Цели “погружений”:
- формирование общих представлений о целях, задачах, содержании деятельности;
- вовлечение каждого члена педагогического коллектива в работу над программой развития.
День 1-й. Цель работы: определить будущее качественно новое состояние школы.
План дня.
Установочное сообщение. 8.15-8.20
Работа в группах по 8-10 человек. 8.20-12.00 (Инструкция 1)
Общий сбор. Представление и обсуждение результатов работы в группах. 12.10-12.50
Подведение итогов работы. 12.50-13.00
Инструкция 1.
(В основе лежит техника SWOT-анализа, изложенная в статьях В.Гама
“Стратегическое лидерство”). [1]
Шаг 1. Выборы организатора группы (приблизительно 1-2 минуты)
Выберите в группе организатора.
Шаг 2. Определение образа школы, видения (приблизительно 40 минут, до 9.20)
Сформулируйте видение школы (видение – основной образ будущего).
Шаг 3. Выявление ресурсов и проблем на пути реализации видения (приблизительно 60 минут, до 10.20)
Заполните таблицу.
3.1. Наверху листа бумаги запишите формулировку видения.
3.2. Выявите последовательно возможности, угрозы, сильные и слабые стороны с точки зрения достижения видения. Запишите краткие и ясные формулировки на клейких листочках бумаги (стиках). Расположите листочки в соответствующих квадрантах таблицы.
3.3. Ранжируйте каждый из наборов (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны) в соответствующих квадрантах по степени значимости для достижения нового состояния школы (видения).
(Формулировка видения)
1) Возможности | 3) Сильные стороны |
2) Угрозы | 4) Слабые стороны |
Шаг 4. Построение карты проблемы (приблизительно 60 минут, до 11.20)
Нижняя часть составленной таблицы – проблемы, которые потенциально ограничивают деятельность школы в достижении видения.
4.1. В центре листа бумаги впишите название рассматриваемой проблемы.
4.2. Выявите причины, порождающие данную проблему. Запишите каждую из причин на клейких листочках (стиках) и расположите их в нижней части листа.
4.3. Ранжируйте полученный набор причин по степени значимости для достижения нового состояния школы в соответствии с видением.
4.4. Выявите следствия, порождаемые данной проблемой. В верхней части листа расположите на клейких листочках выявленные следствия проблемы.
4.5. Ранжируйте набор следствий проблемы по степени значимости для достижения нового состояния школы в соответствии с видением.
4.6. Установите причинно-следственные связи в полученном наборе причин и следствий, соединив их стрелочками.
а) На карте проблем должно остаться не более 6-10 причин и 4-6 следствий.
б) По данному алгоритму проработайте все выявленные проблемы.
(Карта проблемы. Приложение)
Шаг 5. Построение карты цели (приблизительно 30 минут, до 11.50)
Карта цели строится из карты проблемы путём применения операции “инверсия” (превращение чего-либо в свою противоположность). При этом инвертированная проблема становится целью или задачей, инвертированное следствие становится результатом, причины необходимо трансформировать в действия.
5.1. В центре листа бумаги запишите название конечной цели, которая получена путём инверсии рассматриваемой проблемы (например, проблема: отсутствие самостоятельной деятельности ученика в учебном процессе, инвертированная проблема = цели: учащийся активен в учебном процессе).
5.2. Инвертируйте следствия в результаты и расположите их на клейких листочках в верхней части карты цели.
5.3. Ранжируйте набор результатов по степени значимости для достижения будущего состояния школы в соответствии с видением.
5.4. Для каждой из причин сформулируйте действие или систему действий, которые бы устраняли эту причину. Запишите действия на клейких листочках и расположите их в нижней части карты цели.
5.5. Ранжируйте набор действий по степени значимости для достижения нового состояния школы в соответствии с видением.
5.6. Установите причинно-следственные связи в полученном наборе действий и результатов, соединив их стрелочками.
Шаг 6. Оформление наработанного в группе (приблизительно 10 минут, до 12.00)
6.1. Обсуждение результатов работы группы.
6.2. Оформление результатов работы группы (плакат, схема, слайд и т.д.) и подготовка к представлению на общем сборе.
6.3. Заполнение карты самооценки. Каждый член группы оценивает своё участие в работе по трёхбалльной системе в предложенной таблице.
