Интерактивная доска вследствие возможности обратной связи является полноценным, хотя и виртуальным, участником образовательного процесса, к тому же с заданными параметрами, которые, разумеется, определяет учитель.
Главное, эффективно задать эти параметры и определить место доски на уроке и вне урока. Развитие ученика, его умение работать с любыми средствами информации (не только электронными), грамотно проводить эксперимент (не виртуальный), коммуникативные умения лежат в основе образования, а интерактивная доска является средством, с помощью которого учитель может достичь различных задач, поставленных на уроке и во внеклассной работе. Использование интерактивной доски приводит к расширению возможностей урока:
- обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений (первый, эмпирический, уровень мышления), являющихся базой для абстрактного мышления (второй, высший уровень мышления – теоретический);
- помогает создать мотив не только утилитарный и защитный, но и мотив самовыражения;
- позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока;
- дает возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, который невозможно качественно провести в школьной лаборатории;
- позволяет менять параметры процесса;
- позволяет увеличить время и уровень самостоятельной работы учащихся;
- уменьшает возможность бездеятельности учащихся, дает возможность сосредоточить и удерживать внимание учащихся;
- ученик, пропустивший урок, получает материалы урока в электронном виде;
- позволяет учителю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока.
- информационные границы урока значительно расширяются возможностью доступа к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам, на которые в работе выполнены гиперссылки.
Приведу пример применения интерактивной доски на уроке физики при изучении темы “Звуковые волны” (сдвоенный урок был проведен в 9-х классах), кроме того, материалы урока использовались дискретно в классах другой параллели.
Цель (для учителя). Создать информационные, методические и эмоциональные условия для изучения звуковых волн в рамках деятельностного подхода.
Цель (для учащихся). Изучить основные характеристики звуковой волны.
Оборудование. Интерактивная доска с проектором; звуковой генератор с динамиком; всевозможные тела, с помощью которых можно создать звуковые колебания (музыкальные инструменты, камертон, резиночки, ложка с веревками, бутылки с водой, расческа с картонкой, коробочки от йогурта и нитки с иголкой и проч.).
Используются анимационные физические модели сайта Flash Animations for Physics http://faraday.physics.utoronto.ca/GeneralInterest/Harrison/Flash/#mic
Материал урока представлен постранично для удобства его применения в программе Notebook интерактивной доски SMART Board.
Форма организации работы: индивидуальная и групповая.
1 этап (начальный).
Создание мотива (используется противоречие).
Страница 1. Прослушивание и просмотр песни группы “Кино” “Хочу перемен” с сурдопереводом (фрагмент х/ф “Пыль”) (http://youtube.com/watch?v=f9dpPdbnTHA)
Учитель задает вопросы:
- зачем глухие ходят на инструментальные концерты?
- почему садятся спиной к сцене?
(Ученики высказывают и обсуждают различные предположения, среди которых есть и верный, учитель предлагает дать аргументированный ответ после изучения темы, в конце урока.)
2 этап (основной, изучение нового материала).
Учитель организует изучение материала самими учащимися, т. е. их деятельность.
1. Учитель предлагает учащимся найти в учебниках (Пинский - 8, Касьянов - 10, Перышкина - 9, Громов - 8) материал по теме, из этого материала выбрать сведения о звуковых волнах, вложить закладки (на столах заранее лежат полоски бумаги и учебники). На меловой доске выписаны ориентиры: источник, приемник, способ распространения, основные характеристики. Уровень погружения дифференцируют сами учащиеся, некоторые ограничатся только определениями, другие успевают “нырнуть” очень глубоко (об этом можно судить по вопросам, которые спонтанно возникают). Работа выполняется индивидуально или в парах по желанию учащихся.
2. Учитель предлагает обсудить материал. Вопросы задают сами ребята, обращая внимания на ключевые понятия.
Как называется раздел физики, в котором изучаются звуковые явления?
