Организация классно-обобщающего контроля

Разделы: Администрирование школы


Одной из наиболее эффективных форм внутришкольного контроля можно считать классно-обобщающий контроль. Данная форма преследует различные цели:

  • выявление причин неуспеваемости, нежелания учиться, пропусков уроков;
  • выявление перспектив обучения различных групп учащихся в данном классе (особо касается профильных классов, классов с углубленным изучением предметов);
  • обобщение положительного опыта классного руководителя по различным направлениям:
    • организация классного коллектива;
    • организация классного самоуправления;
    • совместная работа с предметниками в области повышения качества знаний и др.
  • изучение системы работы предметников в данном классе в области:
    • единства требований;
    • работы над речью учащихся;
    • развитие общеучебных навыков.

Кроме непосредственных целей в ходе классно-обобщающего контроля возможно решение других задач, например, персональный контроль такой как изучение уровня преподавания аттестуемых учителей , контроль ведения школьной документации и др.

Предлагаемый алгоритм классно-обобщающего контроля апробирован в нашей школе в течение нескольких лет.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

1 этап. Заседание малого педсовета “О классно-обобщающем контроле в классе”.

На заседании малого педсовета до учителей доводятся цели и задачи контроля, его алгоритм, методы и объекты контроля. Например

Цель контроля: Выяснение причин нарушения дисциплины, нежелания учиться, пропусков уроков, низкого качества знаний. (Возможны другие цели контроля в зависимости от контингента учащихся).

Ответственные за проведение контроля:

Объекты контроля:

1. Состояние учебной работы в классе:

  • организация учебного процесса;
  • работа классного руководителя и предметников по предотвращению неуспеваемости, повышению качества знаний;
  • уровень ЗУН учащихся и др.

2. Состояние воспитательной работы в классе:

  • уровень воспитанности;
  • уровень комфортности;
  • уровень сформированности классного коллектива и др.

3.Система работы предметников.

4. Ведение школьной документации.

Методы контроля:

  1. Наблюдение.
  2. Анкетирование учащихся.
  3. Тестирование учащихся.
  4. Контрольные работы
  5. Проверка школьной документации: классного журнала, дневников учащихся, ученических тетрадей, поурочного и тематического планирования.

5. Беседы с учащимися и классным руководителем, учителями-предметниками.

2 этап. Сбор предварительной информации по прилагаемым формам.

Информация классного руководителя о классе.

1. Успеваемость учащихся.

Учебный год 2006-2007 учебный год 1 четверть 2007-2008 учебного года
Параметры “Отличник” “Ударник” С одной и двумя “3” Три и более троек Все тройки Неуспевающ “Отличник” “Ударник” С одной и двумя “3” Три и более троек Все тройки Неуспевающ
№ п\п Фамилия,имя учащегося

2. Готовность учащихся к урокам.

Параметры Не имеет школьных принадлежностей Не готов к урокам Не работает на уроке
Всегда Иногда Иногда Всегда Иногда Никогда Всегда Иногда Никогда
№п\п Фамилия, имя учащегося

3. Дисциплина в классе.

Параметры Опоздания на уроки Мешает учителю и учащимся на уроке Грубое отношение к одноклассникам, учителям.
Постоянно Иногда Никогда Постоянно Иногда Никогда Постоянно Иногда Никогда
№п\п Фамилия, имя учащегося

4. Пропуски уроков.

№п\п Фамилия, имя учащегося Пропуски уроков без причины (количество) Пропуски уроков по уважительной причине (количество)

3 этап. Проведение контроля.

Предлагаются различные виды контроля:

А) Стратиграфический анализ класса

Группа “М”: отличники и ударники - %

2007-08 – 2006-07 (берутся в сравнении)

Фамилии учащихся

Состав группы (более 25%) позволяет вести микрогрупповую работу в классе – закрепить за каждым сильным учеником одного- двух слабых (больше для сохранения сильных ). Данная группа нуждается в дальнейшем совершенствовании мышления, овладении мыслительными операциями высокого уровня.

Группа “В”: с одной, двумя тройками - %

Фамилии учащихся

Слой составляет менее 10%, пока нет необходимости организовывать дополнительные занятия, но можно давать индивидуальные задания, необходимо укреплять волю, настойчивость в преодолении трудностей. Причиной перехода из сильного слоя в более слабый для средней параллели считают недостаточные упражнения в пересказе, либо в 7-9 классах - обилие терминов.

Группа “Р”: три и более троек - %

Фамилии учащихся

Данной категории учеников очень важно преодолеть психологический барьер- боязнь быть вызванным к доске.

Если много учеников, требующих речевой поддержки, то эта задача становится главной.

Группа “Э”: все тройки, неуспевающие - %

Фамилии учащихся

Группа составляет менее 10%, однако требует внимания.

У этих учащихся необходимо начать с совершенствования общеучебных навыков, постепенно приобщать к учебному труду.

Б) Доступность обучения в классе за 1 четверть 2007-2008

(Уровень реальных возможностей обучающегося)

ИК-индекс качества - частота появления высоких отметок в общем массиве.

