Доклад к презентации методической службы школы

Разделы: Администрирование школы


Методическая работа

  • - это постоянный педагогический поиск. Это теория и практика, творчество и нелёгкий труд. Это и проблемы, и идей их решений. Это пульс жизни нашей школы.
  • - её стоит рассматривать как систему практических мероприятий, направленных на повышение компетентности и профессионализма учителей.
  • - это возможность для самореализации. Не просто рекомендации, а некие кирпичики, с помощью которых каждый учитель сможет построить свою педагогику.
  • - она помогает в поиске новых, результативных форм обучения,

(Мнения методической команды школы).

Свою же роль как руководителя методической службы, я вижу в создании условий, при которых у учителя возникает радостное обретение внутреннего педагогического сознания. Оно дает о себе знать мыслями и идеями о работе, появляющимися как бы сами по себе, не только на уроке, но и во всех других обстоятельствах жизни.

Наши учителя обладают высоким творческим потенциалом и здоровыми амбициями. Средний возраст – 43 года. Это сплав мастерства и энергии. Уровень квалификации постоянно растёт. Учителя школы активно повышают свой профессионализм через курсовую подготовку очную и заочную, в том числе и по вопросам экологии

Курсы 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год 2007-2008 учебный год
Москва 1 1  
Москва (дистанционные курсы) 3 5 3
Иркутск 1    
Филиал ИПКРО г. Братск 9 14 12
ГИМНЦ г. Братск 1 4  
Опорные школы города 1 2 13
итого 16чел.(32%) 26 чел(51%) 28чел(59,5%)
Методическое обучение в МОУ "СОШ № 45" 89% 92% 96%
Самообразование 100% 100% 100%

 Структура методической службы обеспечивает комплексный подход в реализации программы развития школы в целом и разработку методической темы школы: “Развитие личности учащихся через повышение экологической и коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса”.

Серия анкет, опросов, собеседований позволила администрации выявить затруднения, потребности, интересы учителей, их готовность к изменениям. (Трудности, с которыми Вы сталкиваетесь; слагаемые удовлетворённости; определение уровня профессионализма; готовность учителя к инновациям).

Обеспечить единый подход, непредвзятость и коллегиальность к оценке педагогического труда помогли дни ДРК – диагностики, регулирования и коррекции. Одни позволили отрегулировать вопросы сохранения здоровья и избежания переутомления (“Дозировка домашнего задания”, “Нормализация учебной нагрузки ученика”, “Создание комфортных условий в школе”), другие – аргументировано и корректно указать учителю на его профессиональные упущения. (“Учебное занятие глазами учителя и ученика”, “Мотивация учебной деятельности на уроке”, “Эффективность использования рабочего времени урока").

Посещение и анализ уроков, побуждение учителя к самоанализу позволяют организовать мониторинг его работы, отслеживать усвоение содержания учебных программ, обретение опыта репродуктивной и творческой деятельности учащимися. Понимание своих проблем и желание совершенствовать мастерство нашло отражение в выборе тем самообразования. (12%- узкопредметные, 86% - изучение и внедрение новых педагогических технологий.)

Наши учителя имеют устойчивый интерес к педагогическим инновациям. Наблюдается положительная динамика в обновлении и приобретении знаний в области педагогических технологий, их апробации и получении стабильных результатов. (Рисунок 1, 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

На диаграмме представлен уровень

  • владения технологией интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей,
  • использования игровых технологий.
  • педагогики сотрудничества,
  • метода проектов (на уроках и во внеклассной деятельности),
  • создания портфолио – как средства самореализации и саморазвития личности,
  • осуществления личностно-ориентированной деятельности в УВП: эффективные уроки, опережающее обучение, блочная подача материала, проблемное обучение, информационные технологии,
  • внедрения здоровьесберегающих технологий.

Промежуточные и итоговые результаты полученного опыта учителя представляют на педагогических встречах:

  1. методические дни:
  • “Сотрудничество и взаимодействие в ходе учебного занятия”(2005г.),
  • “Дифференцированный подход в обучении как шаг в реализации школьной программы “Качество”(2006г.)
  • “Педагогическое самообразование – школа для учителя”(2007г.)
  1. семинары:
  • по проблемам формирования ключевых компетенций учителя и ученика,
  • состояния общеучебных навыков,
  • обеспечения разноуровневого обучения на уроке.
  1. практикумы:
  • по подготовке и проведению диагностических процедур,
  • по проектированию уроков,
  • поиску продуктивных форм уроков и т.п.
  1. круглые столы:
  • “Развивающее взаимодействие на уроке”(2005г.),
  • “Лаборатория информационных и образовательных технологий”(2006),
  • “Компетентностный подход в обучении”(2007г.)

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Представление работы по самообразованию происходит на заседаниях МО, за круглым столом, на семинарах творческих групп, в которые входят учителя разных предметов, объединённые разработкой общей темы. Владеют наши учителя и интерактивными формами обмена опытом: мастер-классы, творческие отчёты, конференции, открытые методические дни регулярно проходят в школе. Большой популярностью пользуются у учителей всех образовательных областей фестиваль открытых уроков “Панорама педагогических удивлений”. По итогам этих мероприятий отбираются участники педсоветов, городских конференций и педагогических чтений.

