Дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 5 “Лучик” является звеном муниципальной системы образования города Прокопьевска Кемеровской области, обеспечивающим помощь семье в реализации комплексного подхода к воспитанию, образованию и развитию детей в условиях обновления целостной системы педагогического процесса.
Миссия нашего детского сада в обеспечении радостного, счастливого проживания ребенком периода дошкольного детства, полноценного развития и творческого восхождения личности, в охране гармонии и экологии детства.
Основная цель - способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке Благородного Человека путем развития его природных возможностей.
Философия коллектива – любое мгновение соприкосновения с ребенком уникально и неповторимо.
Образовательная программа как внутренний образовательный стандарт разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: п.3 ст.18 и п.5 ст.14 Закона Российской Федерации “Об образовании”; п.19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”; временными стандартами в области дошкольного образования, государственного и муниципального заказа; запросами родителей (законных представителей); исходя из статуса, вида, возможностей детского сада.
Основная цель разработки образовательной программы: комплексирование программ, новых технологий, выстраивание целостного педагогического процесса в условиях вариативности образования.
Задачи:
- Направить усилия педагогического коллектива, родителей на создание целостности воспитательно-образовательной деятельности, повышения качества дошкольного образования в процессе комплексирования программ, новых технологий, ППО и реализацию образовательной программы как внутренний стандарт МДОУ.
- Совершенствовать систему управления методической работы в процессе обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов контрольной деятельности. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:
- становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
- отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием разнообразных комплексных парциальных общеобразовательных программ;
- повышение заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков продуктивной деятельности МДОУ.
Таким образом, объективно к детскому саду предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития.
Общие положения образовательной программы:
- нормативно-управленческие документы;
- внутренний образовательный стандарт МДОУ;
- комплексирование общеобразовательных, парциальных программ и педагогических технологий;
- мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса;
- комплексное условие реализации программы развития МДОУ;
- стимулятор инновационной, экспериментальной видов деятельности;
- успешная реализация и развитие непосредственно педагогической составляющей МДОУ: качественное усвоение программного материала, направленное на реализацию целей: воспитания, развития, обучения детей.
Программа предусматривает:
- содержательный воспитательно-образовательный маршрут;
- конкретизацию воспитательно-образовательной деятельности;
- комплексно-целевые установки;
- инновационные компоненты;
- педагогическое проектирование;
- управленческие циклы.
В настоящее время педагогическим коллективом накоплен богатый опыт воспитательно-образовательной работы; есть признание и востребованность социума, образовательные запросы родителей удовлетворяются, реализуются индивидуальные возможности детей, педагогов, родителей. Состояние материально-технической базы, уровня педагогического мастерства кадров, образовательной работы и достижений выпускников, позволяют говорить о превышении государственных образовательных стандартов.
Разработка и реализация программы как внутреннего стандарта, мотивированного обоснования содержания воспитательно-образовательного процесса определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей, других учреждений:
- совместная деятельность по ее реализации приобретает осмысленный, упорядоченный характер;
- позволяет увидеть перспективы личностного и коллективного развития;
- является основой для совершенствования культуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить функции планирования, организации, анализа и контроля;
- является механизмом внешнего и внутреннего контроля за деятельностью ДОУ;
- обеспечивает реализацию прав родителей на участие в организации воспитательно-образовательного процесса;
- позволяет налаживать деловые отношения с ближайшими образовательными учреждениями.
Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию непосредственно педагогической составляющей детского сада.
Определена модель образовательной среды <Приложение 1>. Особое внимание взаимодействию участников педагогического процесса и ответственности педагога за качество образования. Коррекционную работу организуют учителя-логопеды, педагог-психолог. Схемы организации работы педагога-психолога, учителя-логопеда, психологическая поддержка детей группы риска отражены в <Приложениях 2,3,4>.
