Методическая работа
- это постоянный педагогический поиск. Это
теория и практика, творчество и нелёгкий труд.
Это и проблемы, и идей их решений. Это пульс жизни
нашей школы.
(Мнения методической команды школы).
Свою же роль как руководителя методической службы, я вижу в создании условий, при которых у учителя возникает радостное обретение внутреннего педагогического сознания. Оно дает о себе знать мыслями и идеями о работе, появляющимися как бы сами по себе, не только на уроке, но и во всех других обстоятельствах жизни.
Наши учителя обладают высоким творческим потенциалом и здоровыми амбициями. Средний возраст – 43 года. Это сплав мастерства и энергии. Уровень квалификации постоянно растёт. Учителя школы активно повышают свой профессионализм через курсовую подготовку очную и заочную, в том числе и по вопросам экологии
Курсы | 2005-2006 учебный год | 2006-2007 учебный год | 2007-2008 учебный год |
Москва | 1 | 1 | |
Москва (дистанционные курсы) | 3 | 5 | 3 |
Иркутск | 1 | ||
Филиал ИПКРО г. Братск | 9 | 14 | 12 |
ГИМНЦ г. Братск | 1 | 4 | |
Опорные школы города | 1 | 2 | 13 |
итого | 16чел.(32%) | 26 чел(51%) | 28чел(59,5%) |
Методическое обучение в МОУ "СОШ № 45" | 89% | 92% | 96% |
Самообразование | 100% | 100% | 100% |
Структура методической службы обеспечивает комплексный подход в реализации программы развития школы в целом и разработку методической темы школы: “Развитие личности учащихся через повышение экологической и коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса”.
Серия анкет, опросов, собеседований позволила администрации выявить затруднения, потребности, интересы учителей, их готовность к изменениям. (Трудности, с которыми Вы сталкиваетесь; слагаемые удовлетворённости; определение уровня профессионализма; готовность учителя к инновациям).
Обеспечить единый подход, непредвзятость и коллегиальность к оценке педагогического труда помогли дни ДРК – диагностики, регулирования и коррекции. Одни позволили отрегулировать вопросы сохранения здоровья и избежания переутомления (“Дозировка домашнего задания”, “Нормализация учебной нагрузки ученика”, “Создание комфортных условий в школе”), другие – аргументировано и корректно указать учителю на его профессиональные упущения. (“Учебное занятие глазами учителя и ученика”, “Мотивация учебной деятельности на уроке”, “Эффективность использования рабочего времени урока").
Посещение и анализ уроков, побуждение учителя к самоанализу позволяют организовать мониторинг его работы, отслеживать усвоение содержания учебных программ, обретение опыта репродуктивной и творческой деятельности учащимися. Понимание своих проблем и желание совершенствовать мастерство нашло отражение в выборе тем самообразования. (12%- узкопредметные, 86% - изучение и внедрение новых педагогических технологий.)
Наши учителя имеют устойчивый интерес к педагогическим инновациям. Наблюдается положительная динамика в обновлении и приобретении знаний в области педагогических технологий, их апробации и получении стабильных результатов. (Рисунок 1, 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
На диаграмме представлен уровень
- владения технологией интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей,
- использования игровых технологий.
- педагогики сотрудничества,
- метода проектов (на уроках и во внеклассной деятельности),
- создания портфолио – как средства самореализации и саморазвития личности,
- осуществления личностно-ориентированной деятельности в УВП: эффективные уроки, опережающее обучение, блочная подача материала, проблемное обучение, информационные технологии,
- внедрения здоровьесберегающих технологий.
Промежуточные и итоговые результаты полученного опыта учителя представляют на педагогических встречах:
- методические дни:
- “Сотрудничество и взаимодействие в ходе учебного занятия”(2005г.),
- “Дифференцированный подход в обучении как шаг в реализации школьной программы “Качество”(2006г.)
- “Педагогическое самообразование – школа для учителя”(2007г.)
- семинары:
- по проблемам формирования ключевых компетенций учителя и ученика,
- состояния общеучебных навыков,
- обеспечения разноуровневого обучения на уроке.
- практикумы:
- по подготовке и проведению диагностических процедур,
- по проектированию уроков,
- поиску продуктивных форм уроков и т.п.
- круглые столы:
- “Развивающее взаимодействие на уроке”(2005г.),
- “Лаборатория информационных и образовательных технологий”(2006),
- “Компетентностный подход в обучении”(2007г.)
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Представление работы по самообразованию происходит на заседаниях МО, за круглым столом, на семинарах творческих групп, в которые входят учителя разных предметов, объединённые разработкой общей темы. Владеют наши учителя и интерактивными формами обмена опытом: мастер-классы, творческие отчёты, конференции, открытые методические дни регулярно проходят в школе. Большой популярностью пользуются у учителей всех образовательных областей фестиваль открытых уроков “Панорама педагогических удивлений”. По итогам этих мероприятий отбираются участники педсоветов, городских конференций и педагогических чтений.
