Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
- Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
- Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
- Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
3. Особенности программы.
Курс рассчитан на 3 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
4. Содержание программы Тематический план на третий год обучения
№ п/п | Тема | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения | Отслеживание результатов |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Правила безопасного поведения на занятиях. Беседа. Игра. | Устные ответы. Игра. |
2 | Что возьму с собой в поход? Правила безопасного поведения в походе. | Правила безопасного поведения в походе. Беседа. Игра. |
Устные ответы. Игра. |
3-4 | Однодневный туристический поход. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. | Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе. | Устные ответы. Игра. Составление схемы маршрута (высокий уровень), кто затрудняется – рисунок. |
5-6 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет. | Устные ответы. Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет. |
7-8 | Бабушки и дедушки. Родословная. | Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. | Устные ответы. Схема родословной своей семьи. |
9 | Имя твоё. | Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. | Устные ответы. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио. |
10-11 | Моя школа – мой дом. | Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. | Устные ответы. Тест. |
12-13 | Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | Беседа. Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана. | Устные ответы. Творческий отчет. |
14 | Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. | Устные ответы. |
15-16 | Мой город. Из истории образования города. Воткинская ГЭС. | Экскурсия на ГЭС. Беседа. Наблюдения. | Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия по родному городу. |
17-18 | Промышленные предприятия города. | Заочная экскурсия по городу. Фронтальная беседа. | |
19 | Мой край на карте страны. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | Устные ответы. |
20-22 | Народы Прикамья. | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. | Устные ответы. Творческий отчет. |
23-24 | С днем рождения Пермский край! Мой вклад в дело процветания края. | Игра-викторина. Работа, в группах, в парах. | Устные ответы. Игра-викторина. Творческий отчет. |
25-28 | Однодневный поход «Зимние забавы». | Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. | Устные ответы. Игра. |
29-31 | Удивительная природа. Растительный мир Прикамья. | Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме. | Устные ответы. Игра. Рисунок. Тест. |
32-33 | Животный мир Прикамья. | ||
34-37 | Творчество писателей Прикамья. | ||
38-40 | Экскурсия на СЮН. | Экскурсия. Беседа. Наблюдения. | Устные ответы. |
41-43 | Красная книга Прикамья. | Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в городскую библиотеку. Обзор литературы по данной теме. Беседа. Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Сообщения. | Устные ответы. Творческий отчет. Тест. |
44-45 | Экскурсия в Зеленое хозяйство города. Выгонка декоративных растений. |
Экскурсия. Беседа. Практическая работа. |
Устные ответы. |
46-48 | Широкая масленица. | Игры на свежем воздухе. | Устные ответы. Игра. |
49-51 | Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой город от пожаров. | Экскурсия. Практическая работа. | Устные ответы. Игра. |
52-54 | Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». | Исследовательская работа. | Устные ответы. Исследовательская работа. |
55-56 | Заповедники и заказники Прикамья. Заповедник Чайковского района. |
Беседа по теме. | Устные ответы. Тест. |
57-58 | Экскурсия в музей Космонавтики МОУ СОШ №4. Мой город в истории освоении космоса. | Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. | Устные ответы. Рисунок. |
59-61 | День птиц. Акция «Синичник». | Практическая деятельность по созданию синичника. | Устные ответы. Творческий отчет. |
62-63 | Реки Прикамья. Кама — голубая дорога Прикамья. | Практическая работа с картой Пермского края. Определение местонахождения и названия рек края. | Устные ответы. Тест. |
64-65 | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. | Экскурсия в краеведческий музей. Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ» Практическая работа, индивидуальная работа. | Устные ответы. Творческий отчет. |
66-68 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! | Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края. | Устные ответы. Творческий отчет. Итоговый тест. |
5. Знания и умения учащихся в конце 3-го года обучения
Знать: | Уметь: |
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. | Составлять родословную. |
Знать символику своей школы. | Составлять устный рассказ о своей школе. |
Названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города. | Составлять план-схему своего двора. |
Названия полезных ископаемых, добываемых в Пермском крае, их использование и свойства; названия растений и животных края. | Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию. |
Символику Пермского края, названия городов, рек и др. объектов; символику родного города. | Находить на карте России границы Пермского края, находить на карте Пермского края столицу края, родной город, реку Каму, Воткинскую ГЭС, др. объекты. |
Национальный состав Пермского края, легенды края, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. | Пересказать легенды края; провести игру. |
6. План-конспект занятия: День рождения Пермского края. Игра по станциям с использованием мультимедийной презентации.
Цель: Обобщение и систематизация знаний о родном крае.
Задачи:
- Расширение кругозора учащихся.
- Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего города, края.
- Воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за свою малую родину.
Ход игры-путешествия
Станция историко-географическая (слайды 2, 3).
Рассказу учителя сопутствует работа с картой.
В 70-е годы XV века Прикамье вошло в состав Московского государства. Это позволило расширить сельскохозяйственное освоение земель, наладить крупную добычу соли, строить города. Главным центром Прикамья стала Чердынь, через которую прошёл новый транспортный путь на Урале.
В XVII-XVIII веках происходит бурное развитие металлургического производства. Развивается сельское хозяйство. Пермь – центр губернии.
В XIX веке растёт добыча каменного угля в Кизеле, возникает производство соды, заготовка древесины. Строится Горнозаводская ж/д, первый камский пароход был построен в 1817 году на Пожевском заводе.
В 1913 году в с/х занято 3/4 всего населения. Выращивают рожь, ячмень, овёс.
В1925 году был образован Коми-Пермяцкий автономный округ – первый национальный округ в стране.
В 1934 году образована Пермская область, в состав которой входит Коми-Пермяцкий округ.