Примечание.
а) Группа должна представить своё видение (образ нового состояния школы), действия, получение позитивных результатов, совокупность которых даёт достижение цели.
б) На представление результатов на общем сборе отводится 4 минуты.
в) Во время выступления других групп члены вашей группы будут оппонентами: “чёрными” (отметить недостатки в выступлении коллег), “белыми” (отметить положительное в выступлении). Время на оппонирование – 1,5 минуты.
Успехов в работе!
День 2-й. Цель работы: определить цель и задачи программы развития.
- План дня.
- Установочное сообщение. 8.15-8.20
- Работа в группах по 5-6 человек. 8.20-10.50 (Инструкция 2)
- Кофе-пауза 10.50-11.00
- Работа в группах. 11.00-12.50
- Коллективное обсуждение цели и задач школьной программы развития . 12.50-13.10
- Подведение итогов работы. 13.10-13.15
Инструкция 2.
Шаг 1. Выборы организатора группы (приблизительно 1-2 минуты)
Выберите в группе организатора.
Шаг 2. Актуализация материала, полученного в результате 1-го дня “погружения”
Ознакомьтесь с материалами, полученными в первый день “погружения” (приблизительно 10 минут). (Приложение 1)
Шаг 3. Чтение выдержек из нормативного документа (приблизительно 5 минут)
(Приложение 2).
Шаг 4. Ознакомление с определениями цели и формирование общего представления цели (приблизительно 15 минут, до 9.00)
4.1. Ознакомьтесь с данным определением цели.
Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Технология целеполагания: “при определении целей важно установить, какой именно результат предполагают получить при её достижении; какими средствами получить этот результат. Вот почему в структуре цели при её разработке необходимо чётко выделить предмет и результат преобразования. (Например, цель: “Повысить эффективность научно-методического обеспечения каждого урока”. Предмет преобразования – урок, средство преобразования – научно-методическое обеспечение урока, результат – рост эффективности урока)”. [2]
4.2. Обсудите своё понимание цели в группе.
Шаг 5. Формулирование цели школьной программы развития (приблизительно 60 минут, до 10.00)
Сформулируйте цель школьной программы развития. Запишите на отдельный лист.
Шаг 6. Обсуждение и корректировка цели (приблизительно 50 минут, до 10.50)
6.1. Обсудите оформленную цель не менее 3 раз с соседними группами и каждый раз с новой группой. Прочитав коллегам свою цель, предложите им высказаться, как они её поняли. Минимум пояснений и комментариев с вашей стороны!
6.2. По мере необходимости внесите необходимые изменения в формулировку цели.
Кофе-пауза (приблизительно 10 минут, до 11.00)
Шаг 7. Формулирование задач, вытекающих из цели (приблизительно 40 минут, до 11.40)
Надо уметь декомпозировать цель, то есть расчленять на более частные цели (задачи) подсистем и элементов. Задачи, в отличие от целей, содержат не только предмет преобразования, средства и результат, но и способы его достижения. Например, в формулировке задачи: “Активизировать использование в педагогической практике учителей школы методики развивающего обучения путём изучения и показа опыта педагогов-экспериментаторов” их последовательность будет выглядеть следующим образом: результат – средство – предмет – способы”. [3]
7.1. Конкретизируйте цель на языке задач.
7.2. Обсудите оформленные задачи не менее 3 раз с соседними группами и каждый раз с новой группой.
7.3. Внесите необходимые изменения в формулировку цели.
Шаг 8. Формулирование цели на языке результатов (приблизительно 40 минут, до 12.20)
Переложите цель и задачи на язык результатов, начав предложение с фразы: В результате…
По мере необходимости внесите изменения в формулировку цели.
Шаг 9. Оформление наработанного в группе (приблизительно 10 минут, до 12.30)
Наберите текст цели, задач, цели и задач на языке результатов в компьютерном классе и распечатайте в … экземплярах. Раздайте по одному экземпляру в каждую группу.
Шаг 10. Обсуждение цели, задач, цели и задач на языке результатов, предложенных другими группами; выбор оптимальной цели (приблизительно 20 минут, до 12.50)
10.1. Обсудите цели, предложенные другими группами.
10.2. Выберите оптимальный, с вашей точки зрения, вариант цели.
