Урок творчества в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Закрепление понятия “народная”, знакомство со сказкой, героями, учить понимать героев, анализировать их поступки, выражать свою мысль.
  2. Будить в детях желание самовыражаться, проявлять себя, включаться в коллективную работу
  3. Работать над совершенствованием навыка чтения, работать над тренировкой памяти.
  4. Знакомить с бытом русского народа.

Оборудование:

  • красочное оформление классной комнаты:
    • рушники,
    • посуда,
    • поделки по русским народным сказкам,
    • рисунки детей,
    • народные музыкальные инструменты,
    • дети в народных костюмах,
    • листочки с текстом сказки и задание к сказке,
    • половина альбомного листа,
    • геометрические фигурки разных цветов.

Ход урока:

1.Организационный момент.

“-Ну-ка, ротик на замок, начинаем наш урок”.

2. Сообщение темы.

Учитель. –Сегодня не обычный урок, все вы принимали участие в его подготовке и проявили творчество.

-Тема нашего урока: “ Русские народные сказки”.

Знакомство с бытом русского народа.

- А кто будет героем сказки, вы сейчас отгадаете:

Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала телят,
И в лес унесла.

 Серовато, зубовато-
по полю рыщет,
ягнят ищет.

На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

-Может вы и название сказки назовете?

- Верно, сказка называется

“Лисичка – сестричка и серый волк”.

 3. Работа по теме урока.

а) Вступительная беседа учителя.

Учитель. -Какие народные произведения вы знаете?

(Сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки)

- Скажите, почему героями многих народных произведений были животные?

Дети. -В старые времена животные жили под одной крышей с людьми, чтоб было теплее животным и людям.

-Многие крестьяне были охотниками и наблюдали за повадками зверей, а потом об этом рассказывали в своих произведениях.

Учитель. -Молодцы. Вы видите на выставке русские народные сказки. Какие вам уже знакомы, что вы читали?

Найдите среди этих книг сказку, которую будем читать на уроке.

б)Первичное знакомство со сказкой.

Чтение учителем.

в) Беседа по содержанию.

-Понравилась вам сказка?

- Почему это произведение называется сказкой?

- Как вы думаете эта сказка волшебная или сказка о животных?

-Кто вас удивил? Чем? Что придумала лиса, чтобы обмануть волка?

-За что били волка? Чем был опасен волк в былые времена?

Учитель.

-Волк действительно представлял большую опасность для деревни. Волк мог стащить овцу или даже быка. Иногда продирали когтями дыры в соломенных крышах сараев и через крышу воровали скот.

В те времена не было детских садов и детей приходилось брать с собой в поле. Взрослые работают, а дети в холодке, под кустом сидят. Вот тут голодный волк и крадет дитя. Бросаются в погоню за волком, догонят- отобьют ребенка, а нет, так и пропало дитя.

-Опасным ли в сказке показан волк?

- Кого в сказке можно назвать простофилей?

Игра “ Кто это?”

Учитель называет слова, дети говорят, о ком из героев можно так сказать.

Глупый__________________

Добрый__________________

Сообразительный___________

Хитрый___________________

Умный____________________

Обманутый________________

Физминутка.

Русская народная игра “Дед Семак”.

г) Упражнения в чтении диалогов.

Задание1.

На ваших листиках напечатаны диалоги лисы и волка, бабы и деда, выберите, какой вам понравится, подготовьтесь читать по ролям.

Дети выразительно читают выбранные ими диалоги.

 

Приложение 1.

Задание2.

-Какими словами заканчивается сказка?

Прочитаем выразительно.

Сидит лисичка у волка на спине, да и приговаривает:

-Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

-Что ты, кумушка, говоришь?

-Я, куманёк, говорю: битый - битого везёт.

-Так, кумушка, так! ...

Задание 3.

Пересказ по иллюстрации к сказке.

д) Работа по оформлению обложки.

- Приступаем к оформлению обложки.

-Какую геометрическую фигуру вы возьмете, чтобы отобразить жанр произведения?

Д. -Кружок, потому, что сказка.

У. -Какого цвета?

