Введение.
Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания. По мнению А.Н Леонтьева – «умные эмоции следует формировать, корректируя недостатки эмоциональной сферы.
В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать!
А Л.С. Выгодский и А.В. Запорожец справедливо указывали, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Излишняя интеллектулизация и логизация в воспитании приводит, по словам Л.С Выгодского к феномену «засушенного сердца» (отсутствие чувства). А это, я думаю, крайне нежелательно как для общества, так и для самого ребенка. Важно, чтобы ребенок не участвовал в «обесчувствовании» жизни, ее технологизации. А как же в реальной жизни?
Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Наша задача – педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.
Свою деятельность по реализации развития и коррекции социально-эмоциональной сферы ребенка – дошкольника выстраиваю по направлениям, используя инновационные и традиционные формы работы.
Направления и формы работы с дошкольника по формированию социально-эмоциональной сферы
(Реализация коррекции и развития в специально организованных занятиях)
Предлагаю два конспекта занятий по формированию социально-эмоциональной сферы из своего опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие №1. Тема: «Поможем котенку»
Цели: Развитие социально-эмоциональной сферы ребенка. Формирование умений и навыков адекватного поведения в обществе, способствующего подготовке его к жизни.
Задачи:
- Развитие внимания и памяти;
- Развитие выразительности движений;
- Развитие и активизация словаря;
- Учить адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;
- Способствовать формированию положительных черт характера (внимательность и взаимопомощь к другим).
Оборудование:
- Игрушка – кукла;
- Мягкая игрушка «котенок»;
- Цветные листочки (лепестки);
- Аудиозапись о дружбе.
Ход занятия
1. Приветствие гостей, друг друга.
Игрушка котенок – он грустит, потерялся.
Скажите, какое у него настроение? Покажите.
Как можно помочь котенку? (помочь найти дорогу, чтоб вернуться домой).
Давайте проводим! Но в дороге нужно быть очень внимательными. Предлагаю детям проверить насколько мы внимательны.
2. Игра на внимание: кто самый высокий?
Кто самый низкий? И т.д.
А вот еще одно задание: внимательно ли мы слушаем?
3. Игра «Запрещенные движения» и команда руки на пояс.
Вы хорошо справились с заданием, тогда в путь. Но что это? Впереди болото. Придется переходить по кочкам. А вот и полянка, на которой резвятся лягушата. Они весело играют друг с другом, прыгают, дразнятся. Вдруг услышали что-то, испугались, сжались в комочек, замерли. Они увидели цаплю, которая двигается гордо, высоко подняв голову. Как будто никого не замечая. Она высматривает добычу.
-Покажите, дети, как двигается цапля.
Ну что ж, нам пора идти дальше. Подошли к лесу, смотрите, медведь сквозь кусты пробирается к реке.
-Давайте покажем, как он это делает.
Но вот он подошел к воде и начал хлопать по воде так, что брызги разлетаются во все стороны. Так увлекся. Что никого не замечает.
-Покажите, как он это делает.
Ребята, а что же мы будем делать? Как нам перебраться через речку?
-Подумайте и предложите.
Очень хорошие предложения. Давайте так и сделаем. Каждый переберется через реку так, как ему нравится. (Перебираются на другой берег). Ну, вот теперь можно и отдохнуть. Вы молодцы, смелые, ничего не испугались и помогали друг другу.
-Покажите, какие вы молодцы!
(жмут руку друг другу, обнимают). А еще можно показать, подняв большой палец вверх.
Ребята, скажите, а если бы кто-то упал и ушибся, что бы вы сделали, как помогли?
А если бы кто-то не смог идти дальше?
Да, настоящий друг никогда не бросит в беде, всегда придет на помощь словом и делом! Посмотрите-ка, котенок наш замурлыкал, закрутил хвостиком, обрадовался, он увидел свою хозяйку.
-Давайте покажем, как котенок встретился со своей хозяйкой.
(работа в парах).
Пришла пора возвращаться. Давайте вспомним, какой путь нам нужно будет пройти, чтобы вернуться назад (речку, лес, поляну, болото). Вот мы и вернулись в детский сад. Мы помогли котенку. Выложи свое настроение.
-Кого похвалим и за что?
Подари теплоту своего сердца гостям.
Занятие №2. Тема: «Ты и другие»
Цель: Развивать представления о себе, своих желаниях и чувствах и отличиях от других.
Задачи:
- Учить детей анализировать причины проявления разнообразных чувств, а также эмоционального состояния своего и сверстников;
- Учить, по внешним признакам определять настроения и объяснять причины проявления различных эмоций.
Оборудование: зеркала по количеству детей, мяч, карточки настроений, пиктограммы эмоций.
Ход занятия
1. Приветствие – «здравствуй друг!»
2. В кругу – с мячом:
- дидактическая игра «знакомство»;
- Больше всего Я люблю ходить в...;
- Больше всего Я люблю играть с...;
- Из фруктов мне больше всего нравятся...;
- Мне очень не нравиться когда....
З. Мы все разные (тренинг) – работа с зеркалом.
Посмотри, как меняется твоя внешность, когда ты:
- Грустный;
- Радостный, веселый;
- Спокойный;
- Сердитый;
- И даже проявляющий злость.
Мы справились с заданиями, и мы опять веселые.
4. Игра - драматизация по стихотворению С. Маршака «Котята».
Слушайте содержание и постарайтесь передать чувства героев с помощью жестов, движений, мимики.
Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят.
Не спросив при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в декабре.
Два маленьких котенка замерзли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.
Носы уткнули в лапы, и стали ждать конца.
Скажите, как котята чувствовали себя зимой на улице. Покажите.
Было холодно, очень холодно. Как можно показать это чувство.
Какие чувства вызвали у вас замерзающие котята? (Жалость, сострадание, желание помочь, спасти, согреть, хочется плакать).
Как вы думаете, что было дальше? Послушайте:
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
Ну, что она спросила, – не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
5. Покажи этюд (работа в подгруппах). Выберите и покажите фрагмент из стихотворения.
- Хорошее настроение: котята весело играют, шалят.
- Котята наказаны. Им грустно, обидно.
- Котята опять в тепле. Они спокойны.
Дети оценивают выступление групп.
Кто готов работать дальше? Я готова работать дальше.
6. Рассматривание карточек с изображением детей, выражение лица которых передают разнообразные эмоциональные состояния. Задание: разложить картинки в той последовательности как менялось настроение котят. (Взаимопроверка).
7. Что ты пожелаешь котятам? (с помощью мяча).
8. Пожелание всем жителям планеты Земля.
Литература:
- Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. М., Педагогика, 1986.
- Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь. М., Педагогика, 1995.
- Кошелева А.П. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Просвещение, 1995.