Цель урока: Основная дидактическая цель: формирование умений и навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, проверка практических навыков и умений при работе с обыкновенными дробями, активизация работы за счет вовлечения учащихся в игру.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начало КВНа
Кто не любит сказки? Кто не читал “Колобка” или “ Красную шапочку”? Мир сказочных героев зовет нас к приключениям. Только сказка сегодня необычная – математическая! Приглядись хорошо: здесь и Алиса в стране чудес и принцесса Формула, которая всех объединяет, и дракон- знаменатель, который похитил принцессу Формулу. Две команды смельчаков отправляются на выручку: ведь принцесса Формула обещала открыть им свой секрет. Вот мы и у входа в сказочную страну, где нас встречает Кот Ученый.
И так, открываем первый конверт:
1 - разминка.
а) На тарелке лежат пирожки. Их 12. Три пирожка с повидлом, три с капустой, а остальные с грибами! Какая часть пирожков с капустой, с повидлом, с грибами?
б) Синдбад – мореход стоит перед сундуком с кладом. Чтобы замок открылся, надо набрать шифр: это наименьшее натуральное число, записанное в виде дроби, и записано двумя одинаковыми цифрами. Какая это дробь?
в) Золушка перебирала крупу в течение трёх часов. Какую часть суток она перебирала крупу?
2 - разминка
Отправились команды по своим тропинкам и пришли к избушке Бабы Яги. Не хочет она говорить, где принцесса Формула. Пусть команды проложат дорогу из дробей.
Мост через реку поломан и пройти дальше невозможно. А для этого необходимо решить примеры.
В гостях у Бабы Яги оказался ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ. Совсем Горыныч состарился – ничего не слышит, все только спрашивает: “Кто такие? Куда идут? Придется от него откупаться. А в чем богатство команды - в их знаниях.
- показать противоположные лучи
- показать правильную дробь
- показать неправильную дробь
- изобразите окружность
3. Прошли команды по мостику, сделанному из дробей. И вдруг – видят СИНЬОР ПОМИДОР. Не хочет он пускать команды, пока не покажут сказки. (сказка “Репка”)
4. Переправившись через реку, команды увидели, что к ним идет добрая КРАСНАЯ ШАПОЧКА. И вдруг из кустов – ВОЛК. Чтобы Волк не успел пойти за Красной Шапочкой, необходимо решить командам по одной задаче
- При каких значениях Х дробь будет неправильной?
- При каких значениях Х дробь будет правильной?
- Дайте определение правильной дроби?
- Дайте определение неправильной дроби?
5. Один из учеников пытается ответить на вопросы.
– Эх я, двоечник, не смог решить сам эти примеры. Не пропущу команды и не отдам им “волшебную книгу”, пока не покажут номер художественной самодеятельности.
“Двоечник”: “Придется отдать командам “волшебную книгу””.
Отдает книгу и стали из книги выскакивать смешные слова и записка -
И вот удача! Вот он сундучок принцессы ФОРМУЛЫ. Давайте откроем!
Вы складывали и вычитали дроби с одинаковыми знаменателями. А теперь это правило запишем с помощью букв.
6. Принцесса Формула дает командам работу по карточкам и говорит о том, что волка, как из сказки, мы можем встретить в наших лесах часто, но есть звери, которые встречаются очень редко. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Кто быстрее выполнит работу по карточке и назовет имя одного из таких животных, занесенных в Красную книгу?
№ | Б | У | А | К | Р | С |
1 | 5/11 | 7/11 | 9/11 | 6/11 | 1/11 | 12/11 |
2 | 3/20 | 7/20 | 6/20 | 9/20 | 13/20 | 17/20 |
3 | 7/7 | 3/7 | 1/7 | 4/7 | 5/7 | 6/7 |
4 | 15/17 | 12/17 | 17/17 | 4/17 | 11/17 | 5/17 |
5 | 33/25 | 11/25 | 10/25 | 8/25 | 17/25 | 7/25 |
6 | 8/15 | 7/15 | 14/5 | 13/15 | 9/15 | 15/15 |
Задание к карточке.
1. Найдите значение выражение:
4/11 + а, если а=1/11;
2. Решите уравнение:
17/20 - х=14/20- 3/20;
3. Сравните числа и выберите меньшее:
5/7 и 1;
4. Найдите значение выражения:
12/17 -3/17 –а ,если а = 4/17;
5. Решите уравнение:
7/25 +а = 18/25;
6. Решите уравнение:8/15-7/15 +у =14/15.
Команды выполняют задания и получают слово БАРСУК. Принцесса Формула подводит итоги.
7. Подведение итогов урока. Награждение победителей.
Используемая литература.
- В.Г. Коваленко, “Дидактические игры на уроках математики”, Москва “Просвещение”, 1990г.
- В.Д. Степанов, “Активизация внеурочной работы по математики в средней школе”, Москва “Просвещение”,1991г.
- Н.Я. Виленкин “Математика 5 класс, Москва “Мнемозина” 2005г.
- Шатилова А. “Занимательная математика КВНы, викторины Москва “Рольф”,2002г.