Цель:
- сформировать у учащихся понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам);
- развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям;
- воспитывать орфографическую зоркость: буквы е, и в окончаниях глаголов – это орфограммы.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ (особенности урока и реализующие задачи) | |||||||||||||||
1. Организационный момент. | - Рада Вас всех видеть. Нас сегодня ждет
интересный материал. - Какой раздел языкознания мы изучаем? - Сегодня, ребята, мы должны на основе изученного материала сформировать понятие о глаголе – спряжение? |
Ответы учащихся на вопросы. - Морфология – раздел языкознания. - Глагол. Грамматические признаки глаголы. |
Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие. | |||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи. Актуализация опорных знаний и умений. |
1) Сообщение темы, цели и задач урока. 2) Каллиграфическая разминка: На доске: группа слов: Рабочий, решать, русский, ребята, ракета. - Что общего у всех этих слов? - Повторим написание буквы Рр (на доске образец). 3) Фонетическая работа. - Какие звуки обозначает буква Рр? Дайте характеристику. 4) Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации. Запишите (с комментированием – 1-й ученик) в отдельные столбики. - Объясните, почему слово рабочий может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.) |
Ответы учащихся: - Непроверяемое написание (слова из словаря); все слова на букву Р. Орфографически и каллиграфически верно (проговаривая, наблюдая, записываем целую строку букву Рр; списываем слова.) Характеристика звуков: [р] – согласный, непарный звонкий, твердый; [р,] – согласный, непарный звонкий, мягкий.
Рабочий – как профессия человека (и/существительное) Рабочий (-ая, -ое, -ие) – признак предмета (и/прилагательное) Докажите, составляя словосочетания, предложения (употребление в речи). |
Организовать и направить
познавательную деятельность учащихся на
восприятие нового материала. Активизировать мыслительные операции: - анализ и синтез; - сравнение и сопоставление; - классификация. Словарная работа как путь осознания учебного материала. Постановка эвристического вопроса как прием, активизирующий процесс осмысления. |
|||||||||||||||
3. Повторение изученного материала. | - Слово решать. Это глагол. Вспомните все о глаголе. |
Решать – это начальная форма
глагола. Решать (н.ф.) – решал (п.в., м.р., ед.ч.), решает (н.в., ед.ч. 3-е л.), будет решать (б.в., ед.ч., 3-е л.) |
Всесторонне проверить знания учащихся о грамматических признаках глагола. | |||||||||||||||
4. Изучение нового материала. | 1) Обратимся к учебнику. Прочитайте
заголовок раздела. - Что такое спряжение? Проведем небольшое наблюдение. Упражнение 120. а) прочитайте (про себя); б) - назовите выделенные глаголы; - что общего у всех этих глаголов? - чем отличаются? В) запишите глаголы (с разными окончаниями по образцу). Окончания выделите. г) – Как изменялись окончания? Объясните свои наблюдения. - Сделайте вывод. - Сравните свой вывод с правилом по учебнику (с. 59). - В какой позиции находятся гласные в данных словах? (В сильной, ударной.) |
Ответы учащихся: - 3-е лицо, ед.ч., н.в. - Разные окончания.
Вывод: - Признаки I спряжения: окончания с е, ё; в 3-м л. мн.ч. – - ут, - ют. - Признаки II спряжения: окончания с и; в 3-м л. мн.ч. - -ат, -ят. |
Использование метода наблюдения для
осознания учащимися учебного материала. Создание проблемной ситуации. Активизация мыслительных операций: - анализ и синтез; - сравнение; - обобщение; - конкретизация. |
|||||||||||||||
5. Закрепление (усвоение) новых знаний. | 1) Первичное закрепление. Вернемся к
слову решать. Определите спряжение. Докажите,
записывая в виде таблицы. (Не путать: решать – несоверш. вида; решить – соверш. вида.) - В какой позиции находятся гласные в окончаниях данных слов? - Сделайте выводы. - Как будем проверять написание окончаний глаголов? Сделайте вывод. |
I спряжение.
- В слабой, безударной. - Значит, гласная буква в личных окончаниях глаголов – это орфограмма.
- По 3-му лицу мн.ч. - Признаки I спряжения: окончания с е, ё; в 3-м л. мн.ч. – - ут, - ют. - Признаки II спряжения: окончания с и; в 3-м л. мн.ч. - -ат, -ят. |
На основе приобретенных знаний
вырабатывать соответствующие умения и навыки. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий. |
|||||||||||||||
Физ. пауза. | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо Ветер тише-тише, Деревцо все выше-выше. |
Вместе с учителем. | ||||||||||||||||
5. Закрепление (усвоение) новых знаний. Продолжение. |
2) Ветер дует нам в лицо… - Назовите в данном предложении глагол. Определите спряжение. В какой позиции находится гласная в личном окончании глагола? Проверьте написание, применяя новые знания. 3) Упражнение 121. а) чтение задания и текста; б) 1-2 предложения с учителем (комментирует 1 ученик); - выделить окончание, определить орфограмму, проверить, определить спряжение. в) далее самостоятельная работа. |
Дует – дуют. -ют – признак I спряжения, значит, в окончании е. Работа в тетради. 1-2 ученика у доски (с комментированием). |
Выработка умения оперировать ранее
полученными знаниями.
Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изучению нового материала. |
|||||||||||||||
6. Проверка и самопроверка. | - Как определяли спряжение глаголов? - Как проверяли написание личных окончаний глаголов? |
Вывод:
|
Проверить знания учащихся. Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях. |
|||||||||||||||
7. Итог урока. | - Что такое спряжение глагола? - Как определить спряжение? - Назовите признаки I и II спряжения глагола. |
|||||||||||||||||
8. Домашнее задание. | Стр. 59-61 – правила и таблица, упр. 127. | Сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения. |