Интегрированный урок в 4-м классе по программе "Разговор о правильном питании" и математике с использованием ИКТ по теме "Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. Дроби"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах и минеральных веществ. Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

  2. Совершенствовать умения сравнивать дроби с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями, решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

  3. Развивать мышление, математическую речь, кругозор, пополнять и активизировать словарный запас.

  4. Воспитывать у детей культуру здоровья.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютерная презентация на тему “Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть” (Приложение 1), карточки с индивидуальными заданиями.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

У. Прозвенел уже звонок.
Нам пора начать урок.

А поможет нам в этом наша старая знакомая – врач Роза Кузьминична.

Послушайте стихотворение.

Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,
Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.
Съел потом я сыр с колбаской,
Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья, не знаю,
Отчего болит живот.

У. Что же случилось с мальчиком? Почему у него болит живот?

Д. Мальчик слишком много съел.

У. Очевидно мальчик не знал, что такое рациональное питание и какие продукты надо есть, чтобы быть здоровым. Давайте и мы с вами поговорим о полезной для здоровья пище. Тема урока – прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.

II.Основная часть урока.

1.Беседа о значении питания для человека.

У. В последнее время о питании говорят и пишут очень много. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: “Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть”.

Согласны ли вы с этим изречением?

Д. (Рассуждения детей).

У. Голод – одно из первых чувств, которыми наделяет природа человека сразу после рождения. Инстинктивно новорожденный ребёнок тянется к еде, понимая, что она – единственный источник жизни. Только пища снабжает ребёнка веществами, позволяющими ему расти и развиваться.

Так для чего же мы едим?

Д. Мы едим для того, чтобы в организм поступали питательные вещества.

2.Устный счёт.

У. Выполните задания для устного счёта и узнайте, какие питательные вещества являются строительным материалом для роста и развития человека.

14

320

28

333

25

         

(Белки)

8

25

1

24

 

 

 

 

(Жиры)

245

40

28

320

15

4

10

24

 

 

 

 

 

 

 

 

(Углеводы)

  1. от 49. (14)
  2. от 35. (28)
  3. От какого числа число 80 составляет часть. (320)
  4. Найди часть от самого большого трёхзначного числа. (333)
  5. В магазин привезли 800 кг огурцов. Покупатель взял для соления 1% всех огурцов. Сколько килограммов огурцов взял покупатель? (8 кг)
  6. Из помидоров массой кг и огурцов массой кг сделали салат. Какова масса салата? (1 кг)
  7. Найдите четвёртую часть от 100. (25)
  8. Длина прямоугольника 6 см, а ширина составляет его длины. Найдите площадь. (24 см)
  9. Найдите массу яблок, если 1% массы составляет 400г. (40 кг)
  10. Найдите массу тыквы, если её массы составляет 5 кг. (15 кг)
  11. Найдите число, если его седьмая часть равна 35. (245)
  12. Найдите 1% от килограмма. (10 г)
  13. Масса кабачка 8кг. Сколько килограммов в половине кабачка? (4 кг)

    Б

    О

    К

    В

    Е

    Ж

    У

    Л

    Д

    Р

    Ы

    И

    Г

    14

    4

    333

    15

    320

    8

    245

    28

    10

    1

    24

    25

    40

Индивидуальные задания.

Карточка 1.

Расшифруй название одного из основных компонентов нашего питания, расположив дроби в порядке убывания.

И

А

Ц

К

Й

Ь

Л

8:27

8:11

8:15

8:9

8:36

8:13

8:12

(Кальций)

Карточка 2.

Расшифруй название одного из основных компонентов нашего питания, расположив дроби

в порядке возрастания.

А

Т

И

М

Н

Ы

И

В

(Витамины)

Карточка 3.

Железо - Реши уравнение и отгадай слово.

Йод - ( - Х) + =

Калий - (Ответ: Х= , калий)

Карточка 4.

Восстанови цепочку вычислений и отгадай слово.

Железо -

Йод -

Калий -

Ответ: , железо.

Карточка 5.

Железо - Реши выражение и отгадай слово.

Йод - + ( - )

Калий - (Ответ: , йод)

3. Проверка устного счёта.

У. Какие же питательные вещества должны входить в состав нашей пищи?

Д. Белки.

У. Белки – составляют 1/5 часть человеческого тела и являются незаменимой частью пищи. Они необходимы для роста, развития, обмена веществ в организме. Потребность растущего организма в белке значительно выше, поэтому дети должны потреблять большее количество белков, чем взрослые. Малокровие, задержка роста, слабая сопротивляемость к болезням, особенно инфекционным, - результат белковой недостаточности. Чрезмерное же употребление белковой пищи может привести к перегрузке печени и почек. По своему происхождению белки делятся на две группы – животные и растительные. При каждом приёме пищи нужно сочетать растительные белки (хлеб, каши, горох, соя) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйцо).

Назовите ещё один компонент нашего питания.

Д. Жиры.

У. Жиры – это наиболее богатые энергией питательные вещества. С их помощью в организм поступают необходимые для жизнедеятельности вещества. Жиры обеспечивают всасывание из кишечника минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Они улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Избыточное потребление жиров способствует развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, ожирению.

И, наконец, ещё одно питательное вещество, необходимое для человека – это….

Д. Углеводы.

У. Углеводы являются самым “лёгким” источником энергии, быстро усваиваются в организме. Избыточное потребление углеводов приводит к нарушению обмена веществ и ожирению. Они в большом количестве содержатся в сахаре, хлебобулочных и макаронных изделиях, в бобовых и картофеле.

4. Проверка индивидуальных заданий.