Что мы называем звуком? (То, что слышит ухо.)
Что слышит ухо? (Обсуждается диапазон звуковых частот.)
Дать определение звуковой волны. (Звуковые волны – упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения.)
Как мы слышим? (Ухо реагирует на изменение давления воздуха, преобразует эти волны в электронные импульсы и передает в мозг.)
Страница 2 (наблюдение).
Что является источником звука? (Тело, совершающее колебания в определенном диапазоне частот.) Что является приемником звука? (Искусственный – микрофон, естественный – ухо.) Есть ли обязательное условие для возможности распространения звуковой волны? (Наличие упругой среды.)
Страница 3 (наблюдение в интерактивном режиме, пошагово и непрерывно). Обсуждение механизма распространения звуковых волн (продольная волна).
Страница 4 (перемещаются объекты в соответствии с заданием, один учащийся – на доске, остальные – в тетрадях).
Учитель предлагает классифицировать объекты (возможна дискуссия). Обосновать выбор. Дать определение каждому. Написать формулу и единицу величины (если возможно).
Страница 5 (наблюдение, сравнение частот, выделение маркером, самопроверка результата выдвижением шторки).
Учитель предлагает обсудить вопрос: какие характеристики звука определяют “высоту тона”.
Страница 6 (прослушивание песен в оригинальном исполнении; при повышении и понижении высоты тона и неизменных других параметрах – http://exler.ru/blog/item/500/).
Как меняется частота?
Страницы 7, 8 (прослушивание в интерактивном режиме поющих в разных частотных диапазонах лошадей – http://www.z-games.ru/index.php?go=News&in=view&id=226, вычерчивание графиков зависимости (качественных, сравнительных) x(t) маркерами разного цвета для каждой лошади, в сильном классе – еще и результирующий для любого сочетания голосов).
Указание: для прослушивания нажми на лошадку пальцем (левой кнопкой мыши), отключают голос таким же нажатием.
Страница 9 (6 моделей, исследование в интерактивном режиме результата интерференции звуковых волн).
Страницы 10 (7 моделей), 11 (исследование в интерактивном режиме эффекта Доплера).
Страница 12.
Произвести сортировку гитар на акустические и электрические (перемещая по экрану). Обосновать выбор.
Почему электрогитары могут иметь самые причудливые формы?
Страница 13 (20 моделей, работа в интерактивном режиме).
Обсуждение физических основ музыкальной грамоты.
Страница 14 (работа в интерактивном режиме).
Графическое сложение звуковых волн. Выбрать моменты, в которые волны находятся в одной фазе, в противофазе, сдвинуты по фазе, анализировать результат сложения – усиление и ослабление волн.
3 этап (итоговый).
Исследование индивидуального звукового диапазона, используя звуковой генератор с динамиком (определить при определенной интенсивности звука минимальный и максимальный частотный порог слышимости).
Творческая экспериментальная самостоятельная работа (индивидуальная или в группах): подготовить и продемонстрировать эксперимент по теме, используя предложенное оборудование (можно дополнять другим, имеющимся “под рукой” или в кабинете).
Это задание можно перенести на внеклассное занятие по физике, хотя на уроке эффективнее – в работе участвуют все учащиеся. В некоторых классах находятся желающие подготовить эксперимент по теме дома и продемонстрировать его одноклассникам и ребятам из других классов, я это приветствую, помогаю, представляю работы, кроме того выставляю пятерку в строке “творческое задание” на индивидуальном листочке учета достижений.
4 этап (рефлексия).
Учитель задает вопрос, чем отличается музыкальный звук от шума?
Задача. С космического корабля, находящегося на расстоянии 200 км, послал звуковой сигнал на поверхность Луны. Через сколько времени сигнал вернется на корабль? (Звуковой сигнал не будет распространяться – на Луне нет атмосферы, то есть нет упругой среды, необходимой для распространения звуковой волны.)