Урок географии в 7-м классе. Обобщающее повторение по теме "Южная Америка" (урок-соревнование)

Разделы: География


Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о природе и населении Южной Америки, подвести итоги темы.
  • Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках.
  • Развивать умения объяснять особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа.
  • Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
  • Создавать условия для реализации самооценки учащихся.
  • Развивать устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
  • Повысить интерес к изучению географии.

Оборудование к уроку:

  • Настенные карты Южной Америки: физическая, климатическая, политическая
  • Атласы
  • Учебник 7 класса
  • Картины природы Южной Америки
  • Раздаточный материал группам
  • Магнитная доска, магниты
  • Портреты путешественников, табличка “Портретная галерея”
  • Контурные карты. Варианты диктанта по номенклатуре
  • Карточки - задания по климату
  • 4 конверта
  • Ребусы
  • Схема “Население Южной Америки” на ватмане, маркеры
  • Мяч, скакалки
  • Правила игры
  • Чисты листы бумаги для синквейна
  • Карточки: координаты, перечень рек, знакомый силуэт, государства - столицы, “5 - й лишний”
  • На доске государства - столицы
  • Цветной мел
  • Костюм пирата
  • Блиц – вопросы Ф.Дрейка.
  • Расстановка столов и посадка по группам
  • Цветные квадратики для рефлексии (желтые, сиреневые, коричневые)

Звучит музыка, песня “На далекой Амазонке”

На далекой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только “Дон” и “Магдалина” - быстроходные суда,
Только “Дон” и “Магдалина” ходят по морю туда…

Никогда вы не найдете в наших северных лесах,
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах,
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей,
Такое изобилие невиданных зверей!

Увижу ли Бразилию до старости моей?

Стихи Р. Киплинга

(в переводе Маршака)

Ход урока

I.Организация урока.

Учитель: Мы начинаем урок - соревнование, посвященный материку Южная Америка. Каждая группа проходит все 10 конкурсов. За каждый правильный ответ дается 1 балл. В группе должна быть рабочая обстановка. Оценивается работа всех и каждого в отдельности. Слушайте друг друга, помогайте, принимайте коллективное решение, уважайте мнение товарища. По ходу работы в оценочной таблице отмечайте баллы, которые вы заработали.

Учитель: Раз урок обобщающего повторения, то какую цель мы поставим себе на урок? (учащиеся формулируют цель урока)

Учащиеся работают в тетрадях (число, а что это у нас на доске написано?) ЮЖНАЯ АМЕРИКА (ребус написан в зеркальном отражении)

II К О Н К У Р С Ы

КОНКУРС 1 “Карта с закрытыми глазами”

Учитель: Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы. Проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.

Задание: Работа выполняется на контурной карте по вариантам.

Диктант цифровой. Время - 5 минут.

Оборудование:

  • контурные карты,
  • распечатки вариантов с номенклатурой.

Диктант по географической номенклатуре по материку “Южная Америка”

ВАРИАНТ 1

1. Карибское море

2. Остров Огненная Земля

3. Мыс Париньяс

4. Оринокская низменность

5. Залив Ла - Плата

6. Гора Аконкагуа

7. Пролив Дрейка

8. Река Парана

9. Мыс Горн

10. Мыс Гальинас

11. Гвианское нагорье

12. Река Амазонка

13. Патагония

14. Озеро Титикака

15. Водопад Анхель.

ВАРИАНТ 2

1.Бразильскоелоскогорье

2. Вулкан Котопахи

3. Озеро Маракайбо

4. Магелланов пролив

5. Мыс Кабу - Бранку

6. Пустыня Атакама

7. Ла – Платскакя низнизменность

8. Мыс Фроуэрд

9.Амазонска

10. Горы Анды

11. Малые Антильские о-ва

12 .Панамский перешеек

13. Река Мараньон

14. Водопад Игуасу

15. Река Ориноко

Учащиеся сдают карты

Вариант 2 (если работа проводится в середине урока, то можно использовать другой вариант повторения номенклатуры, а можно использовать как зарядку для глаз (релаксацию). Для это учитель обращается к учащимся.

Учитель: Закройте глаза. Представили карту Южной Америки. Пальчиком показываем географические объекты, которые я называю. Внимание, начали! (2 - 3 минуты) Это задание можно использовать как зарядку для глаз в середине урока, совмещая зрительную гимнастику с обучением.

ЗАДАНИЕ: На контурной карте отметить цифрами географические объекты, указанные на карточках. Диктант цифровой, на 2 варианта. Время работы - 5 минут. Карты сдают учителю.

КОНКУРС 2 “Портретная галерея”

Учитель: В конце ХV века началась эпоха Великих географических открытий и европейцы стали искать морской путь на восток, в Азию. Через запад на восток!

