Урок литературного чтения в 3-м классе "В.Драгунский и его произведение «Надо иметь чувство юмора»"

Разделы: Начальная школа


Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Мобилизующий этап. Актуализация.

Прослушайте музыкальное произведение. Определите, как оно называется (звучит попурри из детских песен).

Что вы слушали?

(Мы слушали попурри)

Дайте определение попурри.

( Попурри – это музыкальная пьеса, составленная из отрывков различных общеизвестных мелодий)

Сегодня я составила по этому принципу литературное попурри из строчек известных вам произведений одного автора, с чьим произведением будем работать на уроке.

Ваша задача – определить автора, сосчитать количество использованных мной произведений и вспомнить их названия. Будьте внимательны!

“Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился”.

Мы устроим карнавал. Каждому надо нарядиться в кого угодно, а за лучший костюм выдадут премию”.

“Одна девочка была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки”.

“А мне мама закричала:

– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь кашу!”

Назовите автора, количество использованных в попурри произведений и их названия в том порядке, в котором прозвучали строчки из них.

(В.Драгунский, 4 рассказа, “…бы”, “Кот в сапогах”, “Девочка на шаре”, “Тайное становится явным”)

Кто главный герой рассказов В.Драгунского?

Какие рассказы этого автора мы читали в этом году, но строчки из них не были использованы в попурри?

(“Дымка и Антон”, “Независимый Горбушка”)

3.Формулирование темы и цели урока.

Учитывая всё сказанное, сформулируйте первую часть темы.

(Виктор Юзефович Драгунский)

Название произведения, с которым познакомимся на уроке, зашифровано.

“15,1,5,16 10,14,6,20,30 25,21,3,19,20,3,16 32,14,16,18,1”

Ключ к шифру в буквах имени автора.

Виктор Юзефович Драгунский
3,10,12,20,16,18 32, 9.6,22,16,3, 10,25 5,18,1,4,21,15,19,12,10,11

Назовите произведение.

Сформулируйте тему урока полностью.

(В.Ю.Драгунский “Надо иметь чувство юмора”)

Учитывая тему урока и опорные слова, поставьте цель на урок:

  • Повторить … … ….; (повторить знания об авторе)
  • Учиться п.., в.. … “…” и ??? его (учиться правильно и выразительно читать рассказ и анализировать его).

4. Биография автора.

Переходим к реализации первой части цели.

Вы уже знакомы с биографией автора. Ознакомьтесь с содержанием карточек. Сформулируйте задание.

(К каждому пункту плана подобрать опорные слова, рассказать о В.Д.)

Работаем в парах.

Карточка. План-тест.

1.Детские и юношеские годы. Москва, отец

Нью-Йорк, отчим

Комедийный актёр

2.Первая книга писателя. “Он живой и светится”

“Весёлые истории”

16 рассказов

3.“Денискины рассказы”. Взаимопонимание взрослых и детей

В форме воспоминаний пожилого человека

Повествование от лица мальчика

4.

 

 

 

 

Расскажите о жизни и о творчестве В. Драгунского в 5 предложениях, используя выбранные опорные слова.

Четвёртый пункт заполните на основе моего рассказа по аналогии с предыдущими пунктами. Что должны сделать?

(Озаглавить пункт плана и записать опорные слова).

Слушайте внимательно.

В. Драгунский написал две автобиографические повести для взрослых: “Он упал на траву” – о ВОВ, “Сегодня и ежедневно” – о цирковом артисте. Повествование идёт от лица клоуна Николая Ветрова. Нравственная позиция писателя выражена в словах клоуна: “Пусть сегодня и ежедневно вертится эта удивительная карусель радости труда и счастья жизни. … Но тревога всё ещё живёт в нашем сердце, и мы кричим всему миру очень важные слова: Защищайте детей! Сегодня и ежедневно!”

Проверка.

5.Словарная работа.

