Цели:
1. Образовательные:
- Углубить понятие о почве и ее составе.
- Сформировать понятие о почвообразующих факторах.
2. Воспитательные:
- Формировать нравственное отношение к земле родного края
3. Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельной работы.
- Развивать логическое мышление, умение анализировать сопоставлять.
Оборудование:
- почвенная карта России,
- учебник,
- атлас,
- магнитная доска,
- стаканы химические,
- фарфоровая чашка,
- спиртовка,
- покровное стекло,
- штатив,
- стеклянная палочка,
- образцы почв.
Ход урока
№ | Содержание | Вид деятельности |
1 | Организационный момент |
Обеспечение мотивации обучения |
1.1 | Постановка цели урока | Актуализация опорных знании. |
1.2 | Акцентировать внимание учащихся на работе в тетради с выполнением опорного конспекта. | Вопросы к учащимся. |
2. Изучение нового материала |
||
2.1. | На прошлых уроках вы изучили
особенности природных компонентов Вопросы к классу: 1. Вспомните, о каких компонентах шла речь на прошлых роках? 2. Имеют ли они общий признак? Какой? 3. Что такое почва? 4. Как вы понимаете понятие плодородие? 5. К каким компонентам природы биотическим или абиотическим относится почва? Этот вопрос я предлагаю разрешить в процессе урока. |
Эвристическая беседа |
2.2. | А для начала небольшой экскурс в историю. В 1763 г. вышел знаменитый трактат М.В. Ломоносова “О слоях земных”, где он поставил вопрос: Что есть почва? | Рассказ из истории почвоведения (отрывок) |
2.3. | Чтобы ответить на этот вопрос
предлагаю вам выяснить ее состав. Проведем ряд
опытов. 1. Опыт на наличие почвенного воздуха (отличие от атмосферного воздуха) 2. Опыт на наличие почвенного раствора (состав) 3. Опыт на наличие Гумуса. 4. Опыт на наличие минеральных веществ. По ходу выполнения опытов заполняется диаграмма |
|
2.4. | Вывод: В состав почвы входят почвенный воздух, почвенный раствор, гумус и живые организмы. | Делают учащиеся. |
2.5. | В.В. Докучаев и значение его
трудов. Исходя из состава почвы можно предположить какие факторы природы принимают участие в процессе почвообразования. |
Рассказ учителя. |
2.6. | Рельеф и горные породы. Частицы
глины, песка, щебня, ила входят в состав почвы и
занимают 80 — 90 % объема почвы. Соотношение частиц песка и глины – есть механический состав почвы. Вопрос: Какое влияние оказывает механический состав почвы на ее качество? (Влияет на содержание в ней почвенных раствора и воздуха, питательных веществ) |
|
2.7. | Следующая составная часть почвы
– гумус, вопрос: 1. Какой компонент природы является основным поставщиком гумуса? 2. Растения – основные поставщики органического вещества в почву. 3. Животные и микроорганизмы преобразуют органическое вещество в гумус. |
Эвристическая беседа |
2.8. | Я прошу вас открыть почвенную карту в атласе, проанализируем ее. Что вы можете сказать о разнообразии почв? Чем это объясняется? Какой можно сделать вывод? | Анализ почвенной карты в атласе. |
2.9. | Климатические условия влияют на разнообразие растительного и животного мира. Следовательно, и на наличие гумуса. |
|
2.10. | Избыток воды в почве влияет на внос питательных веществ из нее, а недостаток приводит к пересыханию и накапливанию солей. Таким образом, следующий почвообразующий фактор – грунтовые воды. |
|
2.11. | Вы обращали внимание на величину плодородного слоя земли там, где виден почвенный профиль (берега оврага, карьера). Какова она? (2-5 см) |
|
2.12. | Оказывается почва как живой
организм имеет свой возраст. Так почвенный
покров нашего края имеет возраст 12-10 тыс. лет. При
столь малом количестве гумуса. Вопрос: Какой фактор важен в почвообразовании? (время) В.В. Докучаев доказал, что за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 -2 см. |
|
2.13. | В настоящее время, время НТП,
роста городов, дорог, беспощадного отношения к
природе какой фактор почвообразования
становится очень актуальным? Как влияет
хозяйственная деятельность человека на почву?
Перед вами на доске и в тетради возникла схема
процесса почвообразования, сделайте вывод. Какие компоненты являются почвообразующими факторами? |
Эвристическая беседа |
3. Закрепление | ||
3.1. | Географический диктант. | Работа в тетради, самопроверка |
3.2. | Вернемся к вопросу поставленному
в начале урока. Почва биотический или абиотический компонент природы? “Почва – естественно-историческое природное тело”. Детям выдаются карточки “настроения”. Ребята с помощью карточек покажите с каким настроением вы заканчиваете урок |
Рефлексия Дети поднимают вверх карточки с изображением |
4. | Домашнее задание. |