"Счастливый случай" (интеллектуальная игра). Внеклассное мероприятие по географии Амурской области

Разделы: География, Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  • закрепить знания о природе родного края, топонимике, исследователях;
  • формировать навыки работы с дополнительной литературой;
  • воспитывать гордость и ответственность за свой край.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • надпись “Счастливый случай;
  • физическая карта России;
  • физическая карта Амурской области;
  • фотографии и рисунки животных и растений Амурской области;
  • выставка литературы;
  • фонограмма песни “Амурские волны”.

Слова на доске:

Край далекий с лесами и сопками,
С поздней жалобой птиц, - это ты.
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.

Вступительное слово учителя.

О красоте и богатстве нашей области сложено немало стихов и песен, картин художников, не только живущих, но и побывавших здесь хотя бы один раз. Недаром А.П. Чехов, путешествуя по Амуру в 1890 г., восторгался его красотами и писал А.С. Суворину: “Я в Амур влюблен. Описывать такие красоты, как амурские берега, я совсем не умею; пасую перед ними и признаю себя нищим”.

А Петр Комаров описал нашу осень следующими словами:

Здесь будет все: небес голубизна,
Осенней паутины поволока,
Березы в золоте, лесная тишина
И просека, зовущая далеко.

Что мы узнали об истории освоения и изучения природы, топонимики нашей области покажет сегодняшняя игра. А если кто-то захочет узнать побольше, вам помогут книги, журналы и рефераты учащихся.

Начало игры.

Играют две команды по 5-7 человек. Игра проходит в несколько туров. Представляются члены жюри.

1 тур “Дальше – дальше”.

Вопросы для первой команды:

  1. Известный полярный исследователь, уроженец Амурской области? (Ушаков)
  2. Какую ягоду могли собирать ваши бабушки, прабабушки и даже пра-пра-бабушки с одного и того же куста? (С брусники)
  3. Назовите амурские города; самый большой и самый маленький по численности населения? (Благовещенск, Сковородино)
  4. Столица БАМа? (Тында)
  5. Древнейший представитель неогеновой растительности, который называют пробковым деревом? (Амурский бархат)
  6. Самый крупный приток Амура? (Зея)
  7. Район, в котором один из поселков носит имя и отчество Хабарова? (поселок Ерофей Павлович, Сковородинский район)

Вопросы для второй команды:

  1. Норвежский исследователь Арктики, который в 1913 году проезжал по территории области? (Нансен)
  2. Представитель маньчжурской флоры, произрастающий в предгорьях Буреинского хребта? (Ель)
  3. Назовите амурские города: самый старый и самый молодой (Благовещенск, Тында)
  4. Бывший город база стройиндустрии БАМа? (Шимановск)
  5. Ценная промысловая рыба, широко распространенная в бассейне Амура? (Сазан)
  6. Река, на которой строится ГЭС? (Бурея)
  7. Центр района, в котором расположен Хинганский заповедник? (Архаринский район, Архара)

(время 3 минуты, подведение итогов, музыкальная пауза)

2 тур “Заморочки из бочки”.

(использую мешочек в качестве бочки, а вопросы – бочонки из игры “лото”)

  1. Какие заповедники есть в нашей области? (Зейский, Хинганский, Норский)
  2. Что означают названия (топонимика):
    • Сырец (низменное сырое место);
    • Сидьба (временная постройка, где охотник караулит зверей или птиц);
    • Дея, Джибира, Джеэ (эвенкийские названия р. Зея);
    • Бирая (эвенкийское название р. Берея);
    • Сахалян-ула (у маньчжуров “Черная река” Амур).
  3. Выдающийся исследователь Дальнего Востока, адмирал? (Невельской Геннадий Иванович).
  4. Село, на месте которого вырос город Белогорск? (Алексеевское)
  5. Растение – реликт, которое считали священным в Египте, Индии, Китае? (Лотос)
  6. Крупнейшее месторождение бурых углей? (Ерховецкое)
  7. Крупнейший приток р. Селемджа? (р. Нора).
  8. Река, в названии которой цвет? (Голубая)
  9. Каких охраняемых животных вы знаете?

3 тур “Ты мне – я тебе”.

Домашнее задание

(вопросы готовят сами ребята, задают друг – другу по очереди, можно учителю подготовить вопросы и задавать командам).

  1. Какое дерево является самым распространенным в наших лесах? (Лиственница)
  2. Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж)
  3. Какова площадь Амурской области? (363,7 тыс. км2)
  4. Сколько районов в области? (20)
  5. Сколько всего городов в области? (9)
  6. Минеральные источники? (Быссинский, Гонжинский, Игнашинский)
  7. Назовите равнины Амурской области. (Амурско-Зейская, Зейско-Буреинская, Верхне-Зейская).
  8. Самый большой по площади район области. (Зейский)
  9. Наивысшая точка области и чем она знаменита? (г. Город – Макит, 2298 м, на ней установлен обелиск с портретом Г.А. Федосеева)
  10. Когда образовался город Шимановск? (1910)

4 тур “Темная лошадка”

Вопросы:

  1. В каком году образовалась Амурская область? (1932)
  2. Кто возглавлял первый поход казаков-землепроходцев в Приамурье? (В.Д. Поярков)
  3. Коренные жители области? (эвенки, дауры, дючеры)
  4. В каком году была построена Транссибирская магистраль? (1908-1913)
  5. С какой целью была построена эта трасса? (Усилилась колонизация и освоение Дальнего Востока и Сибири. Транссиб сократил время проезда из европейской части страны с 50-200 дней до 7-10 дней, резко снизилась стоимость перевозки грузов)
  6. В каком году произошло электрофицирование дороги в пределах области? (1981-1987)

Заключительное слово учителя.

(звучит музыка, подведение итогов, награждение).

Литература:

  1. Атлас “Люби и знай свой край”. – Москва, 1996.
  2. Павлюк Н.Г. “География Амурской области”. – Благовещенск, 2004.
  3. Шульман Н.К. “Опыт энциклопедического словаря”.
  4. Комаров П.С. “Избранное”. – Хабаровск, 1992.