Исследовательская деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в нашей школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Так в нашей школе особое внимание уделяется научно-методической организации экологического обучения и воспитания. В течение четырёх лет в начальной школе я веду интегрированный факультативный курс “Экология для младших школьников”. Курс позволяет организовывать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это меня очень радует.

В преподавании этой дисциплины есть отличительная особенность, без которой усвоение экологических знаний учащимися было бы скучным и неинтересным - это научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане. Исследовательскую деятельность младших школьников можно организовать в трех формах:

1) Индивидуальная работа. Отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий); работа с учащимися по индивидуальной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

2) Групповая форма (работа над совместными исследовательскими проектами в группах).

3) Массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференций, походах, и др.

Кратко хочу ознакомить с методикой выполнения младшими школьниками рефератов и докдадов. При выполнении работ использую общепринятые, широко известные методики. Достоверность результатов, полученных при использовании таких методик, значительно выше. Важным, на мой взгляд, является написание исследовательской работы. Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

Во-первых, тема исследования должна заинтересовать слушателей. Во-вторых, необходимо сформулировать цель исследования. В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет придать больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной. В-третьих, необходимо поставить задачи исследования. В-четвертых, в работе должен присутствовать литературный обзор, то есть краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении. В-пятых, методика исследования, её описание. Далее представляются собственно данные. И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы.

В решении любой экологической проблемы ищу свою “изюминку”. Нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, хорошее качество проведенного исследования позволили выполнить работы, одобренные и поощренные ученым советом, занявшие призовые места на районных и региональных научно-практических конференциях. Так, в 2005 году учащиеся нашей школы Назарова Алёна(1кл) и Назаров Тимур(4кл) с докладом “Природный барометр” заняли 2 место на II региональном конкурсе семейных экологических проектов “Кэнчээри” среди учащихся начальных классов в с. Верхневилюйск. За активное участие на региональном этапе Российского национального юниорского лесного конкурса “Подрост” в 2006 году взяли поощрительный приз “Самый юный исследователь”. Андреев Егор (4кл) в 2006 году с докладом “ Якутский конь” занял 1 место на улусном НПК. Прокопьева Маша (4 кл) в 2005 году с докладом “Герой Советского Союза Дормидонтов В.Г” занял 2 место. Михайлов Ян (1кл) с работой “Лекарственные растения Якутии” занял 2 место на улусной НПК. Работы моих учеников приняли участие на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, проводимом издательским домом “Первое сентября” г. Москвы.

Работы, выполненные учащимися, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, кругу общения, учатся самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации. и т.д., являются важным звеном в цепи мероприятий по формированию экологической культуры учащихся. Дополнительная работа с учащимися по предмету является трудным и кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель. Поэтому вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.

В качестве примера хочу привести тезисный вариант исследовательской работы моих учеников.

ПРИРОДНЫЙ БАРОМЕТР

(Тезисный вариант научно-исследовательской работы учеников Сунтарской начальной школы Алёны и Тимура Назаровых)

Цель: Изучение природного барометра.

Задачи:

  • Изучение растительного покрова родной республики.
  • Изучение сибирской ели.
  • Изучение народных примет.
  • Наблюдение выпавших осадков за 3 года.

Актуальность доклада: Рассмотрение возможности широкого применения природного барометра.

Время исследования: 5 лет

Ель в нашей республике занимает лишь 1% лесного покрова. Она у нас достигает высоту 5-9 метров. Хвоинки длиной до 1,5-2 см и сидят по 1 на листовой подушке и живут от 6 до 12 лет, а затем опадают, заменяются новыми. Хвоя опадает постепенно, а не всё сразу, дерево всегда стоит зелёным.

Мы узнали, что ель растёт медленно, только после 10 лет прирост побегов ускоряется. Быстрый рост начинается после 10 и более лет. Также мы читали, что ель сибирская живёт до 400 лет.

Наш дед в лесу показал старую ель. Её ветки с жесткими хвоинками росли почти до самой земли и задерживали солнечные лучи. Поэтому разные животные предпочитают жить именно в еловом лесу. Оказывается и белка строит своё гнездо, и медведи часто строят берлогу под корнями упавшей ели, и филин устраивает свой домик тоже на ветке ели.

В старину якуты из ветки ели делали природный барометр и использовали летом во время сенокоса. И еловый барометр точно указывает приближение дождя. Ведь летом дожди и грозы протекают быстро и переменчиво и предсказывать их поведение трудно. В старину у наших предков были предсказатели погоды. Они определяли время наступления зимы и лета, какое оно будет - засушливое или дождливое, предсказывали урожай, удачу на охоте или рыбной ловле. Например, мы знаем некоторые народные приметы:

  • если солнце заходит видимым, не прячась в облака, завтра будет хороший день;
  • если в сухое время солнце заходит, прячась в облака, то скоро будет дождь или облачная погода;
  • к прояснению погоды усиливается эхо;
  • коршун летает низко перед дождём.