Д. -Коричневого, потому, что о животных.

У. -Будет ли автор на нашей обложке?

Д. - Да, народ. Напишем, русская народная сказка.

У. -Где будет название?

Д. -Внизу страницы.

Учитель выбирает и ставит на выставку некоторые из работ.

-Вы такие красивые работы подготовили к сказкам расскажите о них. (2 ученика рассказывают о своих поделках)

Работа по выставке творческих работ к сказкам.

4. Знакомство с устным народным творчеством.

Быт народа.

У. -Что такое быт? Условия жизни, то, чем они занимались, как жили.

У. -Чем же занимались в старые времена крестьяне?

(Работали)

У. -Конечно, работали, но они умели и отдыхать.

Самое ценное, что есть у любого народа, это его культура.

У русского народа тоже есть культура, а частью этой культуры было устное народное творчество, т.е. фольклор.

Назовите жанры фольклора.

Фольклор

Песни шутки потешки загадки скороговорки сказки приметы пословицы считалочки

поговорки

У. В долгие зимние вечера, уставшие после трудов крестьяне, собирались в самой просторной избе, мастерили одежду, вырезали ложки, делали детям игрушки, слушали новости на селе, играли на самодельных музыкальных инструментах, вот тут и начиналось веселье, в котором участвовали иногда и дети.

-Веселье и смех вызывали шуточные переклички.

(Дети садятся на лавки и разыгрывают шуточные диалоги).

Потешки

-Эй, Фома, что из лесу не идешь?
-Да медведя поймал!
-Так веди его сюда!
-Да не идет!
-Так иди сам!
-Так он меня не пускает!

-Кисонька - мурысонька,
-Где была?
-Коней пасла. 
-Где кони?
-За ворота ушли.

Растянулся в луже Яшка
И чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой,
Лужу сразу промокнул

-Где ворота?
-Огонь сжег.
-Где огонь?
-Вода залила.
-Где вода?
-Быки выпили.
-Где быки?
-За гору ушли.
-Где гора?
-Черви выточили.
-Где черви?
-Утки склевали.

-Следует отметить, что люди были очень внимательными, ведь именно ими были придуманы народные приметы:

“Красный закат – к заморозкам”,

“Кошка прячет нос и высоко забирается - жди похолодания” и многие другие.

-Состязались дети и взрослые в умении четко и ясно проговаривать скороговорки:

Скороговорки

Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась,-
В снег упасть она боялась.

Ах вы сени, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня,
И в сенях споткнулся Сеня
И кувырк, через ступени.

 - Не менее интересны для детей были и загадки:

Загадки.

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Убежать не может.(гусеница)

Без рук, без топоренка,
Построена избенка.
Ящик на коленях пляшет,
То поёт, то горько плачет. (гармонь)

Падают с ветки,
Золотые монетки. (листья)

Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

Физминутка.

Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лапоточки плела.

 Учитель.

-Сочиняли, рассказывали детям сказки.

-А сейчас вы посмотрите сказку в обработке О.Высотской, и скажете, какую русскую народную сказку вам она напомнила?

( инсценировка сказки О.Высотской “Курочка Ряба”)

-Какую народную сказку вы узнали?

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ

-А сейчас я буду называть отрывки из сказки, а вы называть мне их название.

“ Кто, кто в этом домике живет?” (Теремок)

“Кто придёт к избушке, станет проситься толстым голосом, да не переберет всего того, что я вам причитываю, дверь не отворяйте” (Волк и семеро козлят)

“Петушок выставил голову в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору” (Петушок- золотой гребешок)

“Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась” (У страха глаза велики)

-Особым богатством были русские народные песни, красота голосов, текст и мелодии народа, что может быть лучше?

Русская народная песня “Как пошли наши подружки”.

-В заключении урока прозвучит ещё песня, в исполнении участников фольклорного кружка, под руководством Валентины Ивановны и Николая Петровича Гречанник:

Русская народная песня

“ Как у наших у ворот”.

Итог.

-Вот такой урок у нас получился. Вам понравился? Спасибо вам всем за помощь в подготовке урока.

Справка