ЦЕЛИ:
- закрепить знания о природе родного края, топонимике, исследователях;
- формировать навыки работы с дополнительной литературой;
- воспитывать гордость и ответственность за свой край.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- надпись “Счастливый случай;
- физическая карта России;
- физическая карта Амурской области;
- фотографии и рисунки животных и растений Амурской области;
- выставка литературы;
- фонограмма песни “Амурские волны”.
Слова на доске:
Край далекий с лесами и сопками,
С поздней жалобой птиц, - это ты.
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Вступительное слово учителя.
О красоте и богатстве нашей области сложено немало стихов и песен, картин художников, не только живущих, но и побывавших здесь хотя бы один раз. Недаром А.П. Чехов, путешествуя по Амуру в 1890 г., восторгался его красотами и писал А.С. Суворину: “Я в Амур влюблен. Описывать такие красоты, как амурские берега, я совсем не умею; пасую перед ними и признаю себя нищим”.
А Петр Комаров описал нашу осень следующими словами:
Здесь будет все: небес голубизна,
Осенней паутины поволока,
Березы в золоте, лесная тишина
И просека, зовущая далеко.
Что мы узнали об истории освоения и изучения природы, топонимики нашей области покажет сегодняшняя игра. А если кто-то захочет узнать побольше, вам помогут книги, журналы и рефераты учащихся.
Начало игры.
Играют две команды по 5-7 человек. Игра проходит в несколько туров. Представляются члены жюри.
1 тур “Дальше – дальше”.
Вопросы для первой команды:
- Известный полярный исследователь, уроженец Амурской области? (Ушаков)
- Какую ягоду могли собирать ваши бабушки, прабабушки и даже пра-пра-бабушки с одного и того же куста? (С брусники)
- Назовите амурские города; самый большой и самый маленький по численности населения? (Благовещенск, Сковородино)
- Столица БАМа? (Тында)
- Древнейший представитель неогеновой растительности, который называют пробковым деревом? (Амурский бархат)
- Самый крупный приток Амура? (Зея)
- Район, в котором один из поселков носит имя и отчество Хабарова? (поселок Ерофей Павлович, Сковородинский район)
Вопросы для второй команды:
- Норвежский исследователь Арктики, который в 1913 году проезжал по территории области? (Нансен)
- Представитель маньчжурской флоры, произрастающий в предгорьях Буреинского хребта? (Ель)
- Назовите амурские города: самый старый и самый молодой (Благовещенск, Тында)
- Бывший город база стройиндустрии БАМа? (Шимановск)
- Ценная промысловая рыба, широко распространенная в бассейне Амура? (Сазан)
- Река, на которой строится ГЭС? (Бурея)
- Центр района, в котором расположен Хинганский заповедник? (Архаринский район, Архара)
(время 3 минуты, подведение итогов, музыкальная пауза)
2 тур “Заморочки из бочки”.
(использую мешочек в качестве бочки, а вопросы – бочонки из игры “лото”)
- Какие заповедники есть в нашей области? (Зейский, Хинганский, Норский)
- Что означают названия (топонимика):
- Сырец (низменное сырое место);
- Сидьба (временная постройка, где охотник караулит зверей или птиц);
- Дея, Джибира, Джеэ (эвенкийские названия р. Зея);
- Бирая (эвенкийское название р. Берея);
- Сахалян-ула (у маньчжуров “Черная река” Амур).
- Выдающийся исследователь Дальнего Востока, адмирал? (Невельской Геннадий Иванович).
- Село, на месте которого вырос город Белогорск? (Алексеевское)
- Растение – реликт, которое считали священным в Египте, Индии, Китае? (Лотос)
- Крупнейшее месторождение бурых углей? (Ерховецкое)
- Крупнейший приток р. Селемджа? (р. Нора).
- Река, в названии которой цвет? (Голубая)
- Каких охраняемых животных вы знаете?
3 тур “Ты мне – я тебе”.
Домашнее задание
(вопросы готовят сами ребята, задают друг – другу по очереди, можно учителю подготовить вопросы и задавать командам).
- Какое дерево является самым распространенным в наших лесах? (Лиственница)
- Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж)
- Какова площадь Амурской области? (363,7 тыс. км2)
- Сколько районов в области? (20)
- Сколько всего городов в области? (9)
- Минеральные источники? (Быссинский, Гонжинский, Игнашинский)
- Назовите равнины Амурской области. (Амурско-Зейская, Зейско-Буреинская, Верхне-Зейская).
- Самый большой по площади район области. (Зейский)
- Наивысшая точка области и чем она знаменита? (г. Город – Макит, 2298 м, на ней установлен обелиск с портретом Г.А. Федосеева)
- Когда образовался город Шимановск? (1910)
4 тур “Темная лошадка”
Вопросы:
- В каком году образовалась Амурская область? (1932)
- Кто возглавлял первый поход казаков-землепроходцев в Приамурье? (В.Д. Поярков)
- Коренные жители области? (эвенки, дауры, дючеры)
- В каком году была построена Транссибирская магистраль? (1908-1913)
- С какой целью была построена эта трасса? (Усилилась колонизация и освоение Дальнего Востока и Сибири. Транссиб сократил время проезда из европейской части страны с 50-200 дней до 7-10 дней, резко снизилась стоимость перевозки грузов)
- В каком году произошло электрофицирование дороги в пределах области? (1981-1987)
Заключительное слово учителя.
(звучит музыка, подведение итогов, награждение).
Литература:
- Атлас “Люби и знай свой край”. – Москва, 1996.
- Павлюк Н.Г. “География Амурской области”. – Благовещенск, 2004.
- Шульман Н.К. “Опыт энциклопедического словаря”.
- Комаров П.С. “Избранное”. – Хабаровск, 1992.