Хотим поделиться опытом работы над еловым барометром. Для того, чтобы сделать барометр из ветки ели, надо учитывать возраст дерева. Из книг

и справочников мы знаем, что каждый год дерево вырастает в толщину на одно кольцо. Сколько колец, столько лет и дереву. Ветки высоких деревьев бывают толстыми и длинными. Поэтому они слабо реагируют на изменение климата. Очень чётко и чутко реагирует на изменение погоды дерево высотой 1-1,5 метра. Ветка такого дерева бывает толщиной 4-5 миллиметров. При понижении атмосферного давления веточка природного барометра поднимается вверх, значит скоро дождь, а если идёт вниз - дождя не будет. Циклон с обильными осадками узнаёт за один день раньше, а приближение грозы с сильным ветром узнаёт только в течение 30-40 минут.

Еловый барометр редко ошибается, с весны до осени мы сравнили показания своего природного барометра с прогнозом погоды по радио и даже по интернету.

Среднее количество выпавших осадков в 2004 году

  Радио Интернет Природный барометр
Май 22 сильный дождь 21-22. дождь 22-показал кратковременный дождь.
Июнь 8- дождь

20-21-22 дождь

7-8-9-10 дождь

20-21-22 дождь

7-8-9 трёхдневный дождь.

21- во время ысыаха был сильный дождь.

22 был прохладный солнечный день.

Июль 1-2 кратковр. дожди

12- дождь

1-2 кратковр. дожди

12-13-дожди

2-3 кратковременные дожди

12-дождь

13-кратковременный дождь

Август 2 дождь

21 крат. Дождь

25 крат. Дождь

2-3 дожди

24-25-26 дожди

2-3 дожди

24-25-26 показал дождь

Сентябрь 18- крат.д. 20- дождь

21-дождь 22-23крат.д.

17-18-19-крат.д.

20-21-23-24-дожди

С 18-23 - дождь

Среднее количество выпавших осадков 2005 года

  Радио Интернет Природный барометр
Май 6-крат. Дождь

22- дождь

6-7 крат дождь

22- дождь

6,7 - дождь

22 - дождь

Июнь 10- крат дождь

12- 15-дожди

24- 25-26-дожди

10-11-12-дожди

24-25-26- дожди

10-11-12-показал д.

24-25-26-показал д.

Июль 8- дождь,12-дождь

27- дождь,29-дождь

1-крат д. 8-дождь

26-27 дожди29-дождь

1-го не было дождя

8, 27, 29 – дожди

Август 2-крат д. 7-крат д.

15-дождь, 29-дождь

2-крат д. 7-крат д.

15-дождь,29-дождь

2,7 15 и 29 - дожди
Сентябрь     Не было дождя

Среднее количество выпавших осадков 2006 года

  Радио Интернет Природный барометр
Апрель 20-мокрый снег

21- первый дождь

20-22 дождь 20-мокрый снег

21- первый дождь

Май 4 дождь,1-2 дождь,

16-дождь, 22- кратк. дождь

1-4 дождь,16дождь.

22-23 дождь

1- дождь начался в 7 часов вечера.

2-мая- первый туман

4- дождь начался днем в 3 часа, закончился поздно вечером.

16-мокрый снег.-0,-1С.

22 кратковременный дождь

Июнь 9-10 дождь

18-21 крат.дожди

27 слабая облачность

9-10 дождь

18-21 крат.дожди

29-дождь

9-10 дождь

18-21 крат.дожди

29-дождь

Июль 9-12 дождь

20-22 вероятно дождь

9-12 дождь 12 дождь

21 кратковременный дождь

Август 2-3 слабая облачность

21-23дождь,30-31дождь

21-23 дождь

30-31 дождь

2-3 кратковременный дождь

21-23 дождь,30-31 дождь

Сентябрь 5-7 дожди,12-13 дожди

22-23 дожди

5-7 дожди,12-13 дожди.22-23 дожди 5-7 дожди,12-13 дожди

22-23 дожди

Так мы узнали, что на сегодня около 600 видов животных и 400 видов растений предсказывают погоду. Одна из них - простая веточка ели. Вот фотография моего домашнего барометра. Достоверность показаний елового барометра высокая, примерно 83-89%. В итоге исследований мы убедились, что народные приметы, накопленные многовековым опытом, актуальны и в нынешнее время. Потому что это вековой опыт наших предков, мудрость якутского народа.