Урок географии "Быть или не быть Катунской ГЭС?"

Разделы: География


Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний о гидроэнергетике, её проблемах, перспективах, значении для хозяйства страны.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования общеучебных умений и навыков при работе с текстом, картами, таблицами, периодической печатью и умения применять их в нестандартной ситуации.
  2. Создать условия для развития познавательной активности детей, их речи, памяти, воображения.
  3. Учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи по цепочке “природа-человек-хозяйство”.
  4. Создать условия для внимательного отношения друг к другу, толерантности, взаимоуважения.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование:

  1. Карты: “Электроэнергетика России”, “Физическая карта России”, “Республика Горный Алтай. Физическая карта”.
  2. Плакат на доске со словами Петра I “Все проекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить”.
  3. Таблички с надписями рабочих групп: “Представители прессы”, “Гидрологи”, “Климатологи”, “Экономисты”, “Экологи”, “Эксперты”.
  4. Атласы и карточки с заданиями для каждой группы.
  5. Слайды к уроку.

Ход урока

Презентация

Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика.
I. Организационный момент.

1. Постановка учебных задач урока.

Здравствуйте! Я очень рада сегодня видеть вас всех.

Сегодня с вами мы проводим урок по теме: “Быть или не быть Катунской ГЭС?”

Главная цель нашего урока: расширить и обобщить знания о гидроэнергетике, её проблемах и перспективах. Но главное, используя свои знания, мы должны решить важную проблему: “Быть или не быть Катунской ГЭС?”

Для того, чтобы решить эту проблему мы должны вспомнить, что мы знаем о ГЭС?

 
II. Актуализация опорных знаний. 1. Каков гидроэнергетический потенциал России в сравнении с другими странами?

2. Как размещаются гидроэнергетические ресурсы в нашей стране?

3. Где наиболее выгодно строить ГЭС?

4. Каковы достоинства и недостатки ГЭС?

5. Где построены крупнейшие ГЭС в стране?

6. В чём преимущества ГЭС в сравнении с другими типами электростанций?

7. Когда и где была построена первая ГЭС в нашей стране?

8. Как вы думаете, почему возникла необходимость стротельства Катунской ГЭС?

Беседа по вопросам.

Отвечают на вопросы.

Показывают по карте.

Волховская ГЭС, её мощность 5-6 тыс.кВт/ час в год.

III. Формирование новых знаний и умений. Действительно, строительство Катунской ГЭС связано со многими проблемами. Дефицит электро-

энергии во всех районах страны покрывается за счёт внутренних резервов, исключение составляет Кали- нинградская обл., получаемая энергию из Литвы и Омская обл., получающая энергию из Казахстана.

В гидроэнергетике 50% мощностей отработали свой нормативный срок. Поэтому необходимо строить в стране новые электростанции. На Алтае вырабатывается электроэнергии больше, чем во всей царской России, но этого количества не хватает для потреб - ностей. Энергетика в крае по-прежнему одна из наи- менее развитых отраслей. Дополнительную энергию мы получаем из объединённой энергосистемы Сибири. Доля Республики Алтай в энергетике страны составляет всего 0,2 %. В республике действует Чемальская ГЭС, построенная в 1934 году по плану ГОЭРЛО. В те годы это была крупнейшая ГЭС в Сибири. Она обеспечивает энергией посёлок Чемал и санаторий. В 60-ые годы была построена ГЭС на Чуе, обеспечивающая энергией посёлок Акташ и населённые пункты долины Чуи. Восточные леген - ды повествуют о том, что последняя битва на плане- те между Добром и Злом произойдет на Катуни.

Похоже, что битва эта началась. Сегодня и мы с ва-ми должны решить: “ Быть или не быть Катунской ГЭС?”

Давайте представим себя на месте учёных, занима- ющихся экспертизой проекта Катунской ГЭС. Каждый из вас является участником одной из комис-сий. Ваша задача, выполнив полученные задания, высказать представителям экспертной группы своё мнение о целесообразности строительства ГЭС.

 
  Мне бы хотелось, что бы при обсуждении вы помни- ли слова Петра I: “Все проекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить”.

Задание группе “Представители прессы”:

1.Вам было дано предварительное задание. Проанализировать материалы периодической печати по проблеме строительства Катунской ГЭС.

