Реализация компетентностно-ориентированного подхода в экологическом образовании младших школьников

Разделы: Начальная школа, Экология


Формирование творческого потенциала личности возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей. Чтобы включиться в самостоятельную деятельность, человеку нужен мотив, осознание личностной значимости того или иного действия. Знание должно быть личностно-значимым. Это стало возможным с введением компетентностного подхода в деятельность нашего общеобразовательного учреждения.

Понятия – “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, экологических, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, экологических, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям, как педагогов, так и учащихся

При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.).

Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели экологического образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:

  •   Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности по экологии, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
  •   Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
  •   Научить ориентироваться в ключевых экологических проблемах современной жизни
  •   Научить решать экологические проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (эколог, член научного общества, представитель природоохранной организации)
  •   Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального экологического образования.

В процессе экологического образования, воспитания и просвещения формируется экологическая культура. Экологическая культура дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды. Модель экологической культуры представляет собой систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологически ориентированная деятельность. Формирование такой модели видится нам возможным при использовании проектной и исследовательской деятельности.

Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься проектной и исследовательской деятельностью? Не играя в ученых, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием экологического образования темы: строить гипотезы, планировать исследовательскую деятельность, экспериментировать, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы?

Если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к творчеству в науке, - могут. И это доказывают успешные выступления учащихся на школьной научно-практической конференции “ Первые шаги в науку” (2005 г.-18 проектов “ Заповедники Амурской области”, “Микрорайон города”, “Самый вредный мусор” и др.; 2006 г. -26 выступлений “Что нам стоит двор построить”, “Из семени – дерево”, “Изучение образа жизни муравьев” и др.). Если выступления с докладами старшеклассников – картина вполне естественная, то появление на трибуне учеников 3-4–х классов воспринимается пока неоднозначно. Непривычно видеть в роли исследователей 9-11 –летних детей. Но непривычно – не значит противоестественно. Напротив – организация проектной и исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста дает очевидные плоды. Учащиеся школы уже трижды были активными участниками городской научно-практической конференции по опытнической и исследовательской работе: 2003 г. – I место - Псырков Федор – 4 класс “Образ жизни дождевых червей в лабораторных условиях”, II место - Марьенков Александр 4 класс “Парниковый эффект и углекислый газ”, III место – Кычаков Николай 4 класс “Растения и крахмал”; 2005 г. – I место - Чуган Юлия 4класс “Мой друг – кошка”, II место - Яворская Татьяна 3 класс “Как вырастить лягушку”; 2007г. – I место – Устимец Алексей 4 класс “ Кто сильнее всех на Земле?”, II место – Яворская Татьяна 4 класс “ Исследование качества пищевых продуктов”, III место – Якимова Ксения 4 класс “Плесень”. Это стало возможным в результате реализации проекта – создание научного общества учащихся “Первооткрыватель”.

А самое главное проектная и исследовательская деятельность в области экологического образования способствует развитию таких личностных качеств у учащихся как:

  • Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, выражать свое понимание или непонимание и др.;
  • Креативные (творческие) качества – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность, критичность, наличие своего мнения и др.;
  • Оргдеятельностные качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;
  • Коммуникативные качества – потребность во взаимодействии с другими людьми, объектами окружающего мира и его информационным пространством; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе и др.;
  • Мировоззренческие качества – эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире (в семье, в коллективе, в природе, в государстве) и др.

Моей главной педагогической идеей была и будет мысль: уча, не опускаться до уровня детского понимания, а поднимать детей на уровень мышления взрослого.