I. ВСТУПЛЕНИЕ
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жестокую формирующую среду, в которой совершается становление личности. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идеи – цель воспитательной работы нашей школы.
Следовательно встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Мы старались создать программу, которая должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах: “познание”, “человек и закон”, “здоровье”, “патриот”, “культура мира”, “труд”, “семья”.
Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:
- учись учиться;
- военное, гражданско-патриотическое, политическое и краеведческое воспитание;
- экологическое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- правовое воспитание;
- здоровый образ жизни
- трудовое и экономическое воспитание;
- половое воспитание;
- работа с родителями.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую. Предлагаемые программой формы деятельности обеспечивают реализацию творческих способностей учащихся и предусматривают уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей.
Теория методики воспитания предлагает следующий способ работы по общей модели программы. Одновременный выход на все направления с произвольным выбором жизненных вопросов. Мы выбрали этот путь, чтобы организовать целостное влияние на развитие детей, выявить приоритеты интересов и потребностей учащихся, творческих способностей и склонностей каждого ребенка. Наша программа дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем направлениям.
Однако можно выбрать путь поступенчатой реализации программы. Ключевым решением такого подхода является принцип доминанты. Для каждой возрастной категории учащихся выбирается своя доминанта. Это “у-своение”, “о-своение”, “при-своение” мира протекает как последовательные новообразования физического и духовного развития школьника в его изменяющемся возрасте.
Эта программа помогает расширить представление учащихся о своем “я”, о возможностях и перспективах развития личности.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическая реализация программы “Шаг в будущее” предполагает формирование высокой духовной атмосферы школы, творческой личности педагога и ребенка.
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям, т.к расширение сфер и способов взаимодействия с окружающей средой способствует формированию образованной и самостоятельной личности, стремящейся к Добру, Истине и Красоте.
Программа “Шаг в будущее” открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать и корректировать.