Решение экспериментальных задач на уроках физики

Разделы: Физика


Основное значение решения экспериментальных задач заключается в формировании и развития с их помощью наблюдательности, измерительных навыков, умений работать с приборами.

Они способствуют более глубокому пониманию сущности явлений, выработке умения строить гипотезу и проверять ее на практике, формировать умение оценивать погрешность измерений.

Существует много видов экспериментальных задач.

Мне и моим ученикам очень интересны итоговые занятия по темам. Мы провели несколько таких уроков решения экспериментальных задач. Темы этих занятий “Изменение агрегатных состояний вещества”, в 8 классе.

“Гидростатика” - 7 класс.

“Механика” - 10 класс.

Расскажу кротко о этих уроках.

Организационная работа: класс разделен на группы не менее 3-4 человек. Если класс работает 1-ый раз, готовлю заранее консультанта, который будет направлять работу группы. В 10 классе, когда они уже представляют схему работы, консультанта выбирают сами.

План занятий таков:

I. Очень подробная и глубокая отработка теоретического аспекта темы (фронтальный индивидуальный опрос, работа с формулами, алгоритмами, работа в группах).

II. Обсуждаем схему работы. Это выглядит так:

  1. рассмотрим представленные приборы, пытаясь составить текст задачи (иногда их 3 или 4). Используя метод мозгового штурма.
  2. Обсудить и отобрать наиболее интересную задачу.
  3. Выполнить рисунок.
  4. Выполнить необходимые измерения.
  5. Записать данные в таблицу.
  6. Решить задачу.
  7. Определить зависимости построить график, если возможно.
  8. Оценить погрешность.
  9. Рассказать задачу классу.

Такая система работы требует много времени, поэтому стараюсь не ограничивать ребят во времени, однако они понимают, что должны работать в хорошем темпе на этапе защиты задачи.

Примеры использованного оборудования и тексты составленных задач.

Оборудование: Задача:
Металлический экран (в наборе по оптике), магнит, динамометр. Определение коэффициента трения магнита о металлическую поверхность.

Задача интересна тем, что сила нормального давления обусловлена силой тяжести и силой магнитного притяжения.

Ученики придумали несколько ситуаций, рассчитали коэффициент трения, относительную и абсолютную погрешность.

Деревянная плоскость, деревянная брусок, деревянный, деревянный шарик, линейка. Определить коэффициент трения скольжения, коэффициент трения качения и сравнить эти величины.

Получив наклонную плоскость, и рассмотрев момент начала движения, учащиеся успели оформить решение задачи в электронном виде.

Две пружины, линейка, набор грузов. Определить коэффициент жесткости системы пружин, при их параллельном соединении. Найти потенциальную энергию пружины. Построить график зависимости потенциальной энергии орт координат.
Нить, весы, деревянный брусок, кусок пластилина, штатив. Определить коэффициент трения деревянного бруска о парту.

Последняя задача вызвала интерес у ребят. Проведенный эксперимент был прост и отрабатывал навыки по всем разделам механики.

Коротко о этом эксперименте: из пластилина сделали шарик, подвязали на нить и ударили по бруску лежащем на столе.

Учащиеся выделили этапы решения задач:

  1. Закон сохранения механической энергии для шарика.
  2. Момент неупругого удара. Закон сохранения импульса.
  3. Движение бруска и пластилина по столу объясняют законы динамики.
  4. Измерив пройденное расстояние, пользуясь формулами кинематики находят ускорение.

Количество задач, которые мы рассматриваем за одно занятие, колеблется от четырех до шести.

Чаще всего для защиты задачи консультанты готовят кого-то из ребят. Очень интересно, когда защиту готовит вся группа поэтапно. Оценивание такой работы сложная задача. Зависит от темы, навыков ребят.

Такие уроки очень интересны всем учащимся. В творческом поиски проявляют себя не только отличники, но и те кому интересен предмет. Такая деятельность позволяет поверить в себя, в свои силы.