2. Рассказать о прочитанном по плану:

а) Каким источником пользовались?
б) О чём рассказывается в данной статье?
в) Вы согласны с прочитанным? Почему?

3. Задайте вопросы представителям других групп.

Каждая команда получает задание и приступает к его выполнению.

Время работы 3 минуты.

Выполняют полученное задание. Рассказывают о прочитанном.

(смотрите в приложении сообщения №1, №2, №3.)

Составляют вопросы.

  Задание группе “ Гидрологи”:

1. Дайте оценку запасам гидроэнергоресурсов в Западной Сибири. (смотри М.Н.Сидоренко“Геогра -фия Алтайского края” стр. 37)

2.Вам было дано предварительное задание

Дать характеристику реки Катунь по плану:

а) где берет начало река Катунь?
б) куда впадает?
в) длина реки?
г) питание реки?
д) режим реки?
е) площадь водосборного бассейна
ж) средний расход воды, м/сек
з) падение и уклон реки?

(смотри атлас и приложение к книге В.С.Ревякина

“География Алтайского края” таблица 7)

3. Как изменится уровень грунтовых вод в районе водохранилища? К чему это приведёт?

4. Ваши предложения?

Комментарий учителя:

В стране за годы после Октябрьской революции построено более 200 ГЭС. В результате водохрани -лищами было затоплено 165 городов и 2600 сёл.

Пришлось переселять людей, обеспечивать их жиль- ём. А это полностью меняет их жизненный уклад.

Задание группе “ Климатологов”:

1. Дайте характеристику климата по плану:

а) В каком климатическом поясе находится терри - тория, где будет построена ГЭС?
б) Количество суммарной радиации?
в) Средние температуры января, июля, амплитуда.
г) Количество осадков? д) Воздушные массы?
е) тип климата? (см. В.С.Ревякин “География Алтайского края” на стр. 29-32.)

2. Как изменится климат в результате строительства ГЭС?

3. Каким образом изменения климата повлияет на состояние больных с заболеваниями органов дыхания?

4.Сможет ли работать Чемальский санаторий, если изменится климат?

5.Ваши выводы и предложения?

Комментарий учителя:

В горах в каждом урочище или горной долине свой микроклимат. В результате строительства ГЭС об-

разуется водохранилище, равное по площади Телец- кому озеру.Это приведёт к повышению увлажнения. Так, например, Хакассия отличалась солнцем, сухостью климата, а после строительства на реке Ангаре Красноярской и Саяно – Шушенской ГЭС образовалось водохранилище. Это привело к изменению климата. Часто стали идти дожди, овцы в го -рах стали простывать и болеть. Гибнут тысячные отары мериносов.

Задание группе Задание группе “Экологов”:

1. Внимательно прочитайте данный вам текст и выберите факты, доказывающие, что строительство

Катунской ГЭС будет оказывать отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека.

2.Подсчитано, что строительство ТЭС, равной по мощности Катунской ГЭС, приведёт при самой совершенной технологии очистке газообразных выбросов к ежегодному поступлению в атмосферу:

12т. кобальта, 20т никеля, 16т. Хрома,55т. ртути,

925т. марганца, 425т. титана, 750т. фтора.

Ответьте на вопросы:

А) К каким неблагоприятным последствиям может привести выброс такого огром- ного количества вредных веществ в атмосферу?

Б) Какой тип электростанций: ТЭС или ГЭС, на ваш взгляд, более приемлем в этом районе? Почему?

3. Какие пути решения проблемы энергоснабжения вы предлагаете? Ваши выводы и предложения.

Комментарий учителя:

В стране действует более 200 ГЭС, что позволяет ежегодно экономить 80 млн.т. условного топлива. ГЭС-один из наиболее чистых источников энергии. Так ввод Бурейской ГЭС на Дальнем Востоке позво- лила уменьшить зависимость Амурской обл.от дос - тавки угля и повысила самообеспеченность района

электроэнергией. Есть проекты строительства мало- напорных ГЭС, которые можно сооружать на водоо- чистителных станциях и оросительных и каналах.

Такие ГЭС есть в Китае и во Франции. У нас только начинается. В Оренбурге выпущен образец безплотинной всесезонной ГЭС, которая может применяться на реках с глубиной 0,5-2,8 метра. Главное их достоинство - это отсутствие плотины и водохрани - лища. В г.Сочи построена на р. Бешенка малая ГЭС, мощностью 1,5 тыс. к/Вт. Намечено их построить целый десяток для обеспечения курортной зоны.

