Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
- Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя:
- Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
- Приготовить сундук с «кладом» – настольной игрой.
- Приготовить телеграмму.
Словарная работа: путешествия, числоград, мель, стражник, сокровище. Методические приёмы:
- Успокаивающие упражнения перед занятием.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «телеграмма», телефон, цветок, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях:
- воспитывать выдержку у Эмиля X.
- активизировать Алсу Т., Алёну К.
- проконтролировать Алёну, Алсу, Колю при решении конструктивной задачи.
Структура занятия:
- Игровая ситуация: путешествие в страну математики, чтение телеграммы Феи.
- Разминка.
- Постройка «корабля» из геометрических фигур.
- Определение времени отплытия.
- Туман в море.
- Загадки Феи.
- Задача.
- Числоград.
- Ребус.
- Рисование по клеткам.
- Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашенных гостей.
Воспитатель: Сегодня утром нам
доставили телеграмму от Феи из страны
«Математика»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в
путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски
сокровищ старого замка. В пути вас ждут
интересные задания. Вы должны будете показать
свои знания, умения, сообразительность.
Желаю удачи. Фея!»
Воспитатель: Проведём разминку. Если
стол выше стула, то стул?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки,
то тропинка?
Дети: Уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее
карандаша, то карандаш?
Дети: Короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки,
то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата,
то брат?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А
на чём же мы отправимся в плавание?
Дети: Надо построить корабль!
Воспитатель: Достаньте геометрические
фигуры из конвертов.
– Сколько у вас всего геометрических фигур?
– Сколько у вас треугольников? (4)
– Сколько у вас четырёхугольников? (3)
Воспитатель: Приступайте к
строительству. (Приложение 1).
Дети работают за столами. По заданному контуру конструируют из геометрических фигур корабль. После того, как дети выполнили задание, педагог хвалит их за трудолюбие.
Воспитатель: Вот и готов волшебный
корабль. Молодцы, вы оказались умелыми
строителями.
Воспитатель: Итак, отправляемся.
Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт.
Дети находят, показывают и называют цифры на карточке – таблице от 1 до 10 и обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке. (Приложение 2)
Воспитатель: И вот мы уже в море.
Раздаётся телефонный звонок. Педагог «принимает» сообщение.
Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно:
«Наш корабль сел на мель
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели».
– Чтобы помочь матросам надо громко и чётко передать это сообщение другим кораблям.
Дети повторяют сообщение.
Воспитатель: Нас услышали и спешат на помощь. А мы отправляемся дальше.
– Ой, а на море опустился туман времени. Чтобы
выйти из тумана, надо ответить на вопросы:
– Сколько дней матросы сидели на мели? (7)
– Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)
– Какой день недели сегодня?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какой день недели между понедельником и
средой?
– Какой день недели до вторника?
– Какой день недели после среды?
Воспитатель: Я буду называть день
недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг,
пятница, воскресенье).
Воспитатель: Сколько времён года вы
знаете? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов и встать в круг.
Динамический этюд:
Дети выполняют движения, сопровождающий стихотворный текст под музыку:
В году четыре времени,
И все они дружны.
Эти 4 времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается
Всё снегом покрывается.
Весною продолжается,
Листочки появляются.
Летом солнце греет,
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет,
Ветер сорвёт её
И по полям развеет.
А после осени опять
Зима год будет продолжать.
Воспитатель: Сколько месяцев в каждом
времени года?
(Ответы детей).
Воспитатель: Поиграем в игру «Найди
свое время года? Подойдите к столу и возьмите
карточки с названием месяца.
Звучит тихая, спокойная музыка. Дети берут по одной карточке и, прочитав название месяца, находят иллюстрацию времени года.
Воспитатель: Какое время года
изображено на вашей картине?
(Ответы детей).
Воспитатель: Назовите: осенние, зимние,
весенние, летние месяцы.
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц?
Физкультминутка
Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее стали мартовские дни,
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица возле нашего окна,
В двери к нам уже стучится
Настоящая Весна!
Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо сбросить якорь.
Пальчиковая гимнастика:
«Пальчики перебираем
И цепочку получаем».
Воспитатель: На острове растут
необыкновенные цветы. На каждом цветке – задание
– загадки Феи.
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем
загадки:
У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
Воспитатель: Молодцы. Следующее
задание Феи: надо побывать на лесной поляне, где
зайчата собрались поиграть в мяч. (Приложение
3).
– Сколько зайчат играют?
– Сколько еще идут к ним?
(Ответы детей).
Воспитатель: Составьте задачу про
зайчат.
Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют
в мяч, к ним пришли еще 2 зайчонка.
Сколько зайчат на поляне?
Воспитатель: Выделите условие задачи.
Повторите вопрос к задаче. Как будем решать
задачу?
(Ответы детей).
Воспитатель: Выложите решение с помощью
цифр и знаков.
(Работа детей за столами).
Воспитатель: Прочитайте запись.
Воспитатель: Какой ответ у задачи?
(Ответы детей).
Воспитатель: На какое действие задача?
(Ответы детей: задача на сложение).
Воспитатель: Молодцы Вы научились
составлять и решать задачи!
Воспитатель: Следующее задание Феи –
помочь жителям города Числограда. Дома в этом
городе необычные: на каждом этаже живут числа –
соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите
домики числами. (Приложение 4).
– Проверяем. Комментируем. (В домике числа 6
находятся пары 1–5, 2–4...)
Воспитатель: Мы справились еще с одним
заданием Феи и оказались перед старым замком.
Где же нам искать сокровище? Ведь замок такой
большой.
Воспитатель: В этом нам поможет ребус,
вы должны прочитать его. (Приложение
5). (Дети разгадывают ребус). (По-два-л)
Воспитатель: Правильно! Но дверь в
подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать,
кто это и назвать его.
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 – вверх 2 – вправо 1 – вверх 2 – вправо 1 – вверх 1 – вправо 4 – вниз |
6 – вправо 2 – вверх 1 – вправо 8 – вниз 1 – влево 3 – вверх 1 – влево |
3 – вниз 1 – влево 3 – вверх 4 – влево 3 – вниз 1 – влево 3 – вверх |
1 – влево 3 – вниз 1 – влево 6 – вверх 2 – влево |
Воспитатель: Кто же это охраняет
замок?
Дети: Это собака.
Воспитатель: С каким сложным заданием
вы справились, потому что были настойчивы и
внимательны. Как я горжусь вами!
Воспитатель: Осталось открыть дверь, но
на двери висит замок. Надо разгадать код замка!
– Я задумала число, если к этому числу прибавить
1, то тогда получится 6. Какое число я задумала? (5)
Воспитатель: Молодцы! Мы справились со
всеми заданиями и нашли сокровище. Фея
благодарит вас за хорошую игру.
Воспитатель: А нам пора в детский сад.
Закройте глаза. Обратный счет.
– Вот и закончилось наше путешествие.
– Кто считает, что он занимался хорошо?
– Вы мне тоже очень понравились, были
настойчивыми, внимательными, сообразительными и
поэтому вам удалось отыскать сокровище.