Одной из ключевых задач дошкольного образования является обеспечение готовности детей к процессу обучения к начальной школе. Как в детском саду, где ведущий вид деятельности детей – игра, создать условия, способствующие формированию у дошкольников навыков учебной деятельности? Каким образом, сохранив психическое и физическое здоровье ребёнка одновременно предоставить ему широкие возможности для личностного, социального, познавательного развития, а так же для усвоения знаний, умений, навыков необходимых для освоения программы первой ступени общего образования?
Ответить на эти и многие другие вопросы позволяет эффективное применение в практике работы методики Е.Е. Шулешко “Раннее обучение письму и чтению”. В основе система познавательного развития, базирующаяся на методах активизации творческого мышления дошкольников. Предназначение этой системы в том, что она позволяет сделать процесс обучения детей радостным, желанным и успешным. При таком педагогическом подходе происходит не воспроизведение ребёнком ЗУНов, а развитие его способностей в ходе дружеских деловых отношений со сверстниками.
Этому способствует организационная модель системы педагогического процесса. Она выстраивается на основе комплексного подхода к организации условий воспитания и обучения детей основанного на следующих компонентах:
- ориентиром служит “Матрица событий” (краткосрочная программа для детей 5-7 лет), предложенная Е.Е.Шулешко, в соответствии с этим в свою образовательную практику включаю предлагаемые роды занятий и виды занятий:
- организация активной познавательной деятельности детей на каждом занятии;
- социо - игровой подход к воспитательно-образовательному процессу;
- организация сотрудничества с родителями, коллегами.
Объектом организации образовательной деятельности является развития познавательных интересов воспитанников, рост их познавательной активности. Вследствие этого, предметом организационной модели становится:
- создание условий для развития познавательных интересов у детей;
- создание условий для развития коммуникативных способностей ребёнка, его эмоционального состояния (создать условия для благополучного проживания ребёнка в среде сверстников).
В ходе практической деятельности это достигается следующим образом:
- занятия выстраиваются в виде интегрированной игровой деятельности дошкольников;
- деятельность, в свою очередь, организуется посредством продуктивных методов обучения (частично-поискового, проблемного изложения, исследовательского). В частности, широко использую методы активизации творческого мышления;
- разные формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Акцент делаю на организации работы в микрогруппах, что даёт возможность ребёнку свободно общаться среди товарищей и сравнивать себя, свои успехи, как со своими же успехами, так и с достижениями своих сверстников. А это один из основных стимулов развития творческого потенциала личности и его познавательной активности.
В итоге, ребёнок учится слушать и слышать, смотреть и видеть, выполнять указания взрослого, достигать результата (доводить дело до конца). Таким образом, дети приобретают элементарные навыки учебной деятельности. Причем, пройдя путь поисков проблемы, исследования, эксперимента, ребёнок вкладывает в приобретённые знания “личностный смысл”. А это в свою очередь, способствует дальнейшему совершенствованию познавательной активности, а в дальнейшем поможет становлению активной жизненной позиции (хочу, умею, могу, буду).
В основу образовательного процесса поставлены занятия, представляющие собой игровую интегрированную деятельность. Но при организации игровой деятельности встречается ряд проблем, идущих как от детей, так и от меня, как от воспитателя (в силу объективных и субъективных причин). Большинство современных детей не умеют играть в игры с правилами (народные игры), не могут самостоятельно удерживать правила игры: вследствие этого, игру, её правила приходится задавать взрослому. А это означает, что игра идёт от воспитателя и становится, зачастую средством обучения, а не его способом.
Игровой характер занятий заключается в том, что стремлюсь их превратить в игру свободную для ребёнка и воспитателя. Игру создаём совместно с детьми, далеко не всегда по заранее приготовленному плану или сценарию. Поэтому, планируя занятия, выделяю основные дела и предполагаемый результат. В совместной игре с детьми я ориентируюсь не на её форму, а на психологическое содержание. Я направляю игру, но в той степени, в которой она позволяет ребёнку открыть смысловую реальность окружающего мира. На своих занятиях я организую игру (как один из её равноправных участников), помогая ребёнку открыть явления, которые можно открыть играя. Кроме того, стараюсь стать для ребёнка важным источником информации, которая требуется для продолжения игры. Поскольку ребёнку нужно только то, что он немедленно может использовать в игре, а, следовательно, и усвоить. Поэтому, играя, дети не замечают, что они и одновременно учатся. Поэтому, предпочитаю следующее: не обучать, играя, а строить игру, как способ образования.
В ходе воспитательно-образовательного процесса использую возможности разных видов детской деятельности, формирую у детей предпосылки грамотности. При этом ставлю следующие задачи:
- развивать единый темп и ритм в тех видах общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;
- познакомить детей со всеми буквами русского алфавита;
- учить проводить звуковой анализ;
- поддерживать интерес к письму, формировать координацию мелкой моторики при написании ритмизированных росчерков.
Для решения вышеизложенных задач в течение ряда лет использую приемы, предложенные автором методики “Раннее обучение письму и чтению”.
