Конспект и презентация урока русского языка "I и II спряжения глагола. Общее понятие" (4-й класс, система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • сформировать у учащихся понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам);
  • развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям;
  • воспитывать орфографическую зоркость: буквы е, и в окончаниях глаголов – это орфограммы.

Ход урока

Презентация

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Анализ (особенности урока и реализующие задачи)
1. Организационный момент. - Рада Вас всех видеть. Нас сегодня ждет интересный материал.

- Какой раздел языкознания мы изучаем?

- Сегодня, ребята, мы должны на основе изученного материала сформировать понятие о глаголе – спряжение?

Ответы учащихся на вопросы.

- Морфология – раздел языкознания.

- Глагол. Грамматические признаки глаголы.

Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие.
2. Постановка учебной задачи.

Актуализация опорных знаний и умений.

1) Сообщение темы, цели и задач урока.

2) Каллиграфическая разминка:

На доске: группа слов:

Рабочий, решать, русский, ребята, ракета.

- Что общего у всех этих слов?

- Повторим написание буквы Рр (на доске образец).

3) Фонетическая работа.

- Какие звуки обозначает буква Рр? Дайте характеристику.

4) Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации.

Запишите (с комментированием – 1-й ученик) в отдельные столбики.

- Объясните, почему слово рабочий может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.)

Ответы учащихся:

- Непроверяемое написание (слова из словаря); все слова на букву Р.

Орфографически и каллиграфически верно (проговаривая, наблюдая, записываем целую строку букву Рр; списываем слова.)

Характеристика звуков:

[р] – согласный, непарный звонкий, твердый;

[р,] – согласный, непарный звонкий, мягкий.

И/сущ. И/прил. Глагол
Рабочий

Ребята

ракета

Рабочий

Русский

Решать

Рабочий – как профессия человека (и/существительное)

Рабочий (-ая, -ое, -ие) – признак предмета (и/прилагательное)

Докажите, составляя словосочетания, предложения (употребление в речи).

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:

- анализ и синтез;

- сравнение и сопоставление;

- классификация.

Словарная работа как путь осознания учебного материала.

Постановка эвристического вопроса как прием, активизирующий процесс осмысления.

3. Повторение изученного материала. - Слово решать. Это глагол.

Вспомните все о глаголе.

Решать – это начальная форма глагола.

Решать (н.ф.) – решал (п.в., м.р., ед.ч.), решает (н.в., ед.ч. 3-е л.), будет решать (б.в., ед.ч., 3-е л.)

Всесторонне проверить знания учащихся о грамматических признаках глагола.
4. Изучение нового материала. 1) Обратимся к учебнику. Прочитайте заголовок раздела.

- Что такое спряжение?

Проведем небольшое наблюдение.

Упражнение 120.

а) прочитайте (про себя);

б) - назовите выделенные глаголы;

- что общего у всех этих глаголов?

- чем отличаются?

В) запишите глаголы (с разными окончаниями по образцу). Окончания выделите.

г) – Как изменялись окончания? Объясните свои наблюдения.

- Сделайте вывод.

- Сравните свой вывод с правилом по учебнику (с. 59).

- В какой позиции находятся гласные в данных словах? (В сильной, ударной.)

Ответы учащихся:

- 3-е лицо, ед.ч., н.в.

- Разные окончания.

  Ед.ч. Мн.ч.
1 л.

2 л.

3 л.

Живу

Живешь

Живет

Живем

Живете

Живут

I спряжение

1 л.

2 л.

3 л.

Стою

Стоишь

Стоит

Стоим

Стоите

Стоят

II спряжение

Вывод:

- Признаки I спряжения: окончания с е, ё; в 3-м л. мн.ч. – - ут, - ют.

- Признаки II спряжения: окончания с и; в 3-м л. мн.ч. - -ат, -ят.

Использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.

Создание проблемной ситуации.

Активизация мыслительных операций:

- анализ и синтез;

- сравнение;

- обобщение;

- конкретизация.

5. Закрепление (усвоение) новых знаний. 1) Первичное закрепление. Вернемся к слову решать. Определите спряжение. Докажите, записывая в виде таблицы.

(Не путать: решать – несоверш. вида;

решить – соверш. вида.)

- В какой позиции находятся гласные в окончаниях данных слов?

- Сделайте выводы.

- Как будем проверять написание окончаний глаголов? Сделайте вывод.

I спряжение.
  Ед.ч. Мн.ч.
1 л.

2 л.

3 л.

Решаю

Решаешь

Решает

Решаем

Решаете

Решают

- В слабой, безударной.

- Значит, гласная буква в личных окончаниях глаголов – это орфограмма.

 

- По 3-му лицу мн.ч.

- Признаки I спряжения: окончания с е, ё; в 3-м л. мн.ч. – - ут, - ют.

- Признаки II спряжения: окончания с и; в 3-м л. мн.ч. - -ат, -ят.

На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий.

Физ. пауза. Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише-тише,
Деревцо все выше-выше.
Вместе с учителем.  
5. Закрепление (усвоение) новых знаний.

Продолжение.

2) Ветер дует нам в лицо…

- Назовите в данном предложении глагол. Определите спряжение. В какой позиции находится гласная в личном окончании глагола?

Проверьте написание, применяя новые знания.

3) Упражнение 121.

а) чтение задания и текста;

б) 1-2 предложения с учителем (комментирует 1 ученик);

- выделить окончание, определить орфограмму, проверить, определить спряжение.

в) далее самостоятельная работа.

Дует – дуют.

-ют – признак I спряжения, значит, в окончании е.

Работа в тетради.

1-2 ученика у доски (с комментированием).

Выработка умения оперировать ранее полученными знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изучению нового материала.

6. Проверка и самопроверка. - Как определяли спряжение глаголов?

- Как проверяли написание личных окончаний глаголов?

Вывод:
-у, -ю -ем I спряжение
-ешь -ете
-ет -ут,

-ют

-у, -ю -им II спряжение
-ишь -ите
-ит -ат,

-ят

Проверить знания учащихся.

Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

7. Итог урока. - Что такое спряжение глагола?

- Как определить спряжение?

- Назовите признаки I и II спряжения глагола.

   
8. Домашнее задание. Стр. 59-61 – правила и таблица, упр. 127.   Сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения.