Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний о гидроэнергетике, её проблемах, перспективах, значении для хозяйства страны.
Задачи:
- Создать условия для формирования общеучебных умений и навыков при работе с текстом, картами, таблицами, периодической печатью и умения применять их в нестандартной ситуации.
- Создать условия для развития познавательной активности детей, их речи, памяти, воображения.
- Учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи по цепочке “природа-человек-хозяйство”.
- Создать условия для внимательного отношения друг к другу, толерантности, взаимоуважения.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: деловая игра.
Оборудование:
- Карты: “Электроэнергетика России”, “Физическая карта России”, “Республика Горный Алтай. Физическая карта”.
- Плакат на доске со словами Петра I “Все проекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить”.
- Таблички с надписями рабочих групп: “Представители прессы”, “Гидрологи”, “Климатологи”, “Экономисты”, “Экологи”, “Эксперты”.
- Атласы и карточки с заданиями для каждой группы.
- Слайды к уроку.
Ход урока
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. 1. Постановка учебных задач урока. |
Здравствуйте! Я очень рада сегодня
видеть вас всех. Сегодня с вами мы проводим урок по теме: “Быть или не быть Катунской ГЭС?” Главная цель нашего урока: расширить и обобщить знания о гидроэнергетике, её проблемах и перспективах. Но главное, используя свои знания, мы должны решить важную проблему: “Быть или не быть Катунской ГЭС?” Для того, чтобы решить эту проблему мы должны вспомнить, что мы знаем о ГЭС? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. | 1. Каков гидроэнергетический потенциал
России в сравнении с другими странами? 2. Как размещаются гидроэнергетические ресурсы в нашей стране? 3. Где наиболее выгодно строить ГЭС? 4. Каковы достоинства и недостатки ГЭС? 5. Где построены крупнейшие ГЭС в стране? 6. В чём преимущества ГЭС в сравнении с другими типами электростанций? 7. Когда и где была построена первая ГЭС в нашей стране? 8. Как вы думаете, почему возникла необходимость стротельства Катунской ГЭС? |
Беседа по вопросам. Отвечают на вопросы. Показывают по карте. Волховская ГЭС, её мощность 5-6 тыс.кВт/ час в год. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Формирование новых знаний и умений. | Действительно, строительство Катунской
ГЭС связано со многими проблемами. Дефицит
электро- энергии во всех районах страны покрывается за счёт внутренних резервов, исключение составляет Кали- нинградская обл., получаемая энергию из Литвы и Омская обл., получающая энергию из Казахстана. В гидроэнергетике 50% мощностей отработали свой нормативный срок. Поэтому необходимо строить в стране новые электростанции. На Алтае вырабатывается электроэнергии больше, чем во всей царской России, но этого количества не хватает для потреб - ностей. Энергетика в крае по-прежнему одна из наи- менее развитых отраслей. Дополнительную энергию мы получаем из объединённой энергосистемы Сибири. Доля Республики Алтай в энергетике страны составляет всего 0,2 %. В республике действует Чемальская ГЭС, построенная в 1934 году по плану ГОЭРЛО. В те годы это была крупнейшая ГЭС в Сибири. Она обеспечивает энергией посёлок Чемал и санаторий. В 60-ые годы была построена ГЭС на Чуе, обеспечивающая энергией посёлок Акташ и населённые пункты долины Чуи. Восточные леген - ды повествуют о том, что последняя битва на плане- те между Добром и Злом произойдет на Катуни. Похоже, что битва эта началась. Сегодня и мы с ва-ми должны решить: “ Быть или не быть Катунской ГЭС?” Давайте представим себя на месте учёных, занима- ющихся экспертизой проекта Катунской ГЭС. Каждый из вас является участником одной из комис-сий. Ваша задача, выполнив полученные задания, высказать представителям экспертной группы своё мнение о целесообразности строительства ГЭС. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мне бы хотелось, что бы при обсуждении
вы помни- ли слова Петра I: “Все проекты зело
исправны быть должны, дабы казну зряшно не
разорять и Отечеству ущерба не чинить”. Задание группе “Представители прессы”: 1.Вам было дано предварительное задание. Проанализировать материалы периодической печати по проблеме строительства Катунской ГЭС. 2. Рассказать о прочитанном по плану:
3. Задайте вопросы представителям других групп. |
Каждая команда получает задание и
приступает к его выполнению. Время работы 3 минуты. Выполняют полученное задание. Рассказывают о прочитанном. (смотрите в приложении сообщения №1, №2, №3.) Составляют вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание группе “ Гидрологи”: 1. Дайте оценку запасам гидроэнергоресурсов в Западной Сибири. (смотри М.Н.Сидоренко“Геогра -фия Алтайского края” стр. 37) 2.Вам было дано предварительное задание Дать характеристику реки Катунь по плану:
(смотри атлас и приложение к книге В.С.Ревякина “География Алтайского края” таблица 7) 3. Как изменится уровень грунтовых вод в районе водохранилища? К чему это приведёт? 4. Ваши предложения? Комментарий учителя: В стране за годы после Октябрьской революции построено более 200 ГЭС. В результате водохрани -лищами было затоплено 165 городов и 2600 сёл. Пришлось переселять людей, обеспечивать их жиль- ём. А это полностью меняет их жизненный уклад. Задание группе “ Климатологов”: 1. Дайте характеристику климата по плану:
2. Как изменится климат в результате строительства ГЭС? 3. Каким образом изменения климата повлияет на состояние больных с заболеваниями органов дыхания? 4.Сможет ли работать Чемальский санаторий, если изменится климат? 5.Ваши выводы и предложения? Комментарий учителя: В горах в каждом урочище или горной долине свой микроклимат. В результате строительства ГЭС об- разуется водохранилище, равное по площади Телец- кому озеру.Это приведёт к повышению увлажнения. Так, например, Хакассия отличалась солнцем, сухостью климата, а после строительства на реке Ангаре Красноярской и Саяно – Шушенской ГЭС образовалось водохранилище. Это привело к изменению климата. Часто стали идти дожди, овцы в го -рах стали простывать и болеть. Гибнут тысячные отары мериносов. Задание группе Задание группе “Экологов”: 1. Внимательно прочитайте данный вам текст и выберите факты, доказывающие, что строительство Катунской ГЭС будет оказывать отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека. 2.Подсчитано, что строительство ТЭС, равной по мощности Катунской ГЭС, приведёт при самой совершенной технологии очистке газообразных выбросов к ежегодному поступлению в атмосферу: 12т. кобальта, 20т никеля, 16т. Хрома,55т. ртути, 925т. марганца, 425т. титана, 750т. фтора. Ответьте на вопросы: А) К каким неблагоприятным последствиям может привести выброс такого огром- ного количества вредных веществ в атмосферу? Б) Какой тип электростанций: ТЭС или ГЭС, на ваш взгляд, более приемлем в этом районе? Почему? 3. Какие пути решения проблемы энергоснабжения вы предлагаете? Ваши выводы и предложения. Комментарий учителя: В стране действует более 200 ГЭС, что позволяет ежегодно экономить 80 млн.т. условного топлива. ГЭС-один из наиболее чистых источников энергии. Так ввод Бурейской ГЭС на Дальнем Востоке позво- лила уменьшить зависимость Амурской обл.от дос - тавки угля и повысила самообеспеченность района электроэнергией. Есть проекты строительства мало- напорных ГЭС, которые можно сооружать на водоо- чистителных станциях и оросительных и каналах. Такие ГЭС есть в Китае и во Франции. У нас только начинается. В Оренбурге выпущен образец безплотинной всесезонной ГЭС, которая может применяться на реках с глубиной 0,5-2,8 метра. Главное их достоинство - это отсутствие плотины и водохрани - лища. В г.Сочи построена на р. Бешенка малая ГЭС, мощностью 1,5 тыс. к/Вт. Намечено их построить целый десяток для обеспечения курортной зоны. Есть проекты строительства даже подводных ГЭС. Турбины можно установить на подводной лодке, связанной с берегом, а вращать их будет течение реки весь год. С десяток таких ГЭС могут дать столько энергии, что полностью обеспечат такую страну, как Австрия. |
Отчет группы “Гидрологи” На Алтае сосредоточено 50% гидроэнергоресурсов Западной Сибири. Из 14 млн. кВт на Горный Алтай приходится 10,6 млн. кВт. С г. Белуха, Катунского хребта в Обь, длина 688 км, питание смешанное, полноводна большую часть года, замерзает. 60 тыс. км. 619 м/сек П=4506 -200=4306м У=430600:688=625,9см/км Межень у реки зимой. Уклон значительный, река пригодна для строительства ГЭС. Имеет скалистые берега, узкую долину. Замерзает позднее равнинных рек. Поднимется, подтопление лугов, засоление почв. Отчёт группы “Климатологов”: Район будущей ГЭС располагается в умеренном климатическом поя -се, количество суммарной радиации составляет 90-120 ккал/см. Температура янв. - 12 (самое тёплое место в Алтайском крае, а летом +20?. Выпадает до 600 мм осадков.В горах формируются местные ветры фёны и бора. Тип климата континентальный. А= 42 2. Станет выше влажность воздуха,больше будет выпадать осадков, часты туманы над водохранилищем. 3-4.Больные в Чемаль -ском санатории лечиться не смогут. 5. Санаторий нужно будет переносить в другое место, где есть аналогичные условия. Гр-па работает с текстом и отвечает на вопросы (текст см. в приложении) Отчёт группы “Экологов”: 2. Выброс такого количества вредных веществ при- ведёт к загрязнению окружающей среды,а это отрицательно скажется на здоровье человека. Поэтому строительство ТЭС в рекреационном районе зап -рещено. ГЭС считаются более экологически чис -тыми электростанциями. 3. В данных условиях целе- сообразно сооружать солнечные, ветровые, малые ГЭС на горных реках. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание группе “Экономистов”: 1. Проанализируйте данные таблицы 1 и выполните следующие задания: Табл.1 “Затопление земель в зоне Катунской ГЭС”.
