Цель:
- Обобщение знаний учащихся по написанию безударных гласных, парных звонких и глухих согласных;
- Обучение определению этапов урока, умению самостоятельно делать выводы по теме, применять полученные знания для грамотного письма при самостоятельной работе.
- Развитие орфографической зоркости и внимательности.
- Воспитание уважительного отношения к родному языку.
Материалы и оборудование:
- словарные слова,
- карточки с гласными буквами,
- карточки с названиями орфограмм,
- рисунки животных (медведь, корова, собака, заяц, дятел)
Ход урока
1. Постановка темы и цели урока
На доске написаны слова: собака, лед, река, снег, заяц, корова, гнездо, медведь, зима, сад, воробей, сова,) и чем они отличаются (разные орфограммы в корнях слов)
Задания:
Прочитайте вслух слова и определите, что объединяет эти слова (орфограммы в корне слова) и чем они отличаются (разные орфограммы в корне слов)
Разделите слова на три группы по формуле 5:4:3 (непроверяемые безударные гласные: проверяемые безударные гласные: парные согласные)
По принципу деления слов сформулируйте тему урока
Ориентируясь на тему и записанные на доске слова, поставьте цель урока:
- повторить то, что …
- закрепить умение …
- учиться отличать…
- познакомиться с …
2. Актуализация знаний
Приступаем к первой части цели урока.
На доске написаны буквы
а и е я о
бп вф гк жш зс дт
Что вы знаете про эти буквы и звуки? (гласные и парные согласные)
3. Словарно-орфографическая работа
* Закончите предложение одним словом, опираясь на правила, которые мы сейчас повторили, запишите слова и покажите безударную гласную с помощью карточки. Используйте рисунки животных, представленные на доске.
- в берлоге спит… (медведь-5)
- много молока дает… (корова-3)
- громко лает… (собака-2)
- под кустом сидит… (заяц-1)
- деревья долбит … (дятел-1)
* Можем ли подобрать к этим словам проверочные слова? (нет, это слова с непроверяемой безударной гласной)
* Составьте слово по подсказке (слово дрозд составляется из букв, помеченных порядковыми номерами в записанных словах).
* Запишите рядом слово во множественном числе (дрозд-дрозды). Где у вас возникли затруднения при написании этих слов? (в слове дрозд – на конце слова, а в слове дрозды – в корне слова). Как называются эти орфограммы? (парная согласная, проверяемая безударная гласная). Как правильно написать эти слова? (нужно изменить слово так, чтобы после согласной буквы стояла гласная; подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная была под ударением).
4. Закрепление (фронтальная работа)
Произнеси слова и запиши их:
[хл’эп] – (хлеб)
[марос] – (мороз)
[гра’с’] – (грязь)
[ут’ук] – (утюг)
5. Самостоятельная работа
Сформулируйте задание к упражнению. В данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова следует взять из справки, определив нужное по имеющейся в них орфограмме.
Слова для справок: мягкая, мордочка, пользу, молоко, опасность, короткие, ёжика.
у ёжика остренькая. А на животе шерстка. Она серого цвета. Иглы у бурые. Лапки . Заметит ёжик и сворачивается клубком. Живет ежик в норке.
Очень любит . Ежик приносит , он уничтожает змей, мышей, слизняков.
Условные обозначения: ПС – парные согласные, ПБГ – проверяемые безударные гласные, НС – непроизносимые согласные, НБГ – непроверяемые безударные гласные.
Взаимопроверка.
6. Подведение итога урока. Рефлексия.
Осуществлялся на основе карточек настроения (лицо с улыбкой – все понятно , нет затруднений; грустное лицо – были затруднения; удивленное лицо - узнали что-то новое, что удивило).