10.3. Подготовьте краткое выступление в защиту выбранного варианта.
10.4. Заполните карту самооценки.
Успехов в работе!
День 3-й. Цель работы: проанализировать деятельность школы относительно поставленной цели.
План дня.
- Установочное сообщение. 8.15-8.20
- Работа в группах по 3 человека. 8.20-11.40. (Инструкция 3)
- Кофе-пауза 11.40-11.50
- Работа в группах по 9 человек. 11.50-12.30
- Коллективное обсуждение анализа деятельности школы относительно поставленной цели школьной программы развития. Заполнение экспертного листа. 12.30-12.50.
- Подведение итогов работы. 12.50-13.00
Инструкция 3.
Шаг 1. Выборы организатора группы (приблизительно 1-2 минуты)
Выберите в группе организатора.
Шаг 2. Актуализация материала, полученного в результате 2-го дня “погружения”
Ознакомьтесь с материалами, полученными во второй день “погружения” (приблизительно 5 минут). (Приложение 3).
Шаг 3. Ознакомление с определениями анализа и формирование общего представления об анализе деятельности (приблизительно 15 минут)
3.1. Ознакомьтесь с данными определениями анализа.
“Под педагогическим анализом понимается функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу её в более высокое качественное состояние”. [4]
Чтобы было не простое описание, а анализ, можно следовать формуле: “результат (чего достигли?) причины (почему это оказалось возможным?) факторы (что этому способствовало или препятствовало?)”. [5]
3.2. Обсудите своё понимание анализа в группе.
Шаг 4. Написание анализа (приблизительно 180 минут, до 11.40)
Напишите анализ деятельности школы, удерживая цель и задачи развития школы. Анализируем:
- результаты учебно-воспитательного процесса (качество обученности, состояние здоровья, воспитанность, развитие личности…). Результат, причины, факторы.
- условия учебно-воспитательного процесса (качество кадров, методической работы, управления, материально-технической базы …). Результат, причины, факторы.
- учебно-воспитательный процесс (качество преподавания, содержание образования…). Результат, причины, факторы.
Появилось ли желание откорректировать цель и задачи программы развития?
Если да, сделайте это!
Кофе-пауза (приблизительно 15 минут)
Шаг 5. Объединение трёх групп, выборы организатора группы (приблизительно 1-2 минуты)
Объединитесь с двумя симпатичными вам группами, чтобы в составе укрупнённой группы было три группы по три человека. Вас должно стать 9 человек. Выберите организатора.
Шаг 6. Знакомство с текстами анализа групп, подготовка выступления (приблизительно 40 минут, до 12.30)
Ознакомьтесь с текстами анализа трёх групп, произведите “сборку”, подготовьте выступление от объединённой группы (не более 3-х минут).
Успехов в работе!
День 4-й. Цель работы: написать содержание деятельности и мониторинг программы развития относительно поставленной цели.
План дня.
- Установочное сообщение. 8.15-8.20
- Работа в группах по 3 человека. 8.20-11.00. По 9 человек. 11.00-11.40. (Инструкция 4)
- Психологический тренинг. Кофе-пауза. 11.40-12.20
- Работа в группах. 12.20-12.22
- Коллективное обсуждение содержания и мониторинга деятельности школы относительно поставленной цели школьной программы развития. 12.25-12.50
- Подведение итогов работы. 12.50-13.00
Инструкция 4.
Шаг 1. Выборы организатора группы (приблизительно 1-2 минуты)
Выберите в группе организатора.
Шаг 2. Актуализация материала, полученного в результате 2 и 3-го дней “погружения”
Ознакомьтесь с материалами, полученными во второй и третий дни “погружения” (приблизительно 5 минут).
Шаг 3. Ознакомление с определением мониторинга и формирование общего представления (приблизительно 10 минут)
Мониторинг - (от лат. monitor - предостерегающий) в широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию.
Главный смысл мониторинга – создать гарантии выполнения программы развития и повысить эффективность управления.
Шаг 4. Ознакомление с примерами содержания деятельности и мониторинга программы развития (приблизительно 10 минут)
Задача. Целенаправленно развивать общеучебные умения и навыки учащихся для повышения качества обучения.