На начальном этапе работы большое внимание уделяю таким видам деятельности детей, которые являются прообразами письма и предполагают слияние четырех видов впечатлений: зрительных, слуховых, голосовых и двигательных. Дети читают считалки, скороговорки, с увлечением водят игры-хороводы, которые способствуют выработке у детей ритмичности, слаженности при выполнении общего дела. Дети осваивают форму медиатора и пишут графические диктанты, росчерки под приговорки, рисуют линии разного направления, строки разной ширины. Проводится работа по развитию мелкой моторики: дети заводят волчки, обводят медиаторы-листики, набирают петли на спицы. Занимаются этим свободно, по желанию.
В ходе занятий подчеркиваю ритмичность работы детей, слаженность, направляю их действие на установление общего темпа и ритма, уточняю действия взглядом, обращаю к другому лицу. Всё это требует от каждого ребёнка самостоятельно приноровиться к темпу и ритму действий тех, кто в данный момент является объектом общего внимания. В этом случае ребёнок выполняет задание уже не для взрослого, а от желания действовать совместно со своими товарищами. В это время он сравнивает работы сверстников и качество своей работы. В этом и состоит переход знаний и умений от одного ребёнка к другому. При этом познавательные интересы детей развиваются и поддерживаются при помощи разговоров, бесед - общих, деловых, индивидуальных, в ходе которых дети могут свободно принимать участие. Общие разговоры детей вокруг какой-то темы в свободной форме позволяют определить знания и опыт детей. После этого выстраивая деловые разговоры, которые дают детям новые знания. В ходе этих разговоров обсуждаются планы, как следует выполнять то или иное действие, причем беседуют только дети. В это время дети, используя личный опыт, проявляют интерес к намеченному делу. В индивидуальном разговоре ребёнок проговаривает вслух свои желания относительно самостоятельной деятельности в общегрупповой работ (я умею, могу, буду).
Работа в малых группах является преобладающей формой организации детей на занятиях в моей педагогической практике.
Цель:
- создание условий, в которых дети свободно общаются, заинтересованно выполняют общее дело.
При этом учитываются следующие детские потребности:
- быть принятым, признанным;
- самостоятельно достигать успеха;
- самореализация своего “я”;
- видеть во взрослом друга, союзника и помощника.
Групповую работу выстраиваю на принципах организационно-деятельной игры. В группах выполняется определенное задание по определенным правилам и должен получиться общий групповой результат.
При этом придерживаюсь следующих принципов:
- выслушивать каждого желающего;
- только положительные оценки (интересно, необычно, любопытно, а не традиционное “правильно” - практикую в ходе занятий);
- не навязывать своего мнения;
- пусть дети учатся возражать взрослому и друг другу, но возражать аргументированно, доказывая.
Всё это способствует развитию познавательной активности, развитию познавательных интересов. А так же:
- создаёт комфортные условия для общения детей;
- позволяет строить деловые отношения между детьми, а также между детьми и педагогом;
помогает развитию способности самостоятельно (в группах) решать сложные задания, вплоть до построения новых заданий, повышения уровня самооценки, а значит самореализации своего “я” и формированию навыков учебной деятельности.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и началам грамоты.
Тема: “Путешествие по времени”.
Цели:
Материалы и оборудования:
- Круговые модели: “Времена года”, “Части суток”, “Периоды жизни”.
- Предметные картинки изображающие объекты природы и предметы, необходимые человеку в разные времена года. <Рисунок2>.
- Листы бумаги (формат А-4) на каждого ребёнка.
- Шарик-маятник.
- Фломастеры.
- Часы с циферблатом крупного формата.
- Фонограмма П.И. Чайковский “Времена года”.
- Таблица “Аквариум” - представляющая собой изображение аквариума с печатными буквами русского алфавита.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям поставить стульчики полукругом перед доской.
2. Игровое упражнение “Заполни круг”.
Воспитатель на доске рисует большой круг. Затем последовательно против часовой стрелки по окружности изображает геометрические фигуры, называя числа: 12,11,10… (Дети продолжают счёт).
Воспитатель. Что я нарисовала?
Дети. Геометрические фигуры.
Воспитатель. Что мы называли?
Дети. Числа.
Воспитатель. Давайте, определим, где какое число спряталось?
Дети последовательно вписывают в геометрические фигуры числа от 12 до 1.
Воспитатель. На что похоже полученное изображение?
Дети. Это часы.
Дети дополняют рисунок стрелками – большой и маленькой.
3. Беседа о времени.
Воспитатель. Для чего человеку нужны часы?
Дети. Чтобы узнавать, сколько времени, вовремя приходить на работу, детский сад и т.д.
Воспитатель. Какие промежутки времени вы знаете?
Дети. Час, минуту, год, месяц, неделя и т.д.
Воспитатель. Как говорят о времени?
Дети. Время идёт, время бежит и т.д.
Воспитатель демонстрирует детям часы.
Воспитатель. Давайте посмотрим на наши часы и постараемся запомнить расположение стрелок. И сами отправимся в путешествие по времени. Ведь у нас в группе есть сказочное средство передвижения, которое поможет нам вспомнить о некоторых промежутках времени.
