Занятие правоведческого кружка по экологическому праву "Быль и сказки Красной книги"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обобщение представлений учащихся об экологических проблемах современности;
  • рассказать об отрицательной роли человека в процессе исчезновения видов и о значении Красной книги;
  • развитие творческих задатков школьников;
  • способствовать воспитанию любви к природе.

Оформление: на доске иллюстрации редких и исчезающих видов животных, названия страниц Красной книги (красные, жёлтые, белые, серые, зелёные – для наглядности их можно сделать цветными)

Ход занятия

В последнее время, человек, гордясь своими достижениями и изобретениями всё больше говорит о технологических новшествах, объявил себя царём природы и правит, нарушая все законы и традиции. А согласна ли с этим она, матушка – природа?

Океан седой звенит набатно.
Он таит обиду в глубине.
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли человек?

(А. Плотников Чёрные пятна)

Ещё в конце 50-х годов разумные люди забили тревогу, а сейчас просто необходимо звонить во все колокола. Многие виды фауны уже исчезли с лица Земли, да и сейчас в связи с рыночной экономикой возросло браконьерство и контрабанда. Люди, желающие обогатиться, убивают животных и вывозят за рубеж природные богатства: в Японию везут медвежью желчь, крабов, в Германию – бобровые железы, в Китай – кости тигра и рога сайгака…всего и не перечислить, а из-за рубежа в Россию везут попугаев, живых крокодилов, слоновые бивни и рог носорога. Совместные предприятия организуют охоту для иностранцев за валюту не где-нибудь, а в заповедниках. Ради материальных благ идёт отстрел животных, для спасения которых в своё время трудились все республики Союза. И вот снова на грани уничтожения – и белый медведь, и бурый, и леопард, и соболь, и бобр, и тигр, и орёл, и африканский слон и многие другие.

На сегодняшнем занятии мы должны попробовать сделать первый шаг к тому, чтобы Красная книга стала как можно тоньше.

Кто же и как долго работал над созданием описания исчезающих видов?

В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана “паспортная” комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 по 1800 г. с лица земли исчезли с “помощью” человека 33 вида и подвида млекопитающих, с 1800 по 1900 г. – ещё 33 формы, а с 1900 г. по 1913 г. – 52.

Главным организатором и автором Красной книги стал английский орнитолог и художник – анималист Питер Скотт.

Красную книгу называют Документом совести человека. На счету человеческой совести, например, исчезнувшие тигры в Турции, Афганистане, Иране, Средней Азии, Закавказье. Если в 1930 году тигров насчитывалось 100 тысяч, то сегодня их осталось 3 тысячи особей.

Главное практическое значение Красной книги – выявление и учёт тех видов организмов, которые могут исчезнуть: для их сохранения нужны специальные меры защиты.

Для удобства пользования страницы у Красной книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на жёлтых – уязвимые виды; на белых – сведения о редких видах; на серых – сведения о мало изученных и редких видах; на зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

В России первая Красная книга была издана в 1978 году, в ней значились две категории: виды, находящиеся под угрозой исчезновения и редкие виды. А в 1984 году вышло второе, доработанное издание, в котором присутствует пять категорий, сходных с категориями в Международной Красной книге. Чёрными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

Одни обвиняют человека, другие оправдывают…А я предлагаю вам пойти путём наших предков, которые пытались объяснить происходящее и заглянуть в будущее путём сказок. Ведь не даром наши первые представления об окружающем нас мире, о добре и зле пришли оттуда. В детстве мы много фантазируем, придумываем всевозможные выходы из создавшихся ситуаций. Часто это просто фантастика. Вы ещё не успели далеко уйти из этого возрастного отрезка, вам не потребуется много времени для того, чтобы вернуться в детство и пофантазировать. А может это выход для будущих поколений???

(Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает небольшой рассказ об одном или нескольких исчезающих видов животных или растений. Задание: попробуйте на основе известных вам фактов составить сказочное повествование, где объяснялась бы существующая проблема и выход из создавшейся ситуации для ваших персонажей).

Надеюсь, ваши поучительные сказки перерастут в нечто большее – экологические проекты по спасению флоры и фауны нашей Земли. А закончить занятие мне хотелось бы следующим стихотворением:

Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат. И восход.
И четыре в нём времени года.
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнём,
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождём.
Всё вместил в себя. Вёрсты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!

(С. Островой. Человек)