Методические рекомендации по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников "Мир Дому Детства"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ. Создание единства образовательного пространства в вопросах социализации дошкольника.

ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

  1. Оказать помощь педагогам, родителям в освоении детьми соответствующих нравственных ценностей через организацию социального опыта на основе партнерства.
  2. Обеспечить преемственность между всеми сферами социального становления ребенка.

ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.

Дом, в котором мы живем и развиваемся Мы и взрослые. Мои друзья. Мы и малыши.

Тематические блоки в целом на каждом возрастном этапе основе себя повторяют, но с последующим углублением и усложнением содержания в соответствии с возрастом детей. Также прослеживается органическая связь тематического плана с содержанием раздела “Ребенок входит в мир социальных отношений” программы “Детство ” и социальными условиями детского сада и ближайшего окружения.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ.

Младший возраст.

Блок. ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ

Задачи:

  • пробуждать чувство защищенности и уверенности у ребенка в том, что в детском саду его любят и ждут;
  • способствовать эмоциональной привязанности к игрушкам, предметам быта, продуктам, совместной деятельности детей, сотрудников, родителей ;
  • удовлетворять потребности ребенка в познании в процессе знакомства с устройством и назначением предметов и объектов помещений детсада.

Тематика целевых прогулок, совместной деятельности, игровых ситуаций:

Детский сад, детский сад он так нужен для ребят. День рождения группы “Малышок”.Покажем Мишке уголок природы. Кукла Таня у нас в гостях. Наш подарок “Олененку”. Выставка любимых игрушек. Кукольный спектакль "У нас в гостях Петрушка". Кто так вкусно нам готовит?. У котика-кота колыбелька хороша. В комнате интересных игр Новоселье черепахи. Точка, точка, огуречик..

Блок. МЫ И ВЗРОСЛЫЕ.

Задачи:

  • пробуждать желания помогать окружающим, выполнять несложные поручения;
  • проявлять вежливость и сопереживание, адекватно выражать радость и восхищение.

Тематика игровых ситуаций, наблюдений, совместных дел с взрослыми:

Все готово для ребят. Каждой вещи свое место. Вымоем куклам посуду. Мы стираем платочки. Научим Мишу красиво причесываться. Как помочь медвежонку. Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Поможем Н.В. сменить полотенца. Поможем дворнику расчистить дорожку. Приготовим салат с поваром Н.Л. Украсим платочек в подарок маме. Как Г.П. шьет шапочку для куклы? Кто нас лечит? “Наши деточки в саду, словно яблочки в меду” Кукла Таня простудилась. Кукла заболела Моя любимая сказка. За что меня можно похвалить. С днем рождения. Наши сокровища. Весело и грустно.

Блок. МОИ ДРУЗЬЯ.

Задачи:

  • проявлять чувства симпатии друг к другу, приветливости и доброжелательности во взаимоотношениях,
  • оказывать посильную помощь сверстникам, участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей целью, общим результатом деятельности.

Тематика игровых ситуаций, минут общения, совместных дел:

Кисонька – ласонька. То не ветер, то не гром. Кузенька – дружочек. Я и мои друзья Кто поможет? Мы играем. Я и дети. Я и детский сад. Наши хорошие поступки.. Мы собираемся в гости к старшим детям. Я радую друзей. Поздравляем девочек. Наши добрые дела. “Муха-Цокотуха”

Средний возраст.

Блок. ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ

Задачи:

  • привлечь внимание детей к общественной значимости труда взрослых в детском саду;
  • формировать навыки поведения на основе определенных правил взаимоотношений взрослых и детей;
  • оказать помощь детям в освоении навыков бережного ухода за материалами, пособиями, книгами, вещами, созданных

Тематика бесед, минут общения, игровых проблемных ситуаций, прогулок, экскурсий.

Дом, в котором мы живем. Мой любимый “Олененок” Хорошо у нас в саду. Кто построил наш детсад? Как помочь заведующей? Мой папа ходил в наш детсад. Встреча с добрыми хорошими людьми. Как сделать детсад красивым? В мир музыки и песен. Где живут растения? Подарки Лесовичка. Мастерская добрых дел Сказочная кисть. Пернатые друзья детсада. Наш зимний участок.

Блок. МЫ И ВЗРОСЛЫЕ

Задачи:

  • развивать умение понимать окружающих, стремиться к общению и взаимодействию;
  • вызвать интерес к действиям взрослых , укреплять доверие к взрослым;
  • узнавать и называть профессии взрослых.

Примерная тематика. Что кому нужно для работы? Выберем ткань для одежды кукол. Чем мы можем помочь прачке? Как лечат врач и медсестра? Что кому нужно для совместной работы? Я -помощник. Чем можно порадовать маму, воспитателя? Уроки вежливости. Говорят у мамы руки золотые.

