Одной из наиболее эффективных форм внутришкольного контроля можно считать классно-обобщающий контроль. Данная форма преследует различные цели:
- выявление причин неуспеваемости, нежелания учиться, пропусков уроков;
- выявление перспектив обучения различных групп учащихся в данном классе (особо касается профильных классов, классов с углубленным изучением предметов);
- обобщение положительного опыта классного
руководителя по различным направлениям:
- организация классного коллектива;
- организация классного самоуправления;
- совместная работа с предметниками в области повышения качества знаний и др.
- изучение системы работы предметников в данном
классе в области:
- единства требований;
- работы над речью учащихся;
- развитие общеучебных навыков.
Кроме непосредственных целей в ходе классно-обобщающего контроля возможно решение других задач, например, персональный контроль такой как изучение уровня преподавания аттестуемых учителей , контроль ведения школьной документации и др.
Предлагаемый алгоритм классно-обобщающего контроля апробирован в нашей школе в течение нескольких лет.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
1 этап. Заседание малого педсовета “О классно-обобщающем контроле в классе”.
На заседании малого педсовета до учителей доводятся цели и задачи контроля, его алгоритм, методы и объекты контроля. Например
Цель контроля: Выяснение причин нарушения дисциплины, нежелания учиться, пропусков уроков, низкого качества знаний. (Возможны другие цели контроля в зависимости от контингента учащихся).
Ответственные за проведение контроля:
Объекты контроля:
1. Состояние учебной работы в классе:
- организация учебного процесса;
- работа классного руководителя и предметников по предотвращению неуспеваемости, повышению качества знаний;
- уровень ЗУН учащихся и др.
2. Состояние воспитательной работы в классе:
- уровень воспитанности;
- уровень комфортности;
- уровень сформированности классного коллектива и др.
3.Система работы предметников.
4. Ведение школьной документации.
Методы контроля:
- Наблюдение.
- Анкетирование учащихся.
- Тестирование учащихся.
- Контрольные работы
- Проверка школьной документации: классного журнала, дневников учащихся, ученических тетрадей, поурочного и тематического планирования.
5. Беседы с учащимися и классным руководителем, учителями-предметниками.
2 этап. Сбор предварительной информации по прилагаемым формам.
Информация классного руководителя о классе.
1. Успеваемость учащихся.
Учебный год | 2006-2007 учебный год | 1 четверть 2007-2008 учебного года | |||||||||||
Параметры | “Отличник” | “Ударник” | С одной и двумя “3” | Три и более троек | Все тройки | Неуспевающ | “Отличник” | “Ударник” | С одной и двумя “3” | Три и более троек | Все тройки | Неуспевающ | |
№ п\п | Фамилия,имя учащегося |
2. Готовность учащихся к урокам.
Параметры | Не имеет школьных принадлежностей | Не готов к урокам | Не работает на уроке | |||||||
Всегда | Иногда | Иногда | Всегда | Иногда | Никогда | Всегда | Иногда | Никогда | ||
№п\п | Фамилия, имя учащегося |
3. Дисциплина в классе.
Параметры | Опоздания на уроки | Мешает учителю и учащимся на уроке | Грубое отношение к одноклассникам, учителям. | |||||||
Постоянно | Иногда | Никогда | Постоянно | Иногда | Никогда | Постоянно | Иногда | Никогда | ||
№п\п | Фамилия, имя учащегося |
4. Пропуски уроков.
№п\п | Фамилия, имя учащегося | Пропуски уроков без причины (количество) | Пропуски уроков по уважительной причине (количество) |
3 этап. Проведение контроля.
Предлагаются различные виды контроля:
А) Стратиграфический анализ класса
Группа “М”: отличники и ударники - %
2007-08 – 2006-07 (берутся в сравнении)
Фамилии учащихся
Состав группы (более 25%) позволяет вести микрогрупповую работу в классе – закрепить за каждым сильным учеником одного- двух слабых (больше для сохранения сильных ). Данная группа нуждается в дальнейшем совершенствовании мышления, овладении мыслительными операциями высокого уровня.
Группа “В”: с одной, двумя тройками - %
Фамилии учащихся
Слой составляет менее 10%, пока нет необходимости организовывать дополнительные занятия, но можно давать индивидуальные задания, необходимо укреплять волю, настойчивость в преодолении трудностей. Причиной перехода из сильного слоя в более слабый для средней параллели считают недостаточные упражнения в пересказе, либо в 7-9 классах - обилие терминов.
Группа “Р”: три и более троек - %
Фамилии учащихся
Данной категории учеников очень важно преодолеть психологический барьер- боязнь быть вызванным к доске.
Если много учеников, требующих речевой поддержки, то эта задача становится главной.
Группа “Э”: все тройки, неуспевающие - %
Фамилии учащихся
Группа составляет менее 10%, однако требует внимания.
У этих учащихся необходимо начать с совершенствования общеучебных навыков, постепенно приобщать к учебному труду.
Б) Доступность обучения в классе за 1 четверть 2007-2008
(Уровень реальных возможностей обучающегося)
ИК-индекс качества - частота появления высоких отметок в общем массиве.