Программой определена реализация коррекционных, образовательных задач воспитателями возрастных групп. Рассмотрим пример такой работы с детьми старшей группы.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Развитие экологических представлений. Подготовка к грамоте:
- развитие диалогической, монологической речи;
- освоение действий замещения персонажей сказок и историй, обогащение лексики;
- освоение действий моделирования игрового пространства, наглядной пространственно-временной модели, развитие связной речи;
- развитие воображения на материале вариативного словесного творчества;
- классификация объектов с использованием условных обозначений, освоение действия использования модели взаимосвязи растений и животных с условиями в экологических системах;
- использование различных видов моделей измерения протяженности слов;
- овладение смыслоразличительной функцией звука;
- развитие глазомера и координации движений руки.
Ознакомление с пространственными отношениями. Развитие логического мышления. Развитие элементарных математических представлений:
- прочтение открытого годового плана открытого пространства и изображение направлений в нем;
- освоение действий по построению наглядной модели понятийных отношений;
- освоение действий по использованию моделей на наглядном и словесном материале;
- освоение действий графического моделирования.
Конструирование:
- развитие способностей выделять по схематическому изображению позиции пространственных положений;
- планирование конструктивных действий на основе применения готовых графических моделей построек;
- составление обобщенных схем для группы с последующей их конкретизацией;
- активизация продуктивного воображения в процессе достраивания незавершенных построек;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Изобразительное искусство:
- развитие мелкой моторики;
- овладение действиями моделирования взаимодействия изображаемых объектов;
- освоение действия преобразования пространственных моделей;
- освоение действия цветовой символизации взаимоотношений и взаимодействия изображаемых объектов;
- развитие сенсорного восприятия, внимания, мышления.
Образовательная программа раскрывает содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Для осуществления качества планирования воспитательно-образовательной деятельности разработана модель воспитательно-образовательного процесса
Важными условиями реализации образовательной программы МДОУ считаем определение системы управленческой деятельности методической работы и инновационного процесса управления методической службой.
Система организации деятельности определяет механизм управления педагогическим коллективом.
Факторы активности трудовой деятельности: учет потребностей, мотивов, ценностей, интересов, стимулов, ожидания.
Средства воздействия: индивидуальные, групповые, коллективные, прямые, косвенные.
Методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические.
Важнейшими составляющими управленческой деятельности являются профессиональные функции, организаторские умения руководителя, старшего воспитателя:
- при планировании – прогнозирует развитие процессов воспитания и обучения и развития детей, педагогического коллектива, разрабатывает программы, осуществляет планирование методической воспитательно-образовательной деятельности, создает условия для повышения квалификации воспитателей;
- при организации – осуществляет деятельность педагогов в соответствии с годовым, месячными планами, обмен опытом и информацией, оказывает методическую помощь воспитателям, обучает наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми, своевременно и правильно оформляет документацию, методические материалы, выставки педагогов и родителей;
- при контроле – разрабатывает схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностическим материалом, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в выполнении программ и педагогических технологий, делает выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной деятельности с детьми, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе с педагогами, использует эти результаты при подготовке решений педагогических советов, планировании работы коллектива;
- при координации – изучает педагогическое мастерство воспитателей, социально-педагогические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений, корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность, анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей, регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в МДОУ, способствует осуществлению опытно-экспериментальной работы;
- при общении – владеть собой в критических ситуациях, предвидеть конфликты и предотвращать их, изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы, понимать и оценивать возможности воспитателей и специалистов, строить отношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества, учитывать особенности психологического климата, оказывает методическую помощь педагогам, ведет пропаганду знаний среди родителей, устанавливает преемственные связи в работе воспитателей и учителей начальной школы.
Осуществление педагогического процесса обеспечивает качество дошкольного образования, повышает профессиональную компетенцию воспитателей, специалистов МДОУ. Модель методической работы <Приложение 6>, система повышения профессионального мастерства <Приложение 7>.
Таким образом, реализация образовательной программы МДОУ обеспечивает повышение качества воспитательно-образовательного процесса, творческого взаимодействия всех участников, рост профессионализма кадров, внедрение инновационной деятельности и развития учреждения.