4. Деление на группы по выбору места действия.
Дети находят “ковёр – самолёт”. Воспитатель предлагает встать по трём углам по равному количеству детей. Дети закрывают глаза, в течение одной минуты звучит спокойная музыка. В это время перед детьми “появляются” круговые модели: “Времена года”, “Части суток”, Периоды жизни”.
Воспитатель. Как вы думаете, сколько времени звучала музыка? О чём она вам рассказала? (ответы детей).
Воспитатель. А сейчас рассмотрите ваши картины и скажите, как, одним словом назвать каждую группу картинок?
Дети. Времена года - год.
Части суток – сутки.
Периоды жизни – жизнь.
5. Задание для работы в группах “Придумай предложение”.
Воспитатель. Придумайте предложение, по своим картинкам со словами было, сейчас, будет. (Дедушка, когда-то был мальчиком, сейчас дети играют на улице, скоро будут лето).
6. Наблюдение за временными промежутками.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю продолжить путешествие по времени. Выбрать временной промежуток поможет шарик-маятник. Около какого “Времени” он дольше задержится, о том времени мы поведём дальше разговор.
Воспитатель последовательно обходит группы детей, держа в руках маятник. Выбор падает на “Времена года”. После этого дети образуют круг вне ковра, на котором остаются модели.
7. Игровое задание “Соберитесь вместе”.
Воспитатель предлагает детям предметные картинки, изображающие объекты природы и предметы, необходимые человеку в разные времена года. Каждый ребёнок получает по одной картинке.
Воспитатель. Определите, какому времени года соответствует ваш предмет и найдите себе друзей.
Дети объединяются в группы согласно сезонной тематике их картинок. При этом образуется три группы детей: зима, лето, осень.
8. Задание для работы в группах. Игра-пантомима “Не скажи, а покажи”.
Воспитатель. Выберите самое короткое слово – название вашей картинки, но держите его в секрете, а затем покажите все вместе, для чего нужен этот предмет.
Дети группами, поочередно при помощи пантомимы обыгрывают назначение того или иного предмета, остальные наблюдают и определяют, что им представляют сверстники.
9. Дидактическая игра “Хорошо – плохо”.
Воспитатель. О каких временах года мы вспомнили?
Дети. О зиме, лете и об осени.
Воспитатель. А сейчас наступает…..весна.
Дети образуют круг, воспитатель бросает мяч, произнося фразы: “Весна – это хорошо…, весна – это плохо...”. Каждый ребёнок заканчивает фразу по-своему.
Воспитатель. А с чего начинается весна? (ответы детей).
Воспитатель. Капелька за капелькой получится… ручеёк.
Дети, взявшись за руки изображая ручеёк, подходят к доске.
Воспитатель. Помогите мне, пожалуйста, нарисовать ручеёк.
Дети. Я, бегу, бегу……стоп
Воспитатель в это время проводит две параллельные горизонтальные линии, изображая “ ручеёк” - строку, затем показывает росчерк “капелька”, предлагая детям придумать приговорку для него.
Дети. Кап- кап, кап - ля, кап – ля ма-ла к нам у-па-ла и т.д.
10. Запись росчерка на листах бумаги под приговорку.
Дети, приговаривая, записывают росчерки на листах бумаги, рассматривают готовые росчерки.
Воспитатель. Определите у кого капли крупные, мелкие, и т.д.; ручеек широкий, узкий, прямой и т.д. (Ответы детей).
Воспитатель. Давайте, соединим все наши ручейки в один общий. Что получится?
Дети. Большой ручей, река.
Дети последовательно раскладывают и соединяют свои работы.
Воспитатель. С голубого ручейка, начинается….. река. Какие изменения происходят изменения на реке весной (Ответы детей). А где у нас в группе можно найти частичку реки?
Дети. В “Аквариуме”.
Игровое упражнение “Знатоки Аквариума”.
Воспитатель закрывает не большую часть “Аквариума”, а дети по памяти определяют, что там изображено.
Игра “Да - нет”.
Воспитатель. А сейчас нас ожидает “ковёр - самолёт” - наше путешествие подходит к завершению.
Дети возвращаются на ковёр на свои прежние места. Звучит спокойная музыка, дети закрываю глаза. На ковре “появляется” чудесная коробочка.
Воспитатель. Каким образом можно узнать, что находится в этой коробочке?
Дети. Посмотреть, потрогать, послушать и т.д.
Воспитатель. Я предлагаю задавать мне вопросы, на которые я могу отвечать лишь “Да” или “Нет”.
Дети поочерёдно, в логической последовательности задают вопросы и определяют, что в коробке находятся конфеты – “Малышка”, “Вечер”, “Клубника”. Воспитатель угощает детей конфетами и ориентирует их внимание на содержание рисунка конфетной обертки. Воспитатель. К какому временному промежутку можно отнести каждую из конфет (Ответы детей).
Итог занятия.
Воспитатель обращает внимание на часы – стрелки передвинулись, значит, время прошло, и всё изменилось вокруг: день продвинулся к вечеру, весна стала ближе к лету, а дети стали чуть-чуть взрослее.