не ставим перед собой слишком отдаленные задачи, не требуем охватить одновременно несколько направлений деятельности, поскольку мы стараемся маленькими, но стабильными и уверенными шагами двигаться вперед.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в различные виды творческой и практической деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, праздники, театрализованные представления и тематические недели)
Педагогический процесс идет рука об руку нс процессом взаимодействия ребенка с окружающим миром, с освоением ребенком окружающей среды (природной и социальной). Коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, с опорой на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, осуществляется педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.
Технология проектирования, используемая нами для обогащения социального и речевого опыта дошкольников, позволила получить результаты, отличные от традиционных. Мы убедились, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, его способность ставить цели, самостоятельно и с помощью добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам, выявлять и обозначать проблему, анализировать их и делать верные выводы.