Тема урока: Устанавливаем связи слов (новая тема).
Учебные задачи:
- Установить связь главных членов предложения – зависимость формы слова-сказуемого от формы слова-подлежащего.
- Отработать определенную последовательность действий: найти подлежащее и сказуемое, определить число и род П, поставить в ту же форму С и записать нужное окончание.
- Повторить пройденный материал: образование однокоренных слов, изменение формы, основы слова; чередование беглых гласных и согласных в корне; фонетический и морфемный разбор слова; орфограммы в корне, суффиксе, окончании и способы проверки; выделение основы предложения; корректировка и редактирование текста.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация Power Point, учебные пособия по УМК «Гармония» – учебник «К тайнам нашего языка», тетрадь-задачник (авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть
еще одну тайну нашего языка. Для этого мы
отправимся в путешествие в сказочную страну под
названием Русландия (слайд 1). Кто-нибудь сможет
ответить – почему я предлагаю отправиться
именно в эту страну? А царя этой страны зовут
Грамматей. Попробуйте догадаться о
происхождении такого имени.
Итак, отправляемся в путешествие, чтобы снова и
снова разгадать тайны нашего языка.
2. Актуализация знаний: изменение формы слова, основы слова, выделение строения слова.
Было у царя три сына (слайд 2). Настало время
женить их. Приказал царь отправиться добрым
молодцам в чисто поле, пустить стрелу, куда
укажет стрела, там и искать свою невесту.
Царевичи послушны были. Воле отца не перечили.
Пустил старший сын стрелу (слайд 3). Прилетела
она к дому, где генерал жил. А у него – дочь на
выданье.
Как изменилось слово? (Форма, окончание А).
Запишите слова. Образуйте и запишите
однокоренное слово-имя прилагательное. Какие
изменения произошли? (Основа слова).
Покажите строение слова. Обратить внимание на
корень генераль.
Пустил средний сын стрелу (слайд 4). Прилетела
она к дому, где жил купец. И у него – дочь на
выданье. Как изменилось слово? (Форма,
окончание А). Запишите слова. Образуйте и
запишите однокоренное слово – имя
прилагательное. Покажите строение слова.
Можно сразу выделить корень в данных словах? (Да,
они однокоренные). Обратить внимание на беглую
гласную Е, чередование в корне Ц–Ч.
Чистописание: Обратить внимание на
правильное соединение букв при письме – АЛ, АЯ,
ОЧ.
Итак, какие ранее нами раскрытые тайны русского
языка нам удалось повторить? (Изменение формы и
основы слова при образовании однокоренного
слова, строение слова, беглая гласная,
чередование согласных в корне).
Гимнастика для глаз
3. Самостоятельная работа в тетрадях по вариантам – орфограмма [ЦА]
Пустил Иван-царевич стрелу (слайд 5). Полетела
она в сторону болота. Ходит Иванушка, ищет стрелу.
Вдруг видит: сидит лягушка, держит стрелу в
лапках. Что же делать? Не жениться же на лягушке,
– засмеют люди! И тут поведала лягушка Иванушке,
что заколдовал ее злой Кощей. Станет она вновь
Еленой Прекрасной, если полюбит ее царевич и
женится на ней. Согласился добрый молодец.
А царевна-лягушка решила испытать Иванушку –
такой ли он грамотный, как его батюшка?
Дети решают орфографические задачи – запись в
тетрадях по вариантам (1 – имена существительные,
2 – глаголы), два ученика пишут на доске.
Взаимопроверка. Объяснить выбор ЦА–ТЬСЯ.
Обратить внимание на букву Т в слове болотце.
Как определили, что ее необходимо написать?
Чистописание: Обратить внимание на
правильное соединение букв при письме – СЯ,
ОЛО.
Согласилась царевна-лягушка отправиться с
Иванушкой, но попросила спрятать ее от глаз
людских до дня свадьбы, пока чары колдовские не
спадут.
4. Новая тема урока: Устанавливаем связи
слов (связь главных членов предложения).
Синтаксический разбор предложения (выделение
основы).
Порадовался царь Грамматей возвращению сыновей,
но решил проверить невест – достойны ли они жить
в королевстве Русландия, владеют ли грамотой.
Первое испытание – записать предложения, решив
орфографические задачи (слайд 6). Сначала устно –
разделительный Ь, выбор букв гласных в суффиксах
глаголов, безударная гласная в корне. Дети
записывают предложения в тетрадь.
Что пришлось изменить при записи предложений? (окончания
глаголов, СЯ–СЬ)
Почему вам пришлось менять формы глаголов? Какое
слово в предложении командовало этими
изменениями? (Имя существительное)
Второе испытание для невест – выделить основу
предложения (слайд 7). А теперь скажите, какой член
предложения потребовал изменения формы
сказуемого? Почему? Выделить число ИС и Г.
Синтаксический разбор предложений.
Физкультминутка
Работа с учебником – с.35 № 433. Только ли
подчинение в числе требует подлежащее от
сказуемого? А еще в чем? Выделить род.
Далее – с.36 № 434. Итак, какую тайну русского языка
нам удалось открыть? (Сказуемое по форме
подчиняется подлежащему).
5. Работа с текстом. Установление границ
предложений.
Третье испытание дал царь невестам. Им предстоит
поработать корректорами и редакторами –
правильно оформить запись данного текста –
приглашения на свадьбу.
Вот как выполнили задание генеральская и
купеческая дочери (слайд 8). Давайте проверим! А
теперь запишите текст в тетради. Проверка (слайд
9).
Порадовался Грамматей успехам невест
царевичей. Приказал тотчас отправить депешу с
гонцами. День свадьбы назначен. А что же с
царевной-лягушкой? Как вы думаете? (Предположения
детей).
Иванушка оценил ум Елены прекрасной, волшебные
чары спали, добро победило! Понравилась сказка?
(Слайд 10)
6. Итог урока
Ребята, помогите мне закончить предложение!
Отправившись в сказочное путешествие в страну
Русландия, мы на уроке раскрыли тайну нашего
языка … (сказуемое всегда встает в форму числа,
рода или лица, которых требует от него
подлежащее: сказуемое по форме подчиняется
подлежащему).
А что мы успели повторить из ранее раскрытых
тайн?
Спасибо за урок! Оценка работ учащихся.