Блок. МОИ ДРУЗЬЯ.

Задачи:

  • продолжать углублять знания детей об элементарных правилах поведения, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками детей;
  • формировать первоначальные навыки самостоятельного разрешения проблемных ситуаций ;
  • узнавать эмоциональное состояние детей, иметь представление о том, как помочь сверстнику, малышу.

Примерная тематика минут общения, проблемных ситуаций, игровых психологических этюдов, совместных дел.

Как и во что играть с друзьями? Помоги другу. Как бы я поступил? Окно радости для малышей. Как порадовать друга? Хоровод. Прочитай письмо. Три характера. Найди своего друга. Как мы готовились к празднику Вежливые прятки. Что чувствует твой друг? Колосок

Старший возраст.

Блок. ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ.

Задачи:

  • поддерживать интерес у воспитанников к жизни в детском саду;
  • приучать детей к деятельности, объединенной общей целью, участию в событиях, которые отмечает детсад со всем народом, горожанами, в группе.

Тематика бесед, наблюдений, целевых прогулок, совместной деятельности.

Определи, где находится детсад. Составление схемы расположения детсада в микрорайоне города. Как мы дорогу переходили. Расскажи, для чего построена игровая и спортивная площадка? Где лучше играть с малышами? Как украсить игровую площадку? Как сберечь зеленые насаждения? Расскажи о любимом уголке детсада. . Отмечаем день рождения детсада, День Матери. Мы на празднике города. .Мы - защитники природы. День защиты детей. Дни веселья и смеха. Все наоборот. Конкурсы: Олененок лучший садик наш с тобою. Конкурс эмблем детского сада. Конкурс Золушка. Конкурс на лучший рисунок по сказкам А.С.Пушкина.

Блок. МЫ И ВЗРОСЛЫЕ.

Задачи.

  • воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
  • называть профессии, понимать их значимость;
  • развивать стремление к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками.

Примерная тематика. Наблюдения, беседы, экскурсии.

О нас заботятся взрослые ( экскурсия в кабинет заведующей, заведующего хозяйством, кастелянши, старшего воспитателя). Совместное изготовление с кастеляншей и украшение диванных подушек, изготовление вертушек для малышей с плотником, оформление декораций к спектаклям совместно воспитателем специалистом по художественно-творческой деятельности. Починка книг в библиотеке детсада. Оказание помощи младшему воспитателю. Изготовление самодельных игрушек малышам. Уход за растениями, которые предназначены для подарков в музыкальный зал, медицинский кабинет, методический кабинет и кабинет заведующего.

Отдыхаем вместе: Викторина “Почему, где, когда? ”, “Любимый город”. Вечер шуток и загадок. Праздник для пап “Наши папы удалые”. Спектакль для малышей и сотрудников детсада Сказка “Колосок на новый лад ”. Развлечение “Весна, весна, ты нам радость принесла”. Вечер виртуозных музыкантов.

Беседы: Как помочь взрослому ? Кому что нужно для работы? Что было бы…?

Оформление фотовыставки. “В детском саду все профессии важны”. Разучивание пословиц, поговорок о труде взрослых.

Блок. МОИ ДРУЗЬЯ.

Задачи.

  • формировать представления о правилах культурного поведения в группе сверстников
  • вызвать у детей отзывчивость, желание помогать друг другу
  • научить других тому, что умеешь хорошо делать сам
  • формировать у детей умение учитывать права сверстников, сдерживать негативные проявления
  • развивать у детей волевые качества: ориентироваться в поведении на самоконтроль, отвечать за поступки, порученное дело.

Примерная тематика минут общения, проблемных ситуаций, игры, этюды.

Правила поведения со сверстниками. Что означают пословицы о дружбе. Как радовать друга? Как дружить с девочками? Твой поступок. Готовимся встретить друга после болезни. Если ты обидел. Чему я могу научить других детей. Свет мой, зеркальце, скажи. Портрет. Театр прикосновений. Дружба начинается с улыбки. Верные друзья природы Этюды: “Угадаешь, расскажу”, “Зайчик-белянчик”, “Тень-потетень”, “Мотылек-вителек”.

Блок. МЫ И МАЛЫШИ.

Задачи:

  • приучать детей старшей группы к активному выражению заботы и внимания к малышам участию в совместных делах игр
  • организовать шефство детей старшей группы над младшими группами

Примерная тематика совместных встреч, деятельности, развлечений.

Поможем малышу одеться. Покажем малышам, как пользоваться носовым платком и расческой.

