Пояснительная записка
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие.
Музыкальным руководителям дошкольных учреждений дана большая возможность воспитать в детях чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающем через доступный музыкальные образы.
Музыкальные занятия в ДОУ являются первой и основной ступенькой развития и формирования основ музыкальности детей. В определении музыкальности Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности и способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:
- Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций – ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха;
- Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, (т.е. элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического). Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, а также основой внутреннего слуха. Иначе ее можно назвать способностью к слуховому представлению, или слуховым репродуктивным компонентом музыкального слуха;
- Способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения, т.е. музыкально-ритмическое чувство.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Музыкальные руководители хорошо знают, что детьми легче усваиваются ладовые выражения в музыке и музыкально-слуховые представления, а восприятие ритмической основы вызывает затруднение.
Материал, накопленный автором, а так же собственные разработки автора (Приложение №3) позволяют через использование ритмических игр и упражнений, как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни поднять уровень музыкально-ритмической деятельности.
Цели:
Образовательные:
- развивать чувство ритма;
- третировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- учить пользоваться звуковыми моделями;
- передавать ритмические рисунки различные виды движения, а так же “звучащие жесты”;
- учить выделять сильную долю такта;
- упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки;
- тренировать слуховое внимание;
- развивать быстроту реакции;
Воспитательные:
- развивать творческое воображение;
- воспитывать дружеские отношения между детьми;
- приобщать к исследовательской деятельности.
Методические рекомендации к использованию ритмических игр и упражнений.
Процесс развития чувства ритма через ритмические игры и упражнения желательно проводить в три этапа:
- Начальный этап - название, вовлекающее объяснение, апробирование;
- Второй этап - этап углублённого развития - уточнение, понимание, усовершенствование ритмических способностей, слитного исполнения движений;
- Третий этап - этап закрепления и совершенствования.
Работу над развитием чувства ритма предлагается вести по двум направлениям:
- Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
- Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Изучая различные виды движения (марш, поскоки, боковой галоп и т.д.) следует во время движения выделять сильную долю хлопками или же использовать различные шумовые инструменты для передачи метроритма музыки.
Двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбираю соответствующие пьесы. Так, выполняя упражнение “Ускоряя замедляй” (см. приложение №2) дети реагируют на постепенную изменение темпа музыки.
Чтобы научить детей удерживать заданный темп, можно использовать такой приём: исполняя танец “Янка” с прекращением звучания, дети продолжают двигаться в заданном темпе. Затем усложняю: музыка во время танца прерывается, затем возобновляется, чтобы сверить темп с детьми.
Помогать детям правильно начинать движение после музыкального вступления, возможно посредством дирижерского жеста, предварительно проиграв с ними в такие игры как: “Давайте знакомиться”, “Осень в гости к нам пришла” (Приложение №2), для выделения сильной доли такта. Далее следует усложнение восприятие метроритма, педагог бросает мяч на сильную долю такта и говорит первый слог имени ребенка; на слабую долю ребёнок ловит мяч и произносит второй слог своего имени (“Мяч” см.Приложение №2).
Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через более сложные ритмические игры и задания. Например: в игре “Зеваки и торопыги” (см.Приложение №2) дети с начала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется. В игре “Оркестр” (см.Приложение №2) дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая– ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать “четверти”, второй – прыгать “восьмыми”. Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.
В результате использовании “Звучащих жестов” у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение “Мишка косолапый”
Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и врезультате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии. Например:
Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.
Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке (“Ритмическое лото” см. Приложение.№ 2) дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки (“Выложи ритмический рисунок” см. Приложение.№ 2) и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом “та”, восьмые слогом – “ти”.
Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Очень часто используя прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их “выкладывания” звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), “выстраивание” из детей, пример:
Для поддержания интереса к ритмической деятельности:
- в играх “Лисичка-сестричка” (модель А.Олиферовой), “Гномики” (модель Соколовой С.Н.) на ряду с художественных словом можно ввести момент театрализации;
- к упражнениям “Мы танцуем”, “Ритмическое лото”, “Повтори” совместно с детьми возможно изготовление новых вариантов шумовых инструментов (бутылочки, грибочки, коробочки и т.д.).