Есть проекты строительства даже подводных ГЭС. Турбины можно установить на подводной лодке, связанной с берегом, а вращать их будет течение реки весь год. С десяток таких ГЭС могут дать столько энергии, что полностью обеспечат такую страну, как Австрия.

Отчет группы “Гидрологи”

На Алтае сосредоточено 50% гидроэнергоресурсов Западной Сибири. Из 14 млн. кВт на Горный Алтай приходится 10,6 млн. кВт. С г. Белуха, Катунского хребта в Обь, длина 688 км, питание смешанное, полноводна большую часть года, замерзает. 60 тыс. км.

619 м/сек

П=4506 -200=4306м

У=430600:688=625,9см/км

Межень у реки зимой.

Уклон значительный, река пригодна для строительства ГЭС.

Имеет скалистые берега, узкую долину.

Замерзает позднее равнинных рек.

Поднимется, подтопление лугов, засоление почв.

Отчёт группы “Климатологов”:

Район будущей ГЭС располагается в умеренном климатическом поя -се, количество суммарной радиации составляет

90-120 ккал/см. Температура янв. - 12

(самое тёплое место в Алтайском крае, а летом +20?. Выпадает до 600 мм осадков.В горах формируются местные ветры фёны и бора. Тип климата континентальный. А= 42

2. Станет выше влажность воздуха,больше будет выпадать осадков, часты туманы над водохранилищем.

3-4.Больные в Чемаль -ском санатории лечиться не смогут.

5. Санаторий нужно будет переносить в другое место, где есть аналогичные условия.

Гр-па работает с текстом и отвечает на вопросы (текст см. в приложении)

Отчёт группы “Экологов”:

2. Выброс такого количества вредных веществ при- ведёт к загрязнению окружающей среды,а это отрицательно скажется на здоровье человека. Поэтому строительство ТЭС в рекреационном районе зап -рещено. ГЭС считаются более экологически чис -тыми электростанциями.

3. В данных условиях целе- сообразно сооружать солнечные, ветровые, малые

ГЭС на горных реках.

  Задание группе “Экономистов”:

1. Проанализируйте данные таблицы 1 и выполните следующие задания:

Табл.1 “Затопление земель в зоне Катунской ГЭС”.

Наименование земельных угодий. Общая площадь, тыс. га Затопляется водохранилищем
тыс. га проценты
Все сельскохозяйственные угодья 360.6 5,9 1,7
Пашни 39,9 1,6 4,2
Сенокосы 56,6 0,3 0,7
Пастбища 264,1 3,9 1,4
Леса, кустарн. 1162,3 0,8 0
Прочие земли 342,0 1,6 0,4

2. Рещите задачу: Если ГЭС будет построена, то образовавшееся водохранилище затопит площадь пашни, равную 1,6 тыс гектаров. Учитывая, что

урожайность зерновых в этом районе не превосхо -дит 10ц.на 1 га, а урожайность картофеля в среднем 21 ц на 1 га, вычислите потери, к которым приведёт затопление пашни водохранилищем, и переведите

их в денежные единицы при условии, что 50% пашни занято зерновыми, а 50% - картофелем. (1кг зерна стоит 20 руб., а 1кг картофеля- 10 руб.)

3. Насколько велики потери урожая зерновых и картофеля при затоплении пашни( укажите сумму потерь в рублях). Целесообразно ли строить ГЭС? Почему?

4. Используя данные таб.2, дайте оценку экономической эффективности проекта Катунской ГЭС? Для этого сравните Катунскую ГЭС с другими.

Таб. 2

Наименование ГЭС Мощность МВт Отвод земель под строительство(тыс.га) Уничтожено ле са (тыс.га) Переселено, тысяч чел.
Нурекская 2700 21,456 0,2 1,545
Красноярская 6000 176,0 38,0 51,3
Усть-Илимская 4320 187,3 127,8 16,04
Братская 4400 547,0 357,3 70,0
Катунская 1900 8,8 0,8 0,55

Комментарии учителя:

Если не строить Катунскую ГЭС, то всё равно где-то нужно будет строить. Существует два варианта:

1. Установить дополнительные агрегаты на сущест- вующих ГЭС в Сибири с передачей энергии на Алтай.