Изготовим для малыше книжки – малышки. .Подарим малышам игрушки. Мы – артисты Спектакли “Репка”, “Теремок”. Мы расчищаем дорожку для малышей. Украсим горку для малышей. Поможем малышам сделать поздравительные открытки для мам. Вырастим рассаду цветов для малышей. Вылепим для малышей зверушек из снега. Мы знаем игры, научим малышей играть. Мы умеем успокоить малыша.

ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ.

Методические рекомендации предусматривают на начальном этапе учитывать общие закономерности детей младшего возраста а именно: отделение себя от внешнего мир и появление волевого самоуправления поведением, появление самосознания, освоение первичных нравственных норм, Учет индивидуальных особенностей и закономерностей развития малышей предполагает отбор игр, ситуаций, заданий как систему , которая позволяет последовательно усложнять и расширять их содержание Важно соблюдать дидактические принципы доступности а также повторности с использованием другого дидактического материала. Можно предложить детям новые способы освоения содержания, подкрепляя его интересными ситуациями и игровыми действиям. У детей среднего возраста изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Развивающееся мышление ребенка пробуждает неподдельный интерес к окружающему миру. Высокая активность требует удовлетворения познания. Поэтому тема занятия не ограничивается рамками одного занятия. Педагоги могут интегрировать содержание блоков в разделы программы “Детство”: “Развиваем речь детей”, “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду”, “Ребенок открывает мир природы”, “Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки” Гибко распределяется содержание блоков в течение дня, недели и месяца. Для организованных занятий подходит определенный день недели. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Наряду с этим у них развито чувство опеки над малышами. Психологическая позиция детей старшего возраста “мы старшие, мы –помощники” предполагает тщательный отбор содержания всех блоков.. Планируются систематически. привлекательные дела со сверстниками и малышами Задачи четырех блоков взаимосвязаны. В методических рекомендациях предлагается примерное содержание блоков для детей старшей группы. Воспитатель вправе дополнить или изменить его в соответствии с условиями дошкольного учреждения, группы и уровнем развития детей, их индивидуальными особенностями. Целесообразно при конструировании педагогического процесса включать разные виды деятельности детей. Для младшего возраста рекомендуется в основном работа вне занятий, а также в процессе игровых занятий. На среднем и старшем возрасте работа проводится в течение дня, в повседневной деятельности, а также на специальных занятиях или как составляющая часть занятий по развитию речи, художественно-творческой деятельности, физической культуре, математике, конструировании, музыкальному воспитанию. Занятия состоят из нескольких частей, в них входят этюды, беседы, творческие задания, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры. Реализация содержания возможна при совместных усилиях воспитателей, музыкального руководителя, воспитателей-специалистов по экологическому воспитанию, художественно-творческой деятельности. Необходимо использовать различные средства литературы, музыки, природы, живописи. В плане должна прослеживаться связь между отдельными видами и формами работы с детьми. При планировании задачи должны органично сочетаться с задачами других направлений. В плане рекомендуется оставлять графу для дополнения, возможна ситуация, требующая неоднократного возвращения с применением других средств и методов. Ежедневно планируется индивидуальная работа с детьми.

Распределение занятий.

В первой младшей группе – как часть занятия по развитию речи, художественно-творческой деятельности , во второй младшей группе планируется одно занятие в неделю, четыре занятия в месяц. В средней группе - одно занятие в неделю и как часть занятия по развитию речи, экологии, художественно-творческой деятельности. Планируется шесть занятий в месяц в чередовании с занятиями, в содержание которых входит краеведение, разрешение проблемных ситуаций. В старшей группе - 1 занятие в неделю и частью занятия по развитию речи, экологическому воспитанию. Получается шесть занятий в месяц , два из которых чередуются с занятиями, в содержание которых входит этикет, основы безопасности, краеведение.

Оптимальные формы введения содержания

  • опора на имеющийся опыт ребенка и приближение к жизни ребенка;
  • введение нового материала через создание проблемных ситуаций, совместное обсуждение, решение проблем;
  • отбор индивидуальных средств и методов педагогического воздействия на ребенка;
  • эмпатия воспитателя на происходящее;
  • своевременное получение помощи от взрослых.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ.