Используя дидактический материал к игре “Ритмическое лото” возможен такой приём: сначала дети передают ритмический рисунок с карточки “звучащими жестами”, шумовыми инструментами, затем исполняют элементы танца с подобным ритмическим рисунком, в дальнейшем при составлении танца дети самостоятельно предлагают ассоциативные движения, передающие ритмическую основу танца.
В играх “Обезьянки”, “Весёлые нотки”, “Вот какие нотки” решая проблемную ситуацию дети проявляют индивидуальное творчество, не подражая друг другу, а, добавляя друг друга, таким образом, педагог формирует коллективное творчество.
Работая над чувством ритма у детей старшего дошкольного возраста, автор выработал алгоритм действий изучения ритмических игр и упражнений.
Алгоритм действий: (Развитие навыков передачи ритмических рисунков).
- Использовать простые ритмические рисунки (доступные), но сразу с деффиренсацией звуков (ст.гр);
- Использовать шумовые музыкальные инструменты для передачи ритмических рисунков (ст.гр);
- Воспроизводить ритмические рисунки по одному и группой (ст.гр).
- Воспроизводить ритмические рисунки по подгруппам (девочки, мальчики - один и тот же ритмический рисунок) (ст.гр);
- Воспроизводить по подгруппам ритмический рисунок, одна группа воспроизводит “звучащими жестами”, другая движется в ритме рисунка “прошагивает” (ст.гр);
- Передача ритмического рисунка детьми друг от друга по кругу (подг.гр);
- Знакомство со звуковым моделями (длинные и короткие звуки) “ти”, “та”. Дифференсация звуков (ст.гр);
- Учить действовать со звуковыми моделями (педагог выкладывает ритмический рисунок, дети воспроизводят; ребёнок выкладывает - все остальные и педагог воспроизводят) (ст.гр);
- Знакомить с понятием музыкальная пауза (ст.гр);
- Знакомство с нотной грамотой, понятиями - скрипичный ключ, четвертные ноты, восьмые ноты (подготовительная группа) (подг.гр);
- Выстраивание ритмический рисунков звуковыми моделями из детей (подг.гр.)
- Узнавать знакомую попевку, танец, элементы танца по ритмическому рисунку (на слух, по карточке) (подг.гр)
Передача метроритмической пульсации, восприятие музыкальных фраз.
- Выделение сильной доли из затакта (“Мяч”, “Как тебя зовут?”, “Осень в гости к нам пришла”) (ст.гр);
- Игры с паузами (остановкой движения) (ст.гр);
- Определение начала и конца музыкальной фразы звучащими жестами (“Дядя Степа”, “Зайцы и волки”, “Поймай мышку”) (ст.гр);
- Одновременное прохлопывание музыкального метроритма - одна группа, ритмического рисунка, другая (“Оркестр”) (ст.гр);
- Прохлопывание музыкальных фраз по очереди, одна подгруппа начинает, другая вовремя вступив заканчивает (“Не опоздай”) (подг.гр);
- Плавное изменение темпа (“Ускоряй и замедляй”) (подг.гр);
- Движения с музыкой и без нее (дети начинают движения с музыкой, затем музыка затихает, дети держат заданный темп движения) (подг.гр).
Рекомендации.
В предисловии говорилось о том, что материал может быть применён в свободной деятельности детей:
- в группе, с использованием дидактического материала к ритмическим играм и упражнениям, со сверстниками и педагогом;
- на прогулках , в подвижных играх и рисовании мелками на асфальте (“Ритмическое лото”, “Нарисуй мелками ритм”);
- с родителями, на праздниках, семейных торжествах, такие игры как: “(Чик – бум”, “Зеваки и торопыги”, “Выложи ритмический рисунок”, Обезьянки”, “Японская машинка”, “Давайте знакомиться”, “Hello” и др.).