Урок по математике в 5-м классе "В мире сказочной математики" (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

Разделы: Математика


Цель урока: Основная дидактическая цель: формирование умений и навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, проверка практических навыков и умений при работе с обыкновенными дробями, активизация работы за счет вовлечения учащихся в игру.

Ход урока

1.Организационный момент.

Начало КВНа

Кто не любит сказки? Кто не читал “Колобка” или “ Красную шапочку”? Мир сказочных героев зовет нас к приключениям. Только сказка сегодня необычная – математическая! Приглядись хорошо: здесь и Алиса в стране чудес и принцесса Формула, которая всех объединяет, и дракон- знаменатель, который похитил принцессу Формулу. Две команды смельчаков отправляются на выручку: ведь принцесса Формула обещала открыть им свой секрет. Вот мы и у входа в сказочную страну, где нас встречает Кот Ученый.

И так, открываем первый конверт:

1 - разминка.

а) На тарелке лежат пирожки. Их 12. Три пирожка с повидлом, три с капустой, а остальные с грибами! Какая часть пирожков с капустой, с повидлом, с грибами?

б) Синдбад – мореход стоит перед сундуком с кладом. Чтобы замок открылся, надо набрать шифр: это наименьшее натуральное число, записанное в виде дроби, и записано двумя одинаковыми цифрами. Какая это дробь?

в) Золушка перебирала крупу в течение трёх часов. Какую часть суток она перебирала крупу?

2 - разминка

Отправились команды по своим тропинкам и пришли к избушке Бабы Яги. Не хочет она говорить, где принцесса Формула. Пусть команды проложат дорогу из дробей.

Мост через реку поломан и пройти дальше невозможно. А для этого необходимо решить примеры.

 

В гостях у Бабы Яги оказался ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ. Совсем Горыныч состарился – ничего не слышит, все только спрашивает: “Кто такие? Куда идут? Придется от него откупаться. А в чем богатство команды - в их знаниях.

  • показать противоположные лучи
  • показать правильную дробь
  • показать неправильную дробь
  • изобразите окружность

3. Прошли команды по мостику, сделанному из дробей. И вдруг – видят СИНЬОР ПОМИДОР. Не хочет он пускать команды, пока не покажут сказки. (сказка “Репка”)

4. Переправившись через реку, команды увидели, что к ним идет добрая КРАСНАЯ ШАПОЧКА. И вдруг из кустов – ВОЛК. Чтобы Волк не успел пойти за Красной Шапочкой, необходимо решить командам по одной задаче

- При каких значениях Х дробь будет неправильной?

- При каких значениях Х дробь будет правильной?

- Дайте определение правильной дроби?

- Дайте определение неправильной дроби?

5. Один из учеников пытается ответить на вопросы.

– Эх я, двоечник, не смог решить сам эти примеры. Не пропущу команды и не отдам им “волшебную книгу”, пока не покажут номер художественной самодеятельности.

“Двоечник”: “Придется отдать командам “волшебную книгу””.

Отдает книгу и стали из книги выскакивать смешные слова и записка -

img3.gif (3659 bytes)

И вот удача! Вот он сундучок принцессы ФОРМУЛЫ. Давайте откроем!

Вы складывали и вычитали дроби с одинаковыми знаменателями. А теперь это правило запишем с помощью букв.

6. Принцесса Формула дает командам работу по карточкам и говорит о том, что волка, как из сказки, мы можем встретить в наших лесах часто, но есть звери, которые встречаются очень редко. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Кто быстрее выполнит работу по карточке и назовет имя одного из таких животных, занесенных в Красную книгу?

Б У А К Р С
1 5/11 7/11 9/11 6/11 1/11 12/11
2 3/20 7/20 6/20 9/20 13/20 17/20
3 7/7 3/7 1/7 4/7 5/7 6/7
4 15/17 12/17 17/17 4/17 11/17 5/17
5 33/25 11/25 10/25 8/25 17/25 7/25
6 8/15 7/15 14/5 13/15 9/15 15/15

Задание к карточке.

1. Найдите значение выражение:

4/11 + а, если а=1/11;

2. Решите уравнение:

17/20 - х=14/20- 3/20;

3. Сравните числа и выберите меньшее:

5/7 и 1;

4. Найдите значение выражения:

12/17 -3/17 –а ,если а = 4/17;

5. Решите уравнение:

7/25 +а = 18/25;

6. Решите уравнение:8/15-7/15 +у =14/15.

Команды выполняют задания и получают слово БАРСУК. Принцесса Формула подводит итоги.

7. Подведение итогов урока. Награждение победителей.

Используемая литература.

  1. В.Г. Коваленко, “Дидактические игры на уроках математики”, Москва “Просвещение”, 1990г.
  2. В.Д. Степанов, “Активизация внеурочной работы по математики в средней школе”, Москва “Просвещение”,1991г.
  3. Н.Я. Виленкин “Математика 5 класс, Москва “Мнемозина” 2005г.
  4. Шатилова А. “Занимательная математика КВНы, викторины Москва “Рольф”,2002г.