Поэзия на уроках географии

Разделы: География


Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо

Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма.

Преподаватели ищут различные пути решения этой проблемы. Один из  них - использование художественной литературы на уроках географии.

Но этот путь не является абсолютно новым. В методической литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А. Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках географии VIII класса», приводит подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь».

Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает В.Ф. Россеев. К стихам он предлагает и вопросы.

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.  

Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

В данном материале предполагается осветить варианты использования стихов, песен, частушек на уроках географии и во внеурочное время, а также на примерах проиллюстрировать привлечение учащихся к сочинению стихотворений о природе, родном крае и т.д.

Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.

Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.

Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».

Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Затем перед  учащимся ставятся вопросы:

  1. Какими океанами омывается Россия?
  2. Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?

О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила:

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Вопросы и задания:

  1. Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?
  2. Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.

Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.

Например,  формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью первого куплета  народной песни «Ой, ты степь».

Ой, ты, степь, широкая моя.
Степь, да степь - раздольные края.
Все твои дороженьки–пути
Трудно солнцу за день обойти.
Припев:
Широка ты, степь,
Широка ты, степь,
Широка ты, степь, широка.

А затем используем стихотворение И.З. Сурикова «Степь»

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, всё степь, как море…
И взгрустнётся поневоле
На таком просторе.

Вопросы:

  1. Какой вы представили степь, дайте  словесное описание.
  2. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
  3. Используя строки стихотворения, опишите рельеф и климат степи.

Дополнить представление о климате степи можно  с помощью первого куплета русской народной песни «Степь, да степь кругом».

Степь,  да степь кругом,
Путь далёк лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.

Замерзая, он, чуя смертный час,
Он товарищу отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня!..

Из данных строк можно сделать вывод, что зимой погода бывает ветреной, морозной.

Тема «География моей местности».

На первом уроке перед изучением этой темы читаем следующее стихотворение:

Стихи о Родине
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.             
На Родине заботы не томят;                       

На Родине и радостней поётся.                  
У каждого есть Родина своя,                      
У каждого есть дом,
                        где он родился,
А где родился,
                      там и пригодился -
Вот так у нас в народе говорят. 
У каждого есть Родина своя,
А Родина солгать не позволяет;
А если я встречаюсь с негодяем,
То Родина мне силы умножает.
У каждого есть родина своя,
А Родина для каждого святая.
Николай Дружков.

Особенно важно при изучении географии родного края привлечение местного материала.

Мой родной Соликамск.
На вольном просторе на Камском
Есть город, в который влюблён,
Его нарекли Соликамском,
Как Родина дорог мне он.
Припев:
Соликамск – это соль и бумага,
И напев седой старины.
Это наша любовь и отвага
И рабочая гордость страны!
Стоят величаво соборы
В кругу заводских корпусов.
Синеют над Камой узоры
Могучих уральских лесов.
В. Солупаев.

Красота родного края воспевается и в частушках жительницы г. Соликамска Марии Жёлтышевой.

Ох, над Камой небо синее,
Места у нас красивые,
Луга у нас раздольные,
Зелёные, привольные.

По–над Камою до голубых небес
Красота моя - уральский лес.
Много ягод в нём, много есть грибов,
Больше нет нигде таких лесов.

Наша Вишера очень быстрая,
Вода холодная и чистая,
Горы славные - Полюд, Ветлан,
Если не были, побывайте там.

Вопросы:

  1. Чем богаты леса нашего края?
  2. Какие реки протекают по его территории?

Поэтические образы способствуют формированию надпредметных умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к родному краю.

Рассмотрим несколько примеров. Так ученица 7-го «А» класса Янкина Лиза после экскурсии на Ветлан написала такое стихотворение:

На Ветлане побывали, ещё больше мы узнали.
Необъятный край ты мой, мой любимый и родной.
И в осенний день прекрасный, он зелёный, желтый, красный.
Пахнет елью и сосной край любимый и родной.
Реки полны разной рыбы, лес - грибами, мошкарой…
Посетите край  мой милый, край любимый и родной.