В годы ВОВ хозяйство Прикамья перестроилось на военный лад. Сюда было эвакуировано оборудование 124 заводов и фабрик из других областей.
В 1946-1965 гг. построены Камская и Воткинская ГЭС, Березниковский калийный комбинат, Пермский завод «Камкабель», Лысьвенский турбогенераторный завод.
31 мая 1996 года Коми-Пермяцкий округ выходит из состава Пермской области.
1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий округ снова соединяется с Пермской областью, вместе они образуют Пермский край.
Население края 2948,6 тыс. чел. 35 районов, 25 городов, административный центр – Пермь, крупные города: Березники, Соликамск, Чайковский, Лысьва, Чусовой, Краснокамск.
Станция знатоков природы (слайды 4, 5, 6).
Работа в группах. Дети делятся на 4 группы.
Задание для первой группы: Вспомните и назовите птиц, которые изображены на картинке.
Задание для второй группы: Вспомните и назовите рыб, которые изображены на картинке.
Задание для третьей группы: Вспомните и назовите растения, которые изображены на картинке.
Задание для четвёртой группы: Перед вами картинки, найдите животное, которое изображено на гербе Пермского края.
После завершения работы проводится проверка при помощи 5 и 6 слайдов.
Какие полезные ископаемые добывают в Пермском крае? (слайд 7)
Нефть, калийная соль, поваренная соль, разные поделочные камни. А т.ж. строительные: песок, глина, мрамор, известняк; газ, каменный уголь, руды, золото, алмазы и др.
Станция народная (слайд 7).
Какие народы проживают в Прикамье? Какие три основные группы народов можно выделить у народов Прикамья? (Финно-угорские: коми-пермяки, удмурты, марийцы. Тюркские: татары, башкиры, чуваши. Славянские: русские, украинцы, белорусы.) Детям предлагается поиграть в Коми-Пермяцкую игру «Оша-Миша»:
- Оша-Миша, баю-бай, спи-усни, кривая лапа, спи-усни, короткий хвост.
- Баю-бай, баю-бай! Оша-Миша, засыпай!
Наступила зима, все медведи сладко спят в берлогах до прихода весны.
Наступила весна, вся природа пробуждается.- Оша-Миша, просыпайся! Ты проснись, курчавый хвост, ты проснись, красива лапа!
- Оша-Миша, ты вставай, день весенний привечай!
(Проводится в форме физкультминутки.)
Вспомните, что такое фольклор. (Мудрость, которой народ поделился при помощи песен, сказок, пословиц, поговорок и др.)
Фольклор собирали ученые, уходя в экспедиции по селам и деревням края. Вы тоже «ходили в экспедиции» (по трем группам народов) собирать пословицы и поговорки народов края. Давайте послушаем ваши отчеты.
Станция город Чайковский (слайды 8, 9).
Музыкально-поэтическая композиция на стихи Чайковских поэтов и музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Город, как песня, город, как птица
Город, в который нельзя не влюбиться! Анатолий Зашихин.
Этот город – мой причал.
Будто маленький цветочек
И скажу, пожалуй, я
Этот город, словно Сочи
И Венеция моя.
Путешествуя по свету,
Я надеюсь, что всегда
Тихой радостью он встретит
Корабли и поезда. Вячеслав Коперский
Прекрасен наш любимый город,
Он дорог каждому из нас…
И в летний зной, и зимний холод
Он сердце радует и глаз.
Здесь каждый третий житель молод,
Трудом он славит город наш.
Здесь ткутся ткани, строят школы,
За этажом растёт этаж. Автор Бажина
Город, как песня, город, как птица,
Город, с которым нельзя разлучиться! Анатолий Зашихин.
Кто такой П.И.Чайковский и почему его именем назван наш город? (Композитор. Родился неподалеку – в городе Воткинске.)
Благодаря какому важному хозяйственному объекту был образован наш город? (Воткинская ГЭС.)
А знаешь ли ты, что твой город стоял на пути к освоению КОСМОСА? (слайд 10)
25 марта 1961 года ИСЗ № 5 приземлился у села Фоки Чайковского района с собачкой Звёздочкой на борту. На том месте сейчас стоит обелиск. В Чайковском краеведческом музее хранится крышка от спускаемого аппарата.
Станция итоговая (слайды 10, 11).
Викторина «Я знаю и люблю свою малую родину» (слайд 11).
- Назови дату образования Пермского края?
- Из каких субъектов образовался Пермский край?
- Какое животное изображено на гербе Пермского края? Какая птица изображена на гербе твоего города?
- Какие народы проживают на территории Пермского края?
- Какие полезные ископаемые добывают в Пермском крае?
- Назови несколько растений и животных Пермского края. Какие из них занесены в Красную книгу?
- Какие промышленные предприятия есть в Пермском крае и в твоём городе?
- Назови имена известных людей, чьи судьбы связаны с Пермским краем и твоим городом.
- Какое знаменательное для города Чайковского и района событие произошло 25 марта 1961 года?
- Можешь ли ты прославить свой край и чем?
На день рождения принято дарить подарки. Твои подарки - добрые дела, которые ты совершил, чтобы жизнь в крае стала лучше? (слайд 12).
В конце дети получают медали «Пермяк - солёные уши», выполненные из солёного теста в виде уха.
7. Список используемой литературы:
1.Н.Н.Назаров, М.Д. Шарыгин «География. Пермская область». Пермь «Книжный мир»,1999.
2.В.А.Верещагина, Н.Л.Колясникова «Растения Прикамья». Пермь. «Книжный мир», 2001 год.
3.Город Чайковский от древности до наших дней. Материалы краеведческой конференции. Пермь, 2002 год.