Образовательная программа – внутренний образовательный стандарт дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 5 “Лучик” является звеном муниципальной системы образования города Прокопьевска Кемеровской области, обеспечивающим помощь семье в реализации комплексного подхода к воспитанию, образованию и развитию детей в условиях обновления целостной системы педагогического процесса.

Миссия нашего детского сада в обеспечении радостного, счастливого проживания ребенком периода дошкольного детства, полноценного развития и творческого восхождения личности, в охране гармонии и экологии детства.

Основная цель - способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке Благородного Человека путем развития его природных возможностей.

Философия коллектива – любое мгновение соприкосновения с ребенком уникально и неповторимо.

Образовательная программа как внутренний образовательный стандарт разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: п.3 ст.18 и п.5 ст.14 Закона Российской Федерации “Об образовании”; п.19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”; временными стандартами в области дошкольного образования, государственного и муниципального заказа; запросами родителей (законных представителей); исходя из статуса, вида, возможностей детского сада.

Основная цель разработки образовательной программы: комплексирование программ, новых технологий, выстраивание целостного педагогического процесса в условиях вариативности образования.

Задачи:

  1. Направить усилия педагогического коллектива, родителей на создание целостности воспитательно-образовательной деятельности, повышения качества дошкольного образования в процессе комплексирования программ, новых технологий, ППО и реализацию образовательной программы как внутренний стандарт МДОУ.
  2. Совершенствовать систему управления методической работы в процессе обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности.

Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов контрольной деятельности. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:

  • становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
  • отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием разнообразных комплексных парциальных общеобразовательных программ;
  • повышение заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков продуктивной деятельности МДОУ.

Таким образом, объективно к детскому саду предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития.

Общие положения образовательной программы:

  • нормативно-управленческие документы;
  • внутренний образовательный стандарт МДОУ;
  • комплексирование общеобразовательных, парциальных программ и педагогических технологий;
  • мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса;
  • комплексное условие реализации программы развития МДОУ;
  • стимулятор инновационной, экспериментальной видов деятельности;
  • успешная реализация и развитие непосредственно педагогической составляющей МДОУ: качественное усвоение программного материала, направленное на реализацию целей: воспитания, развития, обучения детей.

Программа предусматривает:

  • содержательный воспитательно-образовательный маршрут;
  • конкретизацию воспитательно-образовательной деятельности;
  • комплексно-целевые установки;
  • инновационные компоненты;
  • педагогическое проектирование;
  • управленческие циклы.

В настоящее время педагогическим коллективом накоплен богатый опыт воспитательно-образовательной работы; есть признание и востребованность социума, образовательные запросы родителей удовлетворяются, реализуются индивидуальные возможности детей, педагогов, родителей. Состояние материально-технической базы, уровня педагогического мастерства кадров, образовательной работы и достижений выпускников, позволяют говорить о превышении государственных образовательных стандартов.

Разработка и реализация программы как внутреннего стандарта, мотивированного обоснования содержания воспитательно-образовательного процесса определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей, других учреждений:

  • совместная деятельность по ее реализации приобретает осмысленный, упорядоченный характер;
  • позволяет увидеть перспективы личностного и коллективного развития;
  • является основой для совершенствования культуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить функции планирования, организации, анализа и контроля;
  • является механизмом внешнего и внутреннего контроля за деятельностью ДОУ;
  • обеспечивает реализацию прав родителей на участие в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • позволяет налаживать деловые отношения с ближайшими образовательными учреждениями.

Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию непосредственно педагогической составляющей детского сада.

Определена модель образовательной среды <Приложение 1>. Особое внимание взаимодействию участников педагогического процесса и ответственности педагога за качество образования. Коррекционную работу организуют учителя-логопеды, педагог-психолог. Схемы организации работы педагога-психолога, учителя-логопеда, психологическая поддержка детей группы риска отражены в <Приложениях 2,3,4>.