У Олеси Петровичевой сложился свой образ России. Вот её стихотворение:

Как Россия необъятна:
Города и тут и там.
Почему – нам не понятно -
Столько много разных стран,
Округов, краёв, республик,
Автономных областей?
Все в состав России входят,
Крепко дружат они с ней.
Люди дружат меж собою,
Приезжают в округ, край.
Ты гордись своей страною,
Знай, люби и почитай!

Прочитав брошюру «Вишерский край – особо охраняемые территории» (г. Соликамск, 2002), Олеся сложила легенды.

Легенды Вишерского края
«Расскажи мне, камень Говорливый,
Про природу эту сказ красивый.
Есть ли здесь, что сердцу интересно,
Чтоб душа запела, словно песня?
Край, где воздух чистый и хрустальный,
Где река и водопад зеркальный,
Где во мху кедровки ради смеха
Спрятанные кушают орехи.
Есть тому отдельная легенда.
Ею разрядим cейчас беседу.
Свой запас кедровка в мох запрячет,
Их нечётное число. А как иначе?
Чтоб найти местечко то зимою.
Четным вместе хорошо – не скрою.
А один, нечётный, плачет тяжко:
Страшно, одиноко ведь бедняжке.
И по плачу узнает кедровка,
Где запас, запрятанный так ловко.
Но охотник и соперник есть у птички-
Маленькая мышка – невеличка.
Коли зёрнышко плаксивое съедает,
То оставшиеся прорастают.
Гордостью становятся Урала,
Ведь земля таких и не видала».
Шумный вздох раздался великана,
И поведал мне рассказ он данный:
«Меж скалистых гор бежит речушка,
Но нельзя назвать её девчушкой-
Вишера- красавица строптива,
А весною, грозная, - бурлива.
И лазурь небесная играет,
Вишеру теплом обогревает.
Охраняют реку часовые-
Камни – стражники Береговые,
Чтоб красавица беды не знала,
Вдаль себе спокойно утекала.
Под надзором Вишере привольно.
Но особенно она довольна
Тем, что за неё борьба проходит:
Два богатыря и глаз не сводят.
Кто получит её руку с сердцем,
Сможет её водами согреться.
У подножья этих исполинов
Выросла кедровая дружина.
/Из тех зёрен, спрятанных кедровкой,
Что оставила соперница полёвка/
Двое их- Полюд с Ветланом вместе
Всё не могут поделить невесту.
Вишера сей выбор сделать не может:
Есть один, но тот, другой, - дороже
Вот и слёзы проливает часто.
А зовут в народе их алмазы.
Первый найден был назад с полвека…
И пошла беда на человека.
Прииски найти они пытались,
Но за это жизни все лишались.
И живётся здесь порой несладко:
До сих пор гуляет лихорадка.
Слёзы Вишеры есть плод запретный.
Памятник особый – заповедный.
Вот уральский сказ тебе об этом», -
Говорит мне камень. Но секретом
Он легенду эту не считает.
«Каждый житель здешний её знает!»- 
Подтверждает камень Помянённый.
Помнит он детали сказки  оной.
Почему он носит это имя?
Потому что помнит он поныне
Всех, кто сослан был сюда, безвинных,
Тех душой и сердцем людей сильных.
Ведь смогли они прижиться здесь навечно
Средь болот и комаров беспечных!
Этот камень – памятник тем людям,
Чью мы память ворошить не будем.
Всё как есть, и как всё это было,
Я вам в этих строчках изложила.
Олеся Петровичева, 11-й класс

Теперь на уроках можно использовать и стихи учащихся нашей школы.

Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами России.

Библиографический список

  1. Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
  2. Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.
  3. Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.
  4. Стихи и песни  о Соликамске. Соликамск, 1980.
  5. Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.
  6. Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.