Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Правописание парных звонких и глухих согласных и безударных гласных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщение знаний учащихся по написанию безударных гласных, парных звонких и глухих согласных;
  2. Обучение определению этапов урока, умению самостоятельно делать выводы по теме, применять полученные знания для грамотного письма при самостоятельной работе.
  3. Развитие орфографической зоркости и внимательности.
  4. Воспитание уважительного отношения к родному языку.

Материалы и оборудование:

  • словарные слова,
  • карточки с гласными буквами,
  • карточки с названиями орфограмм,
  • рисунки животных (медведь, корова, собака, заяц, дятел)

Ход урока

1. Постановка темы и цели урока

На доске написаны слова: собака, лед, река, снег, заяц, корова, гнездо, медведь, зима, сад, воробей, сова,) и чем они отличаются (разные орфограммы в корнях слов)

Задания:

Прочитайте вслух слова и определите, что объединяет эти слова (орфограммы в корне слова) и чем они отличаются (разные орфограммы в корне слов)

Разделите слова на три группы по формуле 5:4:3 (непроверяемые безударные гласные: проверяемые безударные гласные: парные согласные)

По принципу деления слов сформулируйте тему урока

Ориентируясь на тему и записанные на доске слова, поставьте цель урока:

- повторить то, что …

- закрепить умение …

- учиться отличать…

- познакомиться с …

2. Актуализация знаний

Приступаем к первой части цели урока.

На доске написаны буквы

а и е я о

бп вф гк жш зс дт

Что вы знаете про эти буквы и звуки? (гласные и парные согласные)

3. Словарно-орфографическая работа

* Закончите предложение одним словом, опираясь на правила, которые мы сейчас повторили, запишите слова и покажите безударную гласную с помощью карточки. Используйте рисунки животных, представленные на доске.

  1. в берлоге спит… (медведь-5)
  2. много молока дает… (корова-3)
  3. громко лает… (собака-2)
  4. под кустом сидит… (заяц-1)
  5. деревья долбит … (дятел-1)

* Можем ли подобрать к этим словам проверочные слова? (нет, это слова с непроверяемой безударной гласной)

* Составьте слово по подсказке (слово дрозд составляется из букв, помеченных порядковыми номерами в записанных словах).

* Запишите рядом слово во множественном числе (дрозд-дрозды). Где у вас возникли затруднения при написании этих слов? (в слове дрозд – на конце слова, а в слове дрозды – в корне слова). Как называются эти орфограммы? (парная согласная, проверяемая безударная гласная). Как правильно написать эти слова? (нужно изменить слово так, чтобы после согласной буквы стояла гласная; подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная была под ударением).

4. Закрепление (фронтальная работа)

Произнеси слова и запиши их:

[хл’эп] – (хлеб)

[марос] – (мороз)

[гра’с’] – (грязь)

[ут’ук] – (утюг)

5. Самостоятельная работа

Сформулируйте задание к упражнению. В данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова следует взять из справки, определив нужное по имеющейся в них орфограмме.

Слова для справок: мягкая, мордочка, пользу, молоко, опасность, короткие, ёжика.

у ёжика остренькая. А на животе шерстка. Она серого цвета. Иглы у бурые. Лапки . Заметит ёжик и сворачивается клубком. Живет ежик в норке.

Очень любит . Ежик приносит , он уничтожает змей, мышей, слизняков.

Условные обозначения: ПС – парные согласные, ПБГ – проверяемые безударные гласные, НС – непроизносимые согласные, НБГ – непроверяемые безударные гласные.

Взаимопроверка.

6. Подведение итога урока. Рефлексия.

Осуществлялся на основе карточек настроения (лицо с улыбкой – все понятно , нет затруднений; грустное лицо – были затруднения; удивленное лицо - узнали что-то новое, что удивило).