Педчтения:

  • 2004/2005 – 8 участников – 2 Диплома,
  • 2005/2006 – 6 участников – 3 Диплома,
  • 2006/2007– 4 участника – 2 диплома.

Показатель участия в педагогических чтениях перешел из количества в качество. Участники конференций (в 2006/2007 учебном году это 9 учителей технологии, географии, истории, начальной школы) получили Сертификаты, а учитель истории – Диплом 1-й степени и рекомендацию на городские педагогические чтения.

Третий год учителя школы публикуют свой опыт во всероссийском фестивале “Открытый урок”, участвуют в конкурсе “Учитель – учителю”

“Открытый урок”

  • 2005/2006 г.г. – 11 публикаций методических разработок,
  • 2006/2007 г.г. – 8 разработок.

“Учитель-учителю”

  • 5 участников, Паутова С.И. – Диплом

С 2004 года мы представляем свой опыт на всероссийской НПК “Совершенствование качества профессионального образования в университете” (БрГУ) по результатам которой выпускается сборник .

5 человек участвовали в городском форуме “Образование 2006”:

Директор школы Вакина Н.А. представляла учреждение в номинации “Школа педагогического поиска” и стала победителем. Руководитель методического объединения учителей истории Карпова Н.Н. – лауреат конкурса “Лучшее МО”, 3 классных руководителя представляли на конкурс свои воспитательные программы и стали его лауреатами.

Наши учителя хорошо известны в городе: на базе школы проводятся заседания методических объединений, где распространяется интересный опыт

год мо
2004-2005 6 начальная школа иностранный язык, физика, математика, технология, информатика,
2005-2006 5 начальная школа, иностранный язык, история, география, ИЗО
2006-2007 4 ЮИД, технология, начальная школа иностранный язык

После одного их семинаров учителей начальных классов мы услышали такие слова: Интересно всё. Богатейший опыт. Пора делиться…разработками и сценариями”. Это подвигло нас на создание пособия “Введение экологического компонента в программу предмета”, куда вошли тексты диктантов, задач, разработки уроков и внеклассных мероприятий, программы спецкурсов с экологическим компонентом. Надо сказать, что МО учителей начальной школы по результатам свой методической, научной и учебной деятельности является базовой площадкой обобщения и распространения опыта работы.

Помните, я говорила про здоровые амбиции? В арсенале каждого учителя есть подборка успешных уроков. Из них-то и были созданы авторские, предметные и межпредметные сборники. Сегодня у нас 12 брошюр. То, что у них нет регистрационного знака, наверное, минус, но то, что они с благодарностью востребованы городским педагогическим сообществом – это бесспорный плюс и яркий пример овладения учителями деятельностным подходом в образовании. Мы имеем проекты, созданные в сотрудничестве учителя с учениками. (Тетради “Координатная плоскость”, “Функция рисует”, художественные переводы английских стихотворений, сборники сочинений, рассказов и сказок) (Рисунок 6, 7).

Рисунок 6

Рисунок 7

Сегодня для коллектива школы не существует задачи повышения качества обучения в традиционном смысле.

  • 2005-2006 гг. успеваемость - 99,8%; качество - 42,2%;
  • 2006-2007 гг.успеваемость - 99,7%; качество – 44,3%;
  • 2007-2008 гг, успеваемость - 98,1%; качество – 42,6% (за первую четверть)

Существует задача формирования нового качества образования. Этому способствуют управленческие проекты “Здоровье”, “Адаптация”, “Качество”, “Одарённые дети: развиваем и творим”, “Филиппок”, а также программа эксперимента городского уровня “Развитие экологической культуры учащихся через практико-ориентированное обучение и воспитание”. Она стала логическим продолжением экспериментальной работы школы по созданию системы экологического образования и воспитания, проводимой коллективом с 2000 по 2005 год через введение экологического компонента в программу предмета, кружки, спецкурсы, внеклассные мероприятия (акции, проекты).

На гистограмме (Рисунок 8) хорошо видна динамика повышения экологической культуры выпускников начальной, основной и средней школы.

Рисунок 8

Опыт реализации эксперимента в марте 2005 г. был представлен мною на педагогических чтениях. Система управления, масштабность и результат были оценены дипломом 1-й степени.

Признанием учительского труда и опыта работы стал грант Президента, которым была отмечена осенью 2006 г. учитель математики Шляхова Л.И. (Рисунок 9).

Рисунок 9

В ноябре 2006 г. школа побеждает в городском Форуме “Образование” в номинации “Школа педагогического поиска” (Рисунок 10).

Рисунок 10

В мае 2007 г. коллектив получает грант в рамках Федерального проекта “Образование” (Рисунок 11).

Рисунок 11

Считаю это бесспорным свидетельством того, что методическая система, существующая в школе эффективна и результативна, а поднявшись на вершину нам открылись новые горизонты, которые мы готовы осваивать.

Артем Соловейчик сказал, что “опытному учителю не нужно далеко ходить за настоящей педагогикой. Чем ближе мы к собственному пространству ребенка, тем действеннее наша помощь”. Наш опыт доказывает справедливость этих слов.