Огромный континент вырос на пути, на всех парусах они устремились к берегам, но ступив на сушу поняли, что это новые земли!

Задание: Определите, кто изображен на этих портретах и какой вклад они внесли в изучение этого материка? За правильный ответ -1 балл.

Оборудование:

  • 4 портрета,
  • магниты,
  • заголовок “Портретная галерея”

№1 - Х.Колумб, №2 - А. Веспуччи, №3 - А.Гумбольдт, №4 - Н.Вавилов.

КОНКУРС 3 “Геомяч”

Учитель: Карта - это вид сверху. Материк мы обозрели, а теперь посмотрим на профиль материка. Южная Америка - крупный континент, имеющий множество географических объектов.

Задание: Назовите все географические объекты, связанные с рельефом этого материка, вспомните, где они располагаются, какова их высота или другие черты, характерные для них.

Оборудование:

  • мяч,
  • карточка с географическими названиями.

Учитель кидает мяч и называет объект, любой ученик из группы ловит мяч и говорит все, что знает об этом объекте. Другие учащиеся дополняют сведения.

1 группа – Амазонская низменность, Гвианское нагорье,

2 группа - Бразильское плоскогорье, Ла - Платская низменность,

3 группа – горы Анды, вулкан Котопахи,

4 группа – Оринокская низменность, гора Аконкагуа.

КОНКУРС 4. “Географическая почта”

Учитель: Климат Южной Америки очень отличается от других материков. Мы выяснили факторы, которые определяют эти особенности. Вам будет предложены задания - письма о климате материка.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте внимательно текс - письмо. Подумайте, как правильно ответить Ответ аргументируйте, используйте необходимые карты. За правильный ответ – 1 балл.

Задание: Прочитайте внимательно задачу. Подумайте, как правильно ответить. Ответ аргументируйте.

Оборудование:

  • конверты с географическими задачами.

Учитель: Климат материка необычен и удивителен. Вам будет предложены задания - письма о климате материка.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте внимательно текст - письмо. Подумайте, как правильно ответить Ответ аргументируйте, используйте необходимые карты. За правильный ответ – 1 балл.

1. “Дорогой друг, Дэвид!

Завтра я улетаю на карнавал в Рио – де – Жанейро. Посоветуй, какую одежду мне взять с собой, чтобы чувствовать себя комфортно? Февраль 2007”

2. “Уважаемый Иван Степанович!

Наша экспедиция продвигается очень медленно, мешают дожди. Они идут каждый день. Капли падающего дождя стучат по листьям, по одежде. К утру она не успевает просохнуть. Хочется поскорее выбраться из этой зеленной чащи”.

Где может находиться экспедиция?

3.В одной книге я прочитал описание реки Амазонки.

“Воды этой реки внушают местным жителям свирепый ужас. Несмотря на то, что их предки издавна жили здесь, они видят в реке лишь безрассудную и враждебную силу. В половодье течение реки подмывает берега, когда же вода спадает, деревья, стоящие на берегу, теряют опору и с грохотом валятся в реку. Вода в этой реке желтая и мутная. Дважды в год эта река вздувается от дождей, дважды в год вода спадает” Почему это происходит с рекой, почему она полноводна круглый год?

4.Ж.Дортс писал:

“Южноамериканский континент тоже получил свою долю пустынь. Одна из необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья. Эта полоса протянулась примерно на 4520 км, включая и “абсолютные пустыни”, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни”. Найдите эту полосу на карте. Объясните происхождение этих пустынь?

КОНКУРС 5 “Штурманский”

Учитель: Особенности влажного климата дали материку богатую речную систему

Задание: 1.Определите координаты указанных объектов.

№1 - 60о з. д. и 3о ю. ш.(устье реки Амазонки)

№2 - 63о з. д. и 14о ю. ш.(водопад Анхель)

№3 - 65о з. д. и 7о с. ш.(река Ориноко)

№4 - 60о з. д. и 31о ю. ш.(река Парана)

Задание 2. Кто лишний? Почему?

1.Ориноко

2.Парана

3.Конго (Африка)

4.Амазонка

1.Маракайбо

2.Анхель (вдп)

3.Титикака

1.Укаяли

2.Маракайбо (оз)

3.Парана

4.Парагвай

1.Мараньон

2.Тапажос

3.Игуасу(вдп)

4.Манаус

Оборудование:

  • карточки с координатами и “Кто лишний?”

Вариант 2 На карточках написаны сразу оба задания (координаты, “Кто лишний?)

1 группа.

  1. Определите объект по координатам: 60о з. д. и 3о ю. ш.
  2. “Кто лишний”? Почему?

Ориноко, Парана, Конго, Амазонка.

2 группа.

  1. Определить объект по координатам: 630 з. д. 140 ю. ш.
  2. “Кто лишний”? Почему?

