Конспект занятия по математике в подготовительной логопедической группе "Сокровища старого замка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  • Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.
  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Предварительная работа воспитателя:

  • Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
  • Приготовить сундук с «кладом» – настольной игрой.
  • Приготовить телеграмму.

Словарная работа: путешествия, числоград, мель, стражник, сокровище. Методические приёмы:

  • Успокаивающие упражнения перед занятием.
  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.

Демонстрационный материал: «телеграмма», телефон, цветок, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях:

  • воспитывать выдержку у Эмиля X.
  • активизировать Алсу Т., Алёну К.
  • проконтролировать Алёну, Алсу, Колю при решении конструктивной задачи.

Структура занятия:

  1. Игровая ситуация: путешествие в страну математики, чтение телеграммы Феи.
  2. Разминка.
  3. Постройка «корабля» из геометрических фигур.
  4. Определение времени отплытия.
  5. Туман в море.
  6. Загадки Феи.
  7. Задача.
  8. Числоград.
  9. Ребус.
  10. Рисование по клеткам.
  11. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашенных гостей.

Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математика»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.
Желаю удачи. Фея!»
Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Дети: Уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: Короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плавание?
Дети: Надо построить корабль!
Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из конвертов.
– Сколько у вас всего геометрических фигур?
– Сколько у вас треугольников? (4)
– Сколько у вас четырёхугольников? (3)
Воспитатель: Приступайте к строительству. (Приложение 1).

Дети работают за столами. По заданному контуру конструируют из геометрических фигур корабль. После того, как дети выполнили задание, педагог хвалит их за трудолюбие.

Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями.
Воспитатель: Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт.

Дети находят, показывают и называют цифры на карточке – таблице от 1 до 10 и обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке. (Приложение 2)

Воспитатель: И вот мы уже в море.

Раздаётся телефонный звонок. Педагог «принимает» сообщение.

Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно:

«Наш корабль сел на мель
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели».

– Чтобы помочь матросам надо громко и чётко передать это сообщение другим кораблям.

Дети повторяют сообщение.

Воспитатель: Нас услышали и спешат на помощь. А мы отправляемся дальше.

– Ой, а на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:
– Сколько дней матросы сидели на мели? (7)
– Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)
– Какой день недели сегодня?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какой день недели между понедельником и средой?
– Какой день недели до вторника?
– Какой день недели после среды?

Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье).
Воспитатель: Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов и встать в круг.

Динамический этюд:

Дети выполняют движения, сопровождающий стихотворный текст под музыку:

В году четыре времени,
И все они дружны.
Эти 4 времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается
Всё снегом покрывается.
Весною продолжается,
Листочки появляются.
Летом солнце греет,
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет,
Ветер сорвёт её
И по полям развеет.
А после осени опять
Зима год будет продолжать.

Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года?
(Ответы детей).
Воспитатель: Поиграем в игру «Найди свое время года? Подойдите к столу и возьмите карточки с названием месяца.

Звучит тихая, спокойная музыка. Дети берут по одной карточке и, прочитав название месяца, находят иллюстрацию времени года.

Воспитатель: Какое время года изображено на вашей картине?
(Ответы детей).
Воспитатель: Назовите: осенние, зимние, весенние, летние месяцы.
Воспитатель: Какое время года сейчас? Какой сейчас месяц?

Физкультминутка

Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее стали мартовские дни,
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица возле нашего окна,
В двери к нам уже стучится
Настоящая Весна!

Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо сбросить якорь.

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики перебираем
И цепочку получаем».

Воспитатель: На острове растут необыкновенные цветы. На каждом цветке – задание – загадки Феи.
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:

У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)

Воспитатель: Молодцы. Следующее задание Феи: надо побывать на лесной поляне, где зайчата собрались поиграть в мяч. (Приложение 3).
– Сколько зайчат играют?
– Сколько еще идут к ним?
(Ответы детей).
Воспитатель: Составьте задачу про зайчат.
Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют в мяч, к ним пришли еще 2 зайчонка.
Сколько зайчат на поляне?
Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу?
(Ответы детей).
Воспитатель: Выложите решение с помощью цифр и знаков.
(Работа детей за столами).
Воспитатель: Прочитайте запись.
Воспитатель: Какой ответ у задачи?
(Ответы детей).
Воспитатель: На какое действие задача?
(Ответы детей: задача на сложение).
Воспитатель: Молодцы Вы научились составлять и решать задачи!
Воспитатель: Следующее задание Феи – помочь жителям города Числограда. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами. (Приложение 4).
– Проверяем. Комментируем. (В домике числа 6 находятся пары 1–5, 2–4...)
Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием Феи и оказались перед старым замком.
Где же нам искать сокровище? Ведь замок такой большой.
Воспитатель: В этом нам поможет ребус, вы должны прочитать его. (Приложение 5). (Дети разгадывают ребус). (По-два-л)
Воспитатель: Правильно! Но дверь в подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.

Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:

2 – вверх
2 – вправо
1 – вверх
2 – вправо
1 – вверх
1 – вправо
4 – вниз
6 – вправо
2 – вверх
1 – вправо
8 – вниз
1 – влево
3 – вверх
1 – влево
3 – вниз
1 – влево
3 – вверх
4 – влево
3 – вниз
1 – влево
3 – вверх
1 – влево
3 – вниз
1 – влево
6 – вверх
2 – влево

Воспитатель: Кто же это охраняет замок?
Дети: Это собака.
Воспитатель: С каким сложным заданием вы справились, потому что были настойчивы и
внимательны. Как я горжусь вами!
Воспитатель: Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка!
– Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 6. Какое число я задумала? (5)
Воспитатель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и нашли сокровище. Фея благодарит вас за хорошую игру.
Воспитатель: А нам пора в детский сад. Закройте глаза. Обратный счет.
– Вот и закончилось наше путешествие.
– Кто считает, что он занимался хорошо?
– Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.