Вывить уровень приобретенных знаний, умений и навыков детей о социальном мире поможет система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий

Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют его уровень развития. Тестовые задания следует давать в игровой форме. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. Не следует давать ребенку оценку его знаний, умений. Результаты обсуждаются корректно, на основе психолого-педагогических знаний об организации педагогического процесса. Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения нормами и правилами. Для этого целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических диагностик. Чтобы определить умение детей распознавать эмоциональное состояние по мимике дается задание “Узнай настроение”. Ребенку старшего возраста предлагается дорисовать нижнюю часть лица и определить по мимике настроение. С помощью разрезных шаблонов-пиктограмм, на которых изображены различные эмоции, можно провести узнавание эмоций, а также выявить избирательность настроений ребенка “Сложи только те лица, которые тебе нравятся”. Или можно дать задание “Сложи лицо, какое чаше всего бывает у друга, воспитательницы” Пристального внимания заслуживает выразительная моторика ребенка.. Определить особенности внешнего проявления эмоционального состояния можно по мимике. Английский психолог К. Изард отмечал, что “эмоции, которые отражены на лице “слышны лучше, чем речь” [1.Изард К.Е. Эмоции человека. -М.1980. -С.83].

С помощью индивидуальных бесед с ребенком можно выяснить отношения педагога и детей, о взаимоотношениях дошкольника со сверстниками.

Примерные вопросы к ребенку: Что ты сегодня делал? Что тебе больше всего понравилось? Что огорчило тебя сегодня? Почему? Или: Что тебя больше всего огорчает, радует? Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? Кого из детей тебе не жалко перевести в другую группу? Детям старшего возраста можно задавать вопросы, требующие его отношения к окружающим событиям, явлениям. Например: Зачем люди трудятся? Откуда берут хлеб? Кем ты будешь, когда вырастешь? Расскажи о своих близких.. Как можно порадовать близких? Как можно помочь пожилому человеку? Как можно порадовать сотрудников детского сада? Как бы ты успокоил малыша?. Доступна методика “Мамины прикосновения” Автор М.Замотаева. [ 2.Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб. 2001. – С.93.]

Цель: определение степени соответствия реальных и желаемых тактильных отношений ребенка с родителями. Инструкция. “Представь, что это ты. Нарисуй много точек в тех местах, где тебя гладит мама. Затем нарисуй много крестиков, где тебе очень хотелось чтобы, чтобы тебя погладила мама”. Интерпретации: высокий уровень-место расположения точек и крестиков совпадает. Средний уровень соответствия – место расположения точек и крестиков не всегда совпадает. Низкий уровень соответствия – место расположения точек и крестиков не совпадает.

Выявить социальную компетентность дошкольника поможет картотека проблемных ситуаций. Разрешая ситуацию, ребенок выбирает приемлемую для себя форму поведения и отношений со сверстниками и взрослыми

ИГРЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Тень-потетень

Цель: воспитание уверенности в себе, реагирование на положительные черты характера сверстника

Ход игры: Воспитатель говорит: “Тень-потетень, выше города плетень. Сели звери под плетень, похвалялись весь день. Детки сели на плетень и гордились целый день. Чем мы можем гордиться сегодня ?” Дети рассказывают о своих достижениях. Воспитатель предлагает пойти к малышам и рассказать, что полезного ими сделано, чему они могут научить малышей. Важно, чтобы высказывались те дети, с которыми сверстники мало общаются.

Мотылек-вителек

Цель: развитие способности видеть положительное в других, установление контактов со сверстниками.

Ход игры: На слова воспитателя “Мотылек- вителек принеси нам ветерок” под негромкую музыку ребенок “летает” от цветка к цветку ( среди детей) , поглаживая каждый “цветок крылышками” и выбрав понравившийся “цветок”, опускается с ним рядом, объясняя почему выбран тот или другой ребенок. Взрослый помогает назвать положительные черты характера ребенка .

“Свет-светлячок”

Цель: снятие напряжения, развитие воображения.

Ход игры: ребенок водящий говорит “Свет, светлячок, посвети нам в кулачок, посвети немножко, дам тебе горошка. Мы закроем глазки и увидим сказку” Дети подставляют кулачки, ведущий дотрагивается до руки ребенка, тот придумывает сказку и становится водящим.

Коровка-колотовка

Цель: развивать у детей умение перевоплощаться

Ход игры: взрослый спрашивает у ребенка “Коровка-колотовка, будет ли работка – будет ли мама блины печь? Коли будет, покажи. А не будет, то лети” Ребенок показывает движения, дети стараются угадать, что “делает мама”.

“Зайчик-белянчик”.

Цель. Развивать стремление у детей к согласованным действиям.

Ход. Дети стоят в кругу. Водящий ходит за кругом и говорит: “Зайчик –белянчик ходил в лес грибы есть. Сорвал травку, положил на лавку, кто ее поднимет, тот вон выйдет” Незаметно кладет возле любого ребенка листочек. Дети могут оглянуться по окончании слов потешки. Водящий и ребенок бегут навстречу друг другу по кругу. Кто оказывается первым занимает место, второй –становится водящим.

[3.Автор Т.М.Гончар. Игры разработаны на основе содержания потешек и приговорок.]