Маракайбо, Анхель, Титикака.

3 группа.

  1. Определить объект по координатам: 650 з. д. и 70 с. ш.
  2. “Кто лишний”? Почему?

Укаяли, Маракайбо, Парана, Парагвай.

4 группа

  1. Определить объект по координатам: 600 з. д. и 31 0 ю. ш.
  2. “Кто лишний”? Почему?

Мараньон, Тапажос, Игуасу, Манаус.

КОНКУРС 6 “Природные зоны”

Учитель:

Задание 1Узнайте растение по описанию.

Команда №1 “У древних народов Америки это растение было в особом почете. Ему посвящались стихи, песни, легенды, религиозные ритуалы. Бога дождя изображали с этим растением. В Европе его впервые узнали от Христофора Колумба. Сейчас его можно встретить во многих местах земного шара, много его на Кавказе. Плоды вкусны, из них делают муку, крахмал, масло, сироп, консервы. Индейское название этого растения - маис. А как мы его называем? (Кукуруза)

Команда №2

“Пожалуй, нет на Земле человека, который не знал бы этого растения, часто называемого вторым хлебом. В России до второй половины XVIII в. его не знали. В Европе это растение впервые появились в Испании и Англии благодаря Х.Колумбу и Ф. Дрейку. В Россию мешок с плодами растения прислал из Голландии. Петр 1. При царском дворе его называли “тартуфель” и подавали только на банкетах. В наши дни это растение растет чуть ли не на каждом огороде. Как же его называют?” (Картофель)

Команда №3

“Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который назвали “тео брома”, т.е. напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство. (Какао)

Команда №4

“У этого растения два имени. В научных книгах дается его индейское название. У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и мелкие, как райские яблоки, из которых варили варенье. На солнце эти плоды так светились, что итальянцы ахнули: “Золотое яблоко!” Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось, ходили слухи, что они вредны для здоровья. Самыми смелыми оказались португальцы, потом немцы, французы, итальянцы. Растение переселилось с клумб в огород (Помидор).

Задание 2.Угадайте, какие животные здесь зашифрованы?

Оборудование:

  • тексты описанием растений;
  • ребусы (по 3- 5 каждой команде).

КОНКУРС 7 “Эстафета”

Учитель: Представление о материке было бы не полным, если бы не вспомнили о его населении. Вспомним, как он заселялся, какие народы его населяют, какими расами представлены?

Задание: На магнитной доске представлена схема. Каждая команда выделяет по 2 участника, которые быстро выходят к доске и заполняют схему маркером. Разрешается заполнить только 1 прямоугольник.

Оборудование: плакат - схема на ватмане, маркеры, магнитная доска.

КОНКУРС 8 “По городам и странам”

Учитель: На территории материка более 30 государств. Они различаются по площади, по численности населения, по государственному языку и религиозному составу. Но все они проживают на материке Южная Америка.

Задание: на доске написаны государства и их столицы. Найдите каждому государству свою столицу. Соединить их стрелками.

ЭКВАДОР

АРГЕНТИН

КОЛУМБИЯ

УРУГВАЙ

БРАЗИЛИЯ

ВЕНЕСУЭЛА

ЧИЛИ

ПАРАГВАЙ

СУРИНАМ

ГАЙАНА

ПЕРУ

БОЛИВИЯ

Буэнос – Айрес

Парамарибо

Джорджтаун

Кито

Монтевидео

Ла - Пас

Асунсьон

Бразилиа

Каракас

Кайена

Лима

Богота

Оборудование:

  • Записи на доске, цветные мелки

КОНКУРС 9 “Творческий”

Учитель: Конкурс предполагает, чтобы вы отразили свое отношение к удивительному материку.

Задание: Составите синквейн, отразите в нем, каким он вам показался?

(в это время ученик выходит из кабинета и переодевается в костюм пирата)

КОНКУРС 10 “Блиц - вопросы Френсиса Дрейка”

Учитель: Как вы думаете, что это за человек? Какое отношение он имеет к этому материку? Кто он? (Капитан, пират)

Френсис Дрейк:

Меня зовут Френсис Дрейк, я капер или королевский пират. 15 ноября 1577 года я был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 хорошо оснащенных и вооруженных кораблях в пиратский рейд к тихоокеанскому побережью испанской Америки.

Новыми путями я обошел материк Ю.Америку и проник из Атлантического океана в Тихий, появляясь, я грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Здесь много кораблей, груженых золотом, которые готовились к отправке в Испанию. Я сделал свою “работу” мастерски и исчез в “просторах” океана.

Домой я решил возвращаться вокруг Северной Америки, т.к. через Магелланов пролив было идти опасно. Так, в 1581 году я совершил кругосветное путешествие. Добыча пиратов стала доходом страны, я, можно сказать, открыл историю британского колониализма, проложив новые пути через моря и океаны.