2. Рещите задачу: Если ГЭС будет построена, то образовавшееся водохранилище затопит площадь пашни, равную 1,6 тыс гектаров. Учитывая, что урожайность зерновых в этом районе не превосхо -дит 10ц.на 1 га, а урожайность картофеля в среднем 21 ц на 1 га, вычислите потери, к которым приведёт затопление пашни водохранилищем, и переведите их в денежные единицы при условии, что 50% пашни занято зерновыми, а 50% - картофелем. (1кг зерна стоит 20 руб., а 1кг картофеля- 10 руб.) 3. Насколько велики потери урожая зерновых и картофеля при затоплении пашни( укажите сумму потерь в рублях). Целесообразно ли строить ГЭС? Почему? 4. Используя данные таб.2, дайте оценку экономической эффективности проекта Катунской ГЭС? Для этого сравните Катунскую ГЭС с другими. Таб. 2
Комментарии учителя: Если не строить Катунскую ГЭС, то всё равно где-то нужно будет строить. Существует два варианта: 1. Установить дополнительные агрегаты на сущест- вующих ГЭС в Сибири с передачей энергии на Алтай. 2. Можно построить дополнительные энергоблоки на Канско-Ачинских запасах угля с передачей энергии на Алтай. Много говорят и о строительстве вместо Катунской ГЭС солнечных и ветровых станций. Учёные утверждают, что этим проблемы не решить. Для получения такой же мощности солнечной элек -тростанции,как Катунская ГЭС необходимо покрыть зеркалами площадь, равную площади водохранили- ща Катунской ГЭС. Концентрация ветровой энергии на Земле ещё меньше, чем солнечной.Ветроустанов- ки нужно размещать на расстоянии друг от друга, равном приблизительно 30 диаметрам ветрового колеса. При мощности ветроустановки 1000кВт, диаметр её колеса равен 100 метрам, а расстояние между ветроустановками -3 км. Территория, занятая ветроустановками, получается в 2-3 раза выше, чем площадь водохранилища. Стоимость же солнечных и ветровых электростанций в 2-3 раза дороже. |
Выполняют задания. Отчёт группы “Экономистов”: Затопление земель в зоне строительства Катунской ГЭС незначительное. В зону затопления попадаю- ют в основном земли, занятые галечниками, лесами и кустарниками. При решении задачи мы выяс- нили ,что в результате затопления пашни ущерб составит, при пересчёте на деньги, - 16 млн. руб. за зерновые и 16, 8 млн. руб. за картофель. Ущерб получается значитель -ным, т.к. главное направ- ление сельского хозяйства - животноводство. Это не земледельческий район. Проанализировав табл.2 Выяснили, что по масшта- бам затопления территории, Катунская ГЭС в несколько раз лучше, чем Коасноярская,Саяно- Шушенская и Братская.Лишь Нурекская ГЭС имеет меньшие размеры затоп- ленных земель, занятых лесами. Переселить из зоны затопления придётся всего 550 чел.В сравнении с другими ГЭС это немно- го. Таким образом, экономический ущерб от строительства будет незначительным, если сравнивать с другими ГЭС. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание группе “Экспертов”: 1. Прочитайте внимательно текст, проанализируйте и выделите положительные и отрицательные послед- ствия строительства Катунской ГЭС? 2. Внимательно слушайте сообщения, выводы и результаты рабочих групп по поводу строительства Катунской ГЭС и дополняйте свой список положительных и отрицательных последствий выводами. 3. Выскажите свою точку зрения по вопросу строительства Катунской ГЭС? Быть или не быть? |
Группа анализирует текст И выполняет задание. (текст см. в приложении Стр.4) Ученики высказывают свою точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Обобщение знаний. | Комментарий учителя: Итак, мы с вами познакомились с работой учёных, которые высказали своё мнение по поводу строи - тельства Катунской ГЭС и теперь каждый из вас определился “Быть или не быть Катунской ГЭС? Выскажите свою точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Закрепление знаний. | Подумайте, что лично для себя вы узнали
нового на уроке? Что нового открыли? Теперь каждый из вас понимает, как нелегко решать в стране важные проблемы о том, что и где строить? В нашу задачу не входило найти окончательный ответ о путях снабжения энергией Алтая. Решение этих вопросов зависит от многих обстоятельств, в том числе и не учтённых: национальных отношений, экономических, социальных, политических, поэтому вопрос, рассматриваемый положительно с экономической точки зрения, не всегда может быть принят к исполнению. Не нужно забывать о людях, которые издавна живут на этой земле. Алтай называют: “Золотые горы”, “ Сибирская Швейцария”, “Жемчужина Сибири”. Не создать ли ещё одно рукотворное море в сердце Алтая? “Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим” Д.С. Лихачёв. Тысячелетия течёт река Катунь свободная. Народ о ней слагает стихи, легенды, народные песни. У нас пока ещё есть возможность видеть горную реку красивую, гордую, не опутанную проводами, не перетянутую плотинами.
На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу. |
Отвечают на вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание. | Написать эссе на тему “Быть или не быть Катунской ГЭС?” | Записывают домашнее задание. |