Содержание деятельности
- Проведение серии семинаров для учителей начальной школы и среднего звена по освоению и принятию технологии В.Зайцева “Диагностико-технологическое управление учебным процессом”.
- Проведение совещания с учителями школы по программе развития общеучебных мыслительных умений В.Паламарчук.
- Работа школьных предметных методических объединений учителей по составлению рекомендаций: на каком предметном материале в течение года возможно развитие общеучебных мыслительных умений (анализ, синтез, выводы, обобщение…).
- Работа межпредметных объединений учителей по согласованию развития общеучебных мыслительных умений (по содержанию, по срокам).
- Проведение организационно-деятельностной игры по разработке памятки (развитие ОУУН на уроке), схемы анализа урока (с точки зрения развития ОУУН).
- Проведение ОДИ по составлению программы развития ОУУН применительно к своей школе.
- Разработка диагностического материала для самоконтроля учителей и административного контроля развития ОУУН.
- Реализация программы развития ОУУН каждым учителем в своём предмете.
- Проведение педсовета (педсоветов) по анализу ситуации, обсуждению результатов, положительного и отрицательного опыта.
Мониторинг деятельности
Содержание мониторинга | Показатели | Критерии |
1. Еженедельные замеры в 1-й четверти
учителями начальной школы и учителями русского
языка и математики в 5-6 классах скорости чтения,
письма, вычислений; во 2-й четверти – раз в
четверть. Административные замеры раз в полугодие в 1-6 классах. Наблюдение динамики. |
Скорость чтения, письма, вычислений | Соотнесение с нормой: скорость чтения – 120 слов в минуту в 5 классе, скорость письма – 60 знаков в минуту в 5 классе, скорость вычислений – 30 знаков в минуту в 5 классе |
2. Проведение замеров мыслительных умений учащихся (анализ, синтез, выводы…) в конце года | Выполнение определённых заданий | Выполнили, не выполнили; положительная или отрицательная динамика |
3. Посещение уроков | Развитие ОУУН на уроке | Наличие, отсутствие; целесообразность |
4. Анализ успеваемости учащихся 1 раз в четверть (3-9 классы) или в полугодие (10-11 классы) | Успеваемость (“5”, “4”, “3”, “2”) | Положительная или отрицательная динамика по каждому ученику, классу, предмету, по школе |
Обсудите, есть ли в данном примере логика, нет ли разрывов (задача —> содержание деятельности —> показатели и критерии).
Шаг 5. Написание содержания деятельности, мониторинга (приблизительно 120 минут, до 11.00)
Напишите содержание и мониторинг деятельности школы, удерживая цель и задачи развития школы. Содержание и мониторинг должны быть написаны на каждую из трёх задач.
Шаг 6. Объединение в группы с целью получения общего текста, выборы организатора группы (приблизительно 1-2 минуты)
Объединитесь с двумя симпатичными вам группами, чтобы в составе укрупнённой группы было три группы по три человека. Вас должно стать 9 человек. Выберите организатора.
Шаг 7. Знакомство с текстами групп, подготовка общего текста (приблизительно 40 минут, до 11.40)
Обсудите получившийся общий текст. Обсудите, есть ли в общем тексте логика, нет ли разрывов (задача - содержание деятельности - показатели и критерии)?
Появилось ли желание откорректировать цель и задачи программы развития? Если да, сделайте это!
Шаг 8. Печатание получившегося текста содержания деятельности и мониторинга (приблизительно 40 минут, до 12.20)
Отправьте 2-х представителей группы, умеющих быстро набирать текст, в компьютерный класс. Один наберёт содержание деятельности для демонстрации через проектор на экран, другой наберёт и распечатает текст мониторинга в … экземплярах и раздаст в группы.
В это время для остальных - Психологический тренинг и кофе-пауза.
Шаг 9. Определение членов группы для выступления и отношения к выступлениям других (приблизительно 2 минуты)
9.1. Выберите члена группы, который тезисно изложит предлагаемое вами содержание деятельности для достижения поставленной цели программы развития. Во время выступления содержание должно проецироваться на экран.
9.2. Договоритесь, кто будет высказывать отношение к выступлениям коллег ( а) сильные стороны содержания деятельности и мониторинга, б) слабые стороны содержания деятельности и мониторинга.
9.3. Заполнение карты самооценки.
Успехов в работе !