Педчтения:
- 2004/2005 – 8 участников – 2 Диплома,
- 2005/2006 – 6 участников – 3 Диплома,
- 2006/2007– 4 участника – 2 диплома.
Показатель участия в педагогических чтениях перешел из количества в качество. Участники конференций (в 2006/2007 учебном году это 9 учителей технологии, географии, истории, начальной школы) получили Сертификаты, а учитель истории – Диплом 1-й степени и рекомендацию на городские педагогические чтения.
Третий год учителя школы публикуют свой опыт во всероссийском фестивале “Открытый урок”, участвуют в конкурсе “Учитель – учителю”
“Открытый урок”
- 2005/2006 г.г. – 11 публикаций методических разработок,
- 2006/2007 г.г. – 8 разработок.
“Учитель-учителю”
- 5 участников, Паутова С.И. – Диплом
С 2004 года мы представляем свой опыт на всероссийской НПК “Совершенствование качества профессионального образования в университете” (БрГУ) по результатам которой выпускается сборник .
5 человек участвовали в городском форуме “Образование 2006”:
Директор школы Вакина Н.А. представляла учреждение в номинации “Школа педагогического поиска” и стала победителем. Руководитель методического объединения учителей истории Карпова Н.Н. – лауреат конкурса “Лучшее МО”, 3 классных руководителя представляли на конкурс свои воспитательные программы и стали его лауреатами.
Наши учителя хорошо известны в городе: на базе школы проводятся заседания методических объединений, где распространяется интересный опыт
год | мо |
2004-2005 | 6 начальная школа иностранный язык, физика, математика, технология, информатика, |
2005-2006 | 5 начальная школа, иностранный язык, история, география, ИЗО |
2006-2007 | 4 ЮИД, технология, начальная школа иностранный язык |
После одного их семинаров учителей начальных классов мы услышали такие слова: Интересно всё. Богатейший опыт. Пора делиться…разработками и сценариями”. Это подвигло нас на создание пособия “Введение экологического компонента в программу предмета”, куда вошли тексты диктантов, задач, разработки уроков и внеклассных мероприятий, программы спецкурсов с экологическим компонентом. Надо сказать, что МО учителей начальной школы по результатам свой методической, научной и учебной деятельности является базовой площадкой обобщения и распространения опыта работы.
Помните, я говорила про здоровые амбиции? В арсенале каждого учителя есть подборка успешных уроков. Из них-то и были созданы авторские, предметные и межпредметные сборники. Сегодня у нас 12 брошюр. То, что у них нет регистрационного знака, наверное, минус, но то, что они с благодарностью востребованы городским педагогическим сообществом – это бесспорный плюс и яркий пример овладения учителями деятельностным подходом в образовании. Мы имеем проекты, созданные в сотрудничестве учителя с учениками. (Тетради “Координатная плоскость”, “Функция рисует”, художественные переводы английских стихотворений, сборники сочинений, рассказов и сказок) (Рисунок 6, 7).
Рисунок 6
Рисунок 7
Сегодня для коллектива школы не существует
задачи повышения качества обучения в
традиционном смысле.
Существует задача формирования нового качества образования. Этому способствуют управленческие проекты “Здоровье”, “Адаптация”, “Качество”, “Одарённые дети: развиваем и творим”, “Филиппок”, а также программа эксперимента городского уровня “Развитие экологической культуры учащихся через практико-ориентированное обучение и воспитание”. Она стала логическим продолжением экспериментальной работы школы по созданию системы экологического образования и воспитания, проводимой коллективом с 2000 по 2005 год через введение экологического компонента в программу предмета, кружки, спецкурсы, внеклассные мероприятия (акции, проекты).
На гистограмме (Рисунок 8) хорошо видна динамика повышения экологической культуры выпускников начальной, основной и средней школы.
Рисунок 8
Опыт реализации эксперимента в марте 2005 г. был представлен мною на педагогических чтениях. Система управления, масштабность и результат были оценены дипломом 1-й степени.
Признанием учительского труда и опыта работы стал грант Президента, которым была отмечена осенью 2006 г. учитель математики Шляхова Л.И. (Рисунок 9).
Рисунок 9
В ноябре 2006 г. школа побеждает в городском Форуме “Образование” в номинации “Школа педагогического поиска” (Рисунок 10).
Рисунок 10
В мае 2007 г. коллектив получает грант в рамках Федерального проекта “Образование” (Рисунок 11).
Рисунок 11
Считаю это бесспорным свидетельством того, что методическая система, существующая в школе эффективна и результативна, а поднявшись на вершину нам открылись новые горизонты, которые мы готовы осваивать.
Артем Соловейчик сказал, что “опытному учителю не нужно далеко ходить за настоящей педагогикой. Чем ближе мы к собственному пространству ребенка, тем действеннее наша помощь”. Наш опыт доказывает справедливость этих слов.