№ п\п | Фамилия, имя учащегося | Всего оценок | Из них 4 и5 | ИК |
Очень высокий уровень ИК (0,75-1,0) | ||||
1. | ||||
2. | ||||
Высокий уровень ИК (0,6-0,75) | ||||
1. | ||||
2. | ||||
Удовлетворительный уровень ИК (0,5-0,6) | ||||
1. | ||||
2. | ||||
Низкий уровень ИК (Менее 0,5 ) | ||||
1. | ||||
2. | ||||
ИТОГО |
В) Срезы знаний по методике В.Н. Зайцева (при необходимости)
Г) Анализ степени обученности учащихся.
Цель анализа: определить уровень обученности учащихся.
Сделаем анализ обученности учащихся (СОУ) по всем классам и по всем предметам. СОУ – это совокупность определенных ЗУНов, усвоенных учащимися.
Показатели СОУ:
1 уровень – до 4%: это “различение” (распознавание) или уровень знакомства (низшая степень обученности)
2 уровень – до 16%: это “запоминание” (учащийся может пересказать содержание текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, ответить на вопросы репродуктивного плана)
3 уровень – до 30%: это “понимание” (учащийся может воспроизвести формулировку закона, сможет объяснить его и привести примеры)
4 уровень – до 64%: это простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень, закрепленные способы применения знаний в практической деятельности).
5 уровень – до 100%: это т.н. перенос (положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение навыками) – способность к общению и переносу установленных закономерностей в новой учебной и практической ситуации; учащийся дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу и пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения.
Формула нахождения СОУ:
Количество
“5” х 1
“4” х 0,64
“3” х 0,36
“2” х 0,14
“1” х 0,07
Полученная сумма делится на количество учащихся и умножается на 100%
Д) Психологическая диагностика (проводит педагог-психолог)
Е) Анкетирование учащихся
Анкета № 1
предмет | Изучаю с интересом | равнодушен | Не люблю |
Анкета №2
С кем из учителей Вы хотели бы пойти в поход или поехать на экскурсию?
Вы отмечаете знаменательную дату в своей жизни (день рождения, победу в конкурсе и т.д.). Могли бы Вы пригласить своих учителей? Если да, то кого?
У Вас возник конфликт с матерью, отцом, другом, подругой. Вам нужен совет, нужна помощь. К кому из учителей Вы обратились бы?
Ж) Бланк контроля ведения дневников учащихся класса МОУ СОШ №2
(Образец справки по итогам контроля ведения дневников)
(наиболее часто встречающиеся замечания)
Параметры оценки \классный руководитель. | Фамилия, имя ученика | Фамилия, имя ученика | Фамилия, имя ученика | Фамилия, имя ученика | Фамилия, имя ученика |
1.Оформление дневника учащимися: | |||||
А) Обложка дневника; | |||||
Б) Титульный лист; | |||||
В) Расписание уроков на четверть; | |||||
Г) Список учителей; | |||||
Д) Записи в дневнике; | |||||
Е) Аккуратность ведения. | |||||
2.Выставление оценок. | |||||
3.Контроль за ведением дневника со стороны классного руководителя. | |||||
3.Контроль за ведением дневника со стороны родителей. |
Выводы и предложения:
- Страницу “ Расписание на 1 четверть” и “Список учителей” заполнить под руководством классных руководителей на классном часе. (Фамилии ).
- Учителям-предметникам и классным руководителям усилить контроль ведения дневников учащимися на уроке: записи д\заданий, ежедневной записи расписания. (Фамилии ).
- Все имеющиеся оценки заверять подписью предметника, классным руководителям контролировать накопляемость оценок в дневнике, своевременно информировать об успеваемости родителей. (Фамилии ).
- Вести регулярную работу с родителями по совместному контролю за успеваемостью и поведением учащихся, добиваться от всех родителей своевременной проверки дневников учащихся. (Фамилии ).
- В результате проверки выявлено, что большинство учащихся класса имеют некрасивый почерк, неаккуратно ведут дневники. Учителям-предметникам на уроках вести целенаправленную работу по улучшению каллиграфии. Классному руководителю класса рекомендуется выставлять оценку за ведение дневника.
- Выявлена группа учащихся, имеющих неудовлетворительное поведение на уроках, пропуски, некоторые учащиеся нерегулярно готовятся к урокам, не имеют школьных принадлежностей. Классным руководителям необходимо своевременно информировать администрацию, соц. педагога по работе с учащимися девиантного поведения, администрацию школы, родителей о состоянии успеваемости и поведения данной категории учащихся, сведения о них отражать в социальном паспорте класса. Рекомендуется выставлять оценку за поведение в дневник 1 раз в неделю.
З) Бланк контроля ведения классных журналов
Параметры контроля | Оформление журнала классным руководителем | Заполнение журнала учителем-предметником | Оценивание учащихся |
Контроль проведен: дата
Контроль провел:
4 этап. Обработка полученных данных.
Полученные данные лучше всего представлять в виде таблиц и графиков. Для проведения педсовета и родительского собрания создается компьютерная презентация.
5 этап. Заседание малого педсовета “Итоги классно-обобщающего контроля в классе”.
Проведение родительского собрания (при необходимости).
6 этап. Выполнение рекомендаций.