Цели урока:
- Познакомить детей с древними городами нашей Родины.
- Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
- Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир” 2класс, ч.1, Н.Ф.Виноградова.
- Карта России.
- Карта “Золотое кольцо России” (маршрут следования).
- Презентация “Золотое кольцо России”.
- Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.
- Конверты с заданием для групп.
Ход урока
Презентация “Золотое кольцо России”.
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
- Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России.
Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут следования и карта.
3. Актуализация знаний.
- Перед вами маршрут путешествия “Золотое кольцо России”.
Так как время у нас ограничено, мы поедем не все вместе, а разделимся на туристические группы, и каждая группа выберет себе свой маршрут. Выберите себе руководителя группы, и пусть руководитель группы заберёт конверты с путёвками - заданиями по городам в соответствии с маршрутом.
(Ученики по очереди выбирают конверт с гербом и узнают по карте свой город. На обратной стороне - название города.)
1 группа
Сергиев Посад
Переславль – Залесский
2 группа
Ростов
Углич (этого города нет в маршруте, поэтому, заранее подготовленный ученик,
расскажет об этом городе)
3 группа
Ярославль
Кострома
4 группа
Суздаль
Владимир
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Групповая аналитическая работа.
Каждая группа получила в конверте план исследования своего маршрута:
- Название города, его герб.
- Месторасположение.
- Интересные факты, особенности, достопримечательности.
Дети в группах обсуждают задание, решают, кто будет отвечать; представители от групп
отвечают, по необходимости остальные учащиеся дополняют ответы.
(При ответах детей используется презентация, выполненная в Power Point) Приложение 1.
5. Физкультминутка.
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Молодцы! Вы очень много узнали, увидели много интересного и смогли нам об этом рассказать.
- Почему маршрут по древним городам называется кольцом? И почему кольцо Золотое?
(Учащиеся в группах обсуждают ответы и под руководством учителя ведут дискуссию по этой теме).
7. Контроль и самопроверка знаний.
- Игра “Узнай город” (показ слайдов). Дети узнают город по его особенностям.
- А теперь давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили на уроке. Разгадайте кроссворд:
- Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
- Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
- В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
- Название города произошло от слова “угол”. Река течёт “углом”. (Углич)
- Главный, важный монастырь. (Лавра)
- Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
- Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Рефлексия.