2. Можно построить дополнительные энергоблоки на Канско-Ачинских запасах угля с передачей энергии на Алтай. Много говорят и о строительстве вместо Катунской ГЭС солнечных и ветровых станций.

Учёные утверждают, что этим проблемы не решить. Для получения такой же мощности солнечной элек -тростанции,как Катунская ГЭС необходимо покрыть зеркалами площадь, равную площади водохранили- ща Катунской ГЭС. Концентрация ветровой энергии на Земле ещё меньше, чем солнечной.Ветроустанов- ки нужно размещать на расстоянии друг от друга, равном приблизительно 30 диаметрам ветрового колеса. При мощности ветроустановки 1000кВт, диаметр её колеса равен 100 метрам, а расстояние между ветроустановками -3 км. Территория, занятая ветроустановками, получается в 2-3 раза выше, чем площадь водохранилища. Стоимость же солнечных и ветровых электростанций в 2-3 раза дороже.

Выполняют задания.

Отчёт группы “Экономистов”:

Затопление земель в зоне строительства Катунской ГЭС незначительное. В зону затопления попадаю- ют в основном земли, занятые галечниками, лесами и кустарниками. При решении задачи мы выяс- нили ,что в результате затопления пашни ущерб составит, при пересчёте на деньги, - 16 млн. руб. за зерновые и 16, 8 млн. руб. за картофель. Ущерб получается значитель -ным, т.к. главное направ- ление сельского хозяйства - животноводство. Это не земледельческий район.

Проанализировав табл.2

Выяснили, что по масшта- бам затопления территории, Катунская ГЭС в несколько раз лучше, чем Коасноярская,Саяно- Шушенская и Братская.Лишь Нурекская ГЭС имеет меньшие размеры затоп- ленных земель, занятых лесами. Переселить из зоны затопления придётся всего 550 чел.В сравнении с другими ГЭС это немно- го. Таким образом, экономический ущерб от строительства будет незначительным, если сравнивать с другими ГЭС.

  Задание группе “Экспертов”:

1. Прочитайте внимательно текст, проанализируйте и выделите положительные и отрицательные послед- ствия строительства Катунской ГЭС?

2. Внимательно слушайте сообщения, выводы и результаты рабочих групп по поводу строительства Катунской ГЭС и дополняйте свой список положительных и отрицательных последствий выводами.

3. Выскажите свою точку зрения по вопросу строительства Катунской ГЭС? Быть или не быть?

Группа анализирует текст

И выполняет задание.

(текст см. в приложении Стр.4)

Ученики высказывают свою точку зрения.

IV. Обобщение знаний. Комментарий учителя:

Итак, мы с вами познакомились с работой учёных, которые высказали своё мнение по поводу строи - тельства Катунской ГЭС и теперь каждый из вас определился “Быть или не быть Катунской ГЭС?

Выскажите свою точку зрения.

 
V. Закрепление знаний. Подумайте, что лично для себя вы узнали нового на уроке? Что нового открыли?

Теперь каждый из вас понимает, как нелегко решать в стране важные проблемы о том, что и где строить?

В нашу задачу не входило найти окончательный ответ о путях снабжения энергией Алтая. Решение этих вопросов зависит от многих обстоятельств, в том числе и не учтённых: национальных отношений, экономических, социальных, политических, поэтому вопрос, рассматриваемый положительно с экономической точки зрения, не всегда может быть принят к исполнению. Не нужно забывать о людях, которые издавна живут на этой земле. Алтай называют: “Золотые горы”, “ Сибирская Швейцария”, “Жемчужина Сибири”.

Не создать ли ещё одно рукотворное море в сердце Алтая?

“Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим”

Д.С. Лихачёв.

Тысячелетия течёт река Катунь свободная. Народ о ней слагает стихи, легенды, народные песни. У нас пока ещё есть возможность видеть горную реку красивую, гордую, не опутанную проводами, не перетянутую плотинами.

На берегу Катуни в дни весны
Пузырилась в костре смола сосны…
Сумею ли за жизнь я рассказать
Какая на Катуни благодать?

На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу.

Отвечают на вопросы.
VI. Домашнее задание. Написать эссе на тему “Быть или не быть Катунской ГЭС?” Записывают домашнее задание.