Программой определена реализация коррекционных, образовательных задач воспитателями возрастных групп. Рассмотрим пример такой работы с детьми старшей группы.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Развитие экологических представлений. Подготовка к грамоте:

  • развитие диалогической, монологической речи;
  • освоение действий замещения персонажей сказок и историй, обогащение лексики;
  • освоение действий моделирования игрового пространства, наглядной пространственно-временной модели, развитие связной речи;
  • развитие воображения на материале вариативного словесного творчества;
  • классификация объектов с использованием условных обозначений, освоение действия использования модели взаимосвязи растений и животных с условиями в экологических системах;
  • использование различных видов моделей измерения протяженности слов;
  • овладение смыслоразличительной функцией звука;
  • развитие глазомера и координации движений руки.

Ознакомление с пространственными отношениями. Развитие логического мышления. Развитие элементарных математических представлений:

  • прочтение открытого годового плана открытого пространства и изображение направлений в нем;
  • освоение действий по построению наглядной модели понятийных отношений;
  • освоение действий по использованию моделей на наглядном и словесном материале;
  • освоение действий графического моделирования.

Конструирование:

  • развитие способностей выделять по схематическому изображению позиции пространственных положений;
  • планирование конструктивных действий на основе применения готовых графических моделей построек;
  • составление обобщенных схем для группы с последующей их конкретизацией;
  • активизация продуктивного воображения в процессе достраивания незавершенных построек;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

Изобразительное искусство:

  • развитие мелкой моторики;
  • овладение действиями моделирования взаимодействия изображаемых объектов;
  • освоение действия преобразования пространственных моделей;
  • освоение действия цветовой символизации взаимоотношений и взаимодействия изображаемых объектов;
  • развитие сенсорного восприятия, внимания, мышления.

Образовательная программа раскрывает содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Для осуществления качества планирования воспитательно-образовательной деятельности разработана модель воспитательно-образовательного процесса

<Приложение 5> .

Важными условиями реализации образовательной программы МДОУ считаем определение системы управленческой деятельности методической работы и инновационного процесса управления методической службой.

Система организации деятельности определяет механизм управления педагогическим коллективом.

Факторы активности трудовой деятельности: учет потребностей, мотивов, ценностей, интересов, стимулов, ожидания.

Средства воздействия: индивидуальные, групповые, коллективные, прямые, косвенные.

Методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические.

Важнейшими составляющими управленческой деятельности являются профессиональные функции, организаторские умения руководителя, старшего воспитателя:

  • при планировании – прогнозирует развитие процессов воспитания и обучения и развития детей, педагогического коллектива, разрабатывает программы, осуществляет планирование методической воспитательно-образовательной деятельности, создает условия для повышения квалификации воспитателей;
  • при организации – осуществляет деятельность педагогов в соответствии с годовым, месячными планами, обмен опытом и информацией, оказывает методическую помощь воспитателям, обучает наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми, своевременно и правильно оформляет документацию, методические материалы, выставки педагогов и родителей;
  • при контроле – разрабатывает схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностическим материалом, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в выполнении программ и педагогических технологий, делает выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной деятельности с детьми, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе с педагогами, использует эти результаты при подготовке решений педагогических советов, планировании работы коллектива;
  • при координации – изучает педагогическое мастерство воспитателей, социально-педагогические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений, корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность, анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей, регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в МДОУ, способствует осуществлению опытно-экспериментальной работы;
  • при общении – владеть собой в критических ситуациях, предвидеть конфликты и предотвращать их, изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы, понимать и оценивать возможности воспитателей и специалистов, строить отношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества, учитывать особенности психологического климата, оказывает методическую помощь педагогам, ведет пропаганду знаний среди родителей, устанавливает преемственные связи в работе воспитателей и учителей начальной школы.

Осуществление педагогического процесса обеспечивает качество дошкольного образования, повышает профессиональную компетенцию воспитателей, специалистов МДОУ. Модель методической работы <Приложение 6>, система повышения профессионального мастерства <Приложение 7>.

Таким образом, реализация образовательной программы МДОУ обеспечивает повышение качества воспитательно-образовательного процесса, творческого взаимодействия всех участников, рост профессионализма кадров, внедрение инновационной деятельности и развития учреждения.