№ п\п Фамилия, имя учащегося Всего оценок Из них 4 и5 ИК
Очень высокий уровень ИК (0,75-1,0)
1.        
2.        
Высокий уровень ИК (0,6-0,75)
1.        
2.        
Удовлетворительный уровень ИК (0,5-0,6)
1.        
2.        
Низкий уровень ИК (Менее 0,5 )
1.        
2.        
  ИТОГО      

В) Срезы знаний по методике В.Н. Зайцева (при необходимости)

Г) Анализ степени обученности учащихся.

Цель анализа: определить уровень обученности учащихся.

Сделаем анализ обученности учащихся (СОУ) по всем классам и по всем предметам. СОУ – это совокупность определенных ЗУНов, усвоенных учащимися.

Показатели СОУ:

1 уровень – до 4%: это “различение” (распознавание) или уровень знакомства (низшая степень обученности)

2 уровень – до 16%: это “запоминание” (учащийся может пересказать содержание текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, ответить на вопросы репродуктивного плана)

3 уровень – до 30%: это “понимание” (учащийся может воспроизвести формулировку закона, сможет объяснить его и привести примеры)

4 уровень – до 64%: это простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень, закрепленные способы применения знаний в практической деятельности).

5 уровень – до 100%: это т.н. перенос (положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение навыками) – способность к общению и переносу установленных закономерностей в новой учебной и практической ситуации; учащийся дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу и пример, которые могут быть ему предложены в соответствии с программными требованиями на данном этапе обучения.

Формула нахождения СОУ:

Количество

“5” х 1
“4” х 0,64
“3” х 0,36
“2” х 0,14
“1” х 0,07

Полученная сумма делится на количество учащихся и умножается на 100%

Д) Психологическая диагностика (проводит педагог-психолог)

Е) Анкетирование учащихся

Анкета № 1

предмет Изучаю с интересом равнодушен Не люблю

Анкета №2

С кем из учителей Вы хотели бы пойти в поход или поехать на экскурсию?

Вы отмечаете знаменательную дату в своей жизни (день рождения, победу в конкурсе и т.д.). Могли бы Вы пригласить своих учителей? Если да, то кого?

У Вас возник конфликт с матерью, отцом, другом, подругой. Вам нужен совет, нужна помощь. К кому из учителей Вы обратились бы?

Ж) Бланк контроля ведения дневников учащихся класса МОУ СОШ №2

(Образец справки по итогам контроля ведения дневников)

(наиболее часто встречающиеся замечания)

Параметры оценки \классный руководитель. Фамилия, имя ученика Фамилия, имя ученика Фамилия, имя ученика Фамилия, имя ученика Фамилия, имя ученика
1.Оформление дневника учащимися:          
А) Обложка дневника;          
Б) Титульный лист;          
В) Расписание уроков на четверть;          
Г) Список учителей;          
Д) Записи в дневнике;          
Е) Аккуратность ведения.          
2.Выставление оценок.          
3.Контроль за ведением дневника со стороны классного руководителя.          
3.Контроль за ведением дневника со стороны родителей.          

Выводы и предложения:

  1. Страницу “ Расписание на 1 четверть” и “Список учителей” заполнить под руководством классных руководителей на классном часе. (Фамилии ).
  2. Учителям-предметникам и классным руководителям усилить контроль ведения дневников учащимися на уроке: записи д\заданий, ежедневной записи расписания. (Фамилии ).
  3. Все имеющиеся оценки заверять подписью предметника, классным руководителям контролировать накопляемость оценок в дневнике, своевременно информировать об успеваемости родителей. (Фамилии ).
  4. Вести регулярную работу с родителями по совместному контролю за успеваемостью и поведением учащихся, добиваться от всех родителей своевременной проверки дневников учащихся. (Фамилии ).
  5. В результате проверки выявлено, что большинство учащихся класса имеют некрасивый почерк, неаккуратно ведут дневники. Учителям-предметникам на уроках вести целенаправленную работу по улучшению каллиграфии. Классному руководителю класса рекомендуется выставлять оценку за ведение дневника.
  6. Выявлена группа учащихся, имеющих неудовлетворительное поведение на уроках, пропуски, некоторые учащиеся нерегулярно готовятся к урокам, не имеют школьных принадлежностей. Классным руководителям необходимо своевременно информировать администрацию, соц. педагога по работе с учащимися девиантного поведения, администрацию школы, родителей о состоянии успеваемости и поведения данной категории учащихся, сведения о них отражать в социальном паспорте класса. Рекомендуется выставлять оценку за поведение в дневник 1 раз в неделю.

З) Бланк контроля ведения классных журналов

Параметры контроля Оформление журнала классным руководителем Заполнение журнала учителем-предметником Оценивание учащихся

Контроль проведен: дата

Контроль провел:

4 этап. Обработка полученных данных.

Полученные данные лучше всего представлять в виде таблиц и графиков. Для проведения педсовета и родительского собрания создается компьютерная презентация.

5 этап. Заседание малого педсовета “Итоги классно-обобщающего контроля в классе”.

Проведение родительского собрания (при необходимости).

6 этап. Выполнение рекомендаций.