Несмотря на недовольство испанского двора, который через посла в Лондоне требовал меня повесить, и вернуть награбленное, но королева Елизавета I, присвоила мне высокое звание рыцаря

А теперь, мои вопросы (за ответ - цветной квадратик, кто не отвечает - получает черную метку)

  1. Влажные экваториальные леса Ю.А.(сельва)
  2. Горы на западе Ю.Америки (Анды)
  3. Полупустыня на юге материка (Патагония)
  4. Самая крупная и тяжелая птица в мире (кондор)
  1. Гигантская кувшинка Амазонии (виктория - регия)
  2. “Серебряная низменность” (Ла - Платская)
  3. Водяной удав (анаконда)
  4. Самый высокий водопад (Анхель)
  1. Хищная рыба Амазонки (пиранья)
  2. Самый широкий пролив (Дрейка)
  3. Канал, протяженностью 81 км, на перешейке между Америками (Панамский)
  4. Южноамериканская степь (пампа)
  1. Самое крепкое дерево (кебраччо)
  2. Из какого дерева получают каучук? (гевея)
  3. Остров – “горящая земля” (Огненная Земля)
  4. Действующий вулкан в Андах (Котопахи).
  1. Мелкое озеро на севере (Маракайбо)
  2. Пустыня в Ю.Америке (Атакама)
  3. Уникальое полезное ископаемое Ю.А.(селитра)
  4. Коренные жители материка (индейцы).
  1. Площадь материка (17,1 млн. км2 )
  2. Высокогорное озеро (Титикака)
  3. Самое высокое дерево сельвы (сейба)
  4. Самая маленькая птица (колибри)
  1. Родина какао (помидора, кукурузы, фасоли, картофеля) - (Ю.Америка)
  2. Зонтичная сосна (эраукария)
  3. Потомки от брака индейцев и европейцев (метисы)
  4. Жители древнего государства (инки)
  1. Очень древний вид животного (очковый медведь)
  2. Самое легкое дерево (бальза)
  3. Хищная кошка (пума, ягуар).
  4. Высшая точка в Южной Америке (Аконкагуа)
  1. Крупнейшая низменность земного шара? (Амазонская низменность)
  2. Пролив, отделяющий материк от архипелага Огненная Земля? (Магелланов)
  3. Самая полноводная река на планете (Мадейра)
  4. Залив на востоке материка (Ла - Плата)

Ф.Дрейк: Молодцы, ребята! Все прошли таможню, все можете отправляться домой. Удачного пути!

III. Заключительный этап игры. Подведение итогов. Каждая группа подсчитывает свои баллы.

Поощрение групп и лучших “умников” и “умниц”.

IV.Домашнее задание:

1)Прочитать параграф (Страны Южной Америки)

2)Творческие задания (на выбор):

  • Кроссворд,
  • Сочинить сказку о животных и растениях материка,
  • Вопросы “на засыпку” не по учебнику,
  • Синквейн на любую тему по материку,
  • Ребусы,
  • карточки “3,4,5 - лишний”

V.РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

Перед вами 3 цветных квадратика

-На желтом напишите, что узнали нового сегодня на уроке,

-На сиреневом - оцените свою работу на уроке,

-На коричневом - укажите, какой конкурс больше всего вам понравился?

Учитель благодарит всех учащихся за работу. Окончание урока.

  1. Список используемой литературы:
  2. Крылова О.В. “Уроки географии 7 класс”, из опыта работы, М. ,изд - во “Просвещение”, 1990 г., с.115 - 135.
  3. Касаткина Н.А.(составитель) “География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 - 8 классах”, Волгоград, изд - во “Учитель”, 2004 г.,с.185
  4. Баринова И.И. “Современный урок географии. Ч. 6 Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны”, М., изд - во “Школьная Пресса”, 2003г.,с.101
  5. Андреева В.Н. “Предметная неделя географии в школе”, серия “Библиотека учителя”. Ростов – на - Дону, изд - во “Феникс”, 2006г.,с.43, 72, 81, 201, 92-93.
  6. Болотникова Н.В. “География. Уроки-игры в средней школе”, Волгоград, изд - во “Учитель”, 2004, с.49, 55, 59, 61, 67.
  7. Дубанов И.С. “Игры на уроках географии”, серия “Внимание: опыт”, Чебоксары, изд - во “Клио”, 1999, с.9, 10, 16.
  8. Перепечева Н.Н. “Нестандартные уроки географии 6 - 7 классы”, Волгоград, изд - во “Учитель”, 2004г., с.73 - 78.
  9. Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии”, М,. изд - во “5 за знания”, 2006г., 51, 52, 56, 61, 64-65, 67, 69, 76-77, 81, 85, 87, 94, 96-97.