Прежде, чем приступим к чтению текста, познакомимся с некоторыми словами из текста.

Соберите слова из слогов с помощью схем.

Ле … ц мур на ци и га де я

.. ле .. .. .

.е л. ..

В первое слово добавьте звукоподражание, которое выражает хорошее настроение кошки. Лемур. Кто знает значение этого слова? Полуобезьяна с длинным хвостом и удлинёнными задними лапами. Живёт в тропических лесах. Их количество уменьшается, занесены в Красную Книгу.

Первый слог второго слова имеет ту же гласную, что и второй слог.

Делегация. Что это? Группа представителей от какого-либо коллектива, государства. Например, на юбилей школы от нашего класса ходила делегация отличников и ударников.

Какое третье слово собрали?

Целина. Что это? Не паханная, не обработанная земля.

Зная автора, название произведения, главного героя, несколько слов из произведения, предположите, о чём пойдёт речь в произведении.

6.Чтение произведения.

Чтение рассказа “Надо иметь чувство юмора” учителя и детей.

7. Физкультминутка.

Встаньте. Вспомните членов семьи из папиной задачи и их действия.

Мама – одевается.

Папа – чистит зубы.

Дедушка – читает газету.

Бабушка – ходит в магазин.

Мальчик – потягивается.

(Параллельно на доску вывешиваются портреты мамы, папы, дедушки, бабушки, мальчика.)

Сейчас я буду показывать портреты членов семьи, а вы будете выполнять их действия.

8. Анализ произведения.

Совпали ли наши предположения о содержании рассказа. В чём?

К какому жанру отнесём это произведение и почему? Определите вид рассказа.

Найдите отрывок, в котором Дениска и Мишка смеются над домашним заданием. Зачитайте его.

Кто смеётся в этом отрывке и почему? ( Им обоим весело, их смех добрый, он никого не обижает)

Прочитайте отрывок, в котором Денис задаёт свою задачу Мише.

Кто здесь смеётся и не смеётся и почему? Денис смеётся, т.к. ему нравится его смешная задачка и то, что Миша с ней не справился, есть возможность покрасоваться перед папой. Миша не смеётся, т.к. ему неловко от своей недогадливости. Папа не смеётся, т.к. ему не нравится поступок Дениса: он задаёт не свою задачу и ставит друга в неуютное положение.

Прочитайте задачу папы. Кому же в этой ситуации было не до смеха и почему?

Посмотрите на название произведения. Как вы думаете, соответствует ли название произведения его содержанию полностью?

Достаточно ли только иметь чувство юмора? Что нужно ещё уметь?

Папа научил Дениску своей задачей, недостаточно обладать чувством юмора, но надо уметь шутить по-доброму, не обижая своего собеседника. И только тогда чувство юмора принесёт радость от общения всем! Шутка удачна, когда весело и тому, кто шутит, и тому, кому она адресована.

9.Творческая работа.

Умеете ли вы шутить весело и бережно, не задевая чувство самолюбия друзей?

Задание по группам.

Составьте задачу о каких-либо отрицательных поступках или качествах людей, стараясь подойти к этой проблеме с юмором.

Инструкция.

  1. Подумайте, о каких качествах человека составите задачу (жадность, грубость, лживость, драчливость, …)
  2. О ком будет задача: о детях, о героях мультфильмов, сказок, о родственниках, о …
  3. Составьте условие задачи.
  4. Поставьте вопрос.
  5. Прочитайте и проверьте всю задачу.
  6. Выберите отвечающего от группы.

Проверка.

10.Итог.

Чему вас научил рассказ В.Драгунского “Надо иметь чувство юмора”?

11. Рефлексия.

У вас на столах рисунки улыбок. Если вам на уроке было интересно, подарите нам свою улыбку, прикрепив её уголками вверх. Если вам было не интересно, то прикрепите улыбку уголками вниз на доску сбоку. Всем спасибо!