У. Составной частью пищи, кроме названных основных элементов, являются минеральные вещества. Какие же? Об этом нам скажут дети, выполнившие индивидуальные задания.

Таня. Кальций.

У. Кальций формирует костную ткань. Около 98% кальция содержится в костях и зубах ребёнка. Лучшими источниками кальция являются молочные продукты, зелёный лук, петрушка, фасоль, капуста.

Света. Железо.

У. Железо необходимо для кроветворения и тканевого дыхания. Этот элемент переносит кислород в организме и необходим для образования гемоглобина. Оно способствует росту, укрепляет иммунитет, повышает работоспособность. Особенно богаты железом печень, мясо, рыба, икра.

Саша. Йод.

У. Йод важен для нормального обмена веществ. А так как мы далеко удалены от моря, с водой, овощами и другой пищей не получаем даже ничтожного количества этого микроэлемента. Поэтому некоторые продукты “йодизируют”. Много йода в морских водорослях и морепродуктах.

Максим. Калий.

У. Калий способствует выведению из организма воды и натрия. Он необходим для нормальной деятельности мышц, в том числе и сердечной. Если пища разнообразна, то в ней содержится достаточное количество калия.

Сергей. Витамины.

У. Потребность нашего организма в витаминах не так велика – всего несколько миллиграммов в день. Но если эту маленькую дозу организм недополучает, человек начинает часто болеть и быстро уставать. Говорят, что у него авитаминоз. Особенно велика потребность в витаминах у растущего организма. Чем больше нагрузка на организм, например во время экзаменов или занятий спортом, тем больше нужно ему сил, а значит и витаминов.

Послушайте стихотворение.

“Витамины, витамины

Детям всем необходимы”,-

Говорят везде у нас.

Где же взять нам их сейчас?

Ведь зима идёт, не лето,

Дайте нам совет и в этом!

У. Как зимой можно справиться с проблемой нехватки витаминов?

Д. Есть свежие овощи и фрукты, готовить из них салаты, пить натуральные соки, принимать витаминно-минеральные комплексы, продаваемые в аптеках.

У. Верно. Приём по одной капсуле или таблетки в день обеспечат ваш организм всем необходимым количеством витаминов. Но будьте осторожны. Не превышайте норму, указанную на упаковке.

Зимой и весной очень полезно пить натуральные соки, потому что в них хорошо сохраняются минеральные соли и особенно много витаминов. Абрикосовый сок содержит калий, необходимый для страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, железо, полезное для больных малокровием. То же самое можно сказать и про сливовый сок. Многие предпочитают томатный сок. Он прекрасно утоляет жажду и очень полезен. Выпив стакан этого сока, можно удовлетворить суточную потребность в витамине С. В виноградном соке много калия, в яблочном – железа, в соке из крыжовника и малины – меди, в рябиновом и морковном – каротина. Чем больше в соках мякоти плода, тем в нём больше витаминов и других полезных веществ.

5. Игра “Составь меню”.

У. Из предложенного набора блюд составьте примерное меню на день.

а) Самостоятельная работа учащихся в парах.

б) Проверка.

У. Вы справились с заданием, составили различные варианты. Посмотрите ещё раз какое может быть примерное меню.

Завтрак.

Омлет.

Чай.

Обед.

Овощной салат.

Борщ.

Макароны.

Гуляш.

Сок.

Булка.

Полдник.

Яблоко.

Ягодный морс.

Ужин.

Картофель.

Жареная рыба.

Слойка с повидлом.

Кефир.

6 Решение задачи (один ученик решает с объяснением у доски).

В нашей школе был проведён опрос среди 300 учащихся. Им задали вопрос “Всегда ли вы завтракаете?” 12% учащихся заявили, что никогда не завтракают, всех опрошенных ответили, что завтракают иногда. Сколько человек завтракают регулярно?

Решение.

  1. 300:100х12=36 (уч.) – не завтракают.
  2. 300:15х7=140 (уч.) – иногда.
  3. 140+36=176 (уч.) – не завтр. и иногда.
  4. 300-176=124 (уч.)

Ответ: 124 ученика завтракают регулярно.

У. Ребята, а вы всегда завтракаете?

6. Знакомство с правилами правильного питания.

У.Чтобы быть здоровыми важно правильно принимать пищу. Запомните и всегда выполняйте заповеди правильного питания.

1. Ешь 3 – 4 раза в день.

2. Не ешь больше, чем нужно.

3. Выпивай каждый день 6 – 8 стаканов жидкости.

4. Тщательно пережёвывай пищу.

5. Во время еды не отвлекайся ни на что другое.

6. Пища должна быть разнообразной и включать больше овощей и фруктов.

7. Не забывай утром завтракать.

III. Итог урока.

У. Какие питательные вещества являются строительным материалом для нашего организма?

Какую полезную информацию вы получили от Розы Кузьминичны?

Я предлагаю вам начать вести “Дневник здорового питания” и записывать в нём меню каждого дня.

А наши вожатые предлагают выпустить стенгазету “Что мы едим?”.Начинайте подбирать материал.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Слайд 1.

Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.

Слайд 2.

Слайд 3.

Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть.

 

 

 

Слайд 4.

Для чего мы едим?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5.

Питательные вещества, необходимые нашему организму.

Слайд 6-7.

Белки.

 

 

  

 

Слайд 8-9.

Жиры.

 

 

 

 

 Слайд 10-11.

Углеводы.

 

 Слайд 12-13.

Минеральные вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Слайд 14-16.

Витамины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17.

Соки.

 

 

 

 

 Слайд 18.

Составь меню.

 

Слайд 19.

Примерное меню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19.

Заповеди правильного питания.