Цели урока:
- закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Законы постоянного тока”.
- закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами;
- показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по физике.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление понятий: “Элементарный заряд”, “Сила тока”, “Напряжение”, “Сопротивление”, “Мощность”;
- развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора “Начала электроники”;
- формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
- развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
- продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.
Развивающие:
- развивать: умение применять знания теории на практике;
- развивать: наблюдательность, самостоятельность;
- стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных вопросов и заданий, оценкой и поощрением.
Планируемые результаты:
Знать:
- законы Ома и Джоуля – Ленца;
- основные формулы по теме “Законы постоянного тока”;
- правила записи формул в ЭТ Excel
Уметь:
- решать задачи с использованием законов Ома и Джоуля – Ленца;
- решать качественные задачи с помощью ЭТ,
- использовать программу “Начала электроники” при сборке электрических цепей.
Тип урока:
Интегрированный урок по физике и информатике
Комплексно-методическое обеспечение:
Карточки – задания, доска, ПК.
Методы обучения:
- словесные
- наглядные
- практические
- проблемные (задачи)
Межпредметные связи:
- Физика
- информатика
- математика
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (5 мин.)
Преподаватель информатики:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок: применение информационных технологий при решении задач по физике. С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.
II. Повторение (5 мин.).
Преподаватель физики:
На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “Законы постоянного тока”, закрепим умение решать задачи по данной теме, собирать электрические цепи с помощью программы “Начала электроники”. Давайте повторим, какие формулы вы узнали при изучении этой темы? (записать на доске, желательно вызвать сильного ученика).
Какие физические приборы увидели?
С какими законами познакомились?
Преподаватель информатики:
Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ.
- Как запустить табличный процессор?
- Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
- Как ввести в ячейку формулу?
- Что такое диапазон ячеек?
- Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?
III. Решение физических задач с помощью ЭТ “Excel” (10 мин.)
Преподаватель информатики:
А теперь пройдите за ПК, и выполните задание по карточке №1. Обратите внимание на единицы измерения.
№1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:
I, А |
U, В |
R, Ом |
t, мин |
q, Кл |
Ne |
1,6 |
3,2 |
5 |
|||
9 |
27 |
10 |
|||
3,2 |
6,4 |
15 |
Преподаватель физики проверяет результаты работы:
Это должно было получиться при вычислениях |
||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
1 |
I, А |
U, В |
R, Ом |
t, мин |
q, Кл |
Ne |
2 |
1,6 |
3,2 |
2 |
5 |
480 |
3E+20 |
3 |
9 |
27 |
3 |
10 |
5400 |
3,375E+21 |
4 |
3,2 |
6,4 |
2 |
15 |
2880 |
1,8E+21 |
Эти формулы должны были набрать учащиеся |
||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
1 |
I, А |
U, В |
R, Ом |
t, мин |
q, Кл |
Ne |
2 |
1,6 |
3,2 |
=B2/A2 |
5 |
=A2*D2 |
=E2/1,6/10-E19 |
3 |
9 |
27 |
=B3/A3 |
10 |
=A3*D3 |
=E3/1,6/10-E20 |
4 |
3,2 |
6,4 |
=B4/A4 |
15 |
=A4*D4 |
=E4/1,6/10-E21 |
Преподаватель физики:
Какой закон вы использовали при решении этой задачи? Посмотрите следующее задание. Какой закон будете использовать при решении этой задачи?
№2. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:
I, A |
U, B |
P |
Q |
t, мин |
3,2 |
9,6 |
5 |
||
0,4 |
1,2 |
10 |
||
0,8 |
1,6 |
15 |
Результаты |
|||||
A |
B |
C |
D |
E54O |
|
1 |
I, A |
U, B |
P |
Q |
t, мин |
2 |
3,2 |
9,6 |
30,72 |
9216 |
5 |
3 |
0,4 |
1,2 |
0,48 |
288 |
10 |
4 |
0,8 |
1,6 |
1,28 |
1152 |
15 |
Формулы для получения результата |
|||||
A |
B |
C |
D |
E |
|
1 |
I, A |
U, B |
P |
Q |
t, мин |
2 |
3,2 |
9,6 |
=A2*B2 |
=C2*E2*60 |
5 |
3 |
0,4 |
1,2 |
=A3*B3 |
=C3*E3*60 |
10 |
4 |
0,8 |
1,6 |
=A4*B4 |
=C4*E4*60 |
15 |
Преподаватель информатики:
Обратите внимание: при решении задач вам надо было правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.
IV. Решение физических задач с помощью программы - конструктора “Начала электроники” (10 мин.) (см. Приложение2 или можно скачать в Интернете: http://www.lib.csu.ru/dl/bases/prg/kompress/articles/2002_06_constructor/index.htm)
Преподаватель информатики:
Для решения следующих задач вам не понадобятся физические приборы. Программа – конструктор “Начала электроники” поможет вам собрать цепь из виртуальных приборов.
На экране ПК вы увидите, правильно ли вы собрали цепь. Если неправильно, то прибор “перегорит”, а если всё верно, то лампочки будут светиться. Краткая инструкция для работы с программой на ваших столах. Ниже приведена инструкция.
ПАНЕЛЬ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА
В конструкторе можно использовать следующие детали:
|
А теперь вам необходимо составить схемы электрических цепей по карточке – заданию. На эту работу вам отводится 7 минут.
Составить цепь и найти общее сопротивление в ней:
- в цепи: две лампы соединены последовательно
Пример соединения
- в цепи: лампа и электроплитка соединены параллельно
Пример соединения
- в цепи: смешанное соединение для трёх ламп или двух ламп и электроплитки
Пример соединения
V. Работа в тетрадях. (5 мин.)
В тетрадях по физике начертить последнюю схему и записать решение задачи.
Дополнительное задание:
Составить цепь из четырёх приборов и найти общее сопротивление в ней в каждом случае.
VI. Итог урока (5 мин.) - рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